Автор | Василий Гроссман |
---|---|
Оригинальное название | Жизнь и судьба |
Переводчик | Роберт Чендлер |
Страна | Советский Союз |
Язык | Русский |
Жанр | Исторический роман, война, философский, политическая фантастика |
Издатель | NYRB Classics (2006) |
Дата публикации | 1980 |
Тип материала | Печать |
Страницы | 896 |
ISBN | 1590172019 |
Предыдущий | Сталинград (1950) |
За ним | Все течет (1980) |
Жизнь и Судьба (Русский : Жизнь и судьба) - роман Василия Гроссмана, написанный в Советском Союзе в 1959 году и опубликованном в 1980 году., это вторая половина задуманной автором двухчастной книги под тем же названием. Хотя первая половина романа За правое дело, написанного во время правления Иосифа Сталина и впервые в 1952 году, выражает лояльность к режиму, «Жизнь и судьба» резко критикует Сталинизм.
Василий Гроссман, русский еврей, стал корреспондентом советской военной газеты Красная Звезда, вызванным добровольцем, но в 1941 году ему отказали в военной службе. Он потратил около 1000 дней на передовой, примерно три из четырех лет конфликта между немцами и советскими войсками. Он также был автором романа «Бессмертный народ». Он был одним из первых журналистов, написавших о геноциде людей в Восточной Европе, и он присутствовал на многих известных битвах. «Жизнь и судьба» были его определяющим достижением, его написание частично было мотивировано его чувством вины за смерть своей матери в Бердичевской резне в Бердичеве (УССР ) в сентябре 1941 года.
Начато Гроссманом при жизни Сталина, его продолжением стали «Жизнь и судьба» по правому делу. Он был написан в 1950-х годах и представлен для возможной публикации в журнале «Знамя» примерно в октябре 1960 года. Очень скоро после того, как он был отправлен, КГБ совершил налет на его квартиру; были изъяты рукописи, копии записные книжки, даже копии машинисток и ленты для пишущей машинки. КГБ не знало, что он оставил две копии рукописи друзьям, одну - у известного поэта Семена Липкина, друг, другой (оригинал рукописи Гроссмана) - у Лёли Клестовой, которую часто ошибочно называют Лёля Доминикина, друг по университетским временам.
23 июля 1962 года Политбюро руководитель идеологии Михаил Суслов сказал автору, что в случае публикации его книги может нанести даже больший вред Советскому Союзу, чем Пастернак Доктор Живаго, предполагая, что он может публичную дискуссию о необходимости Советского Союза. Суслов сказал Гроссману, что его роман нельзя публиковать двести лет. Комментарий Суслова раскрывает как презумпцию цензора, так и признание непреходящей значимости произведения. Гроссман пытался обжаловать этот приговор лично Хрущеву, не зная о личном антагонизме Хрущева по отношению к Гроссману и не понимая обстановки того времени.
«Прошу вас вернуть свободу моей книги, прошу обсудить мою книгу с редакторами. а не агенты КГБ. Какой смысл мне быть физически свободным, когда арестовывают книгу, которой я посвятил свою жизнь... Я не отказываюсь от нее... Я прошу свободы для моей книги ».
В 1974 году Липкин получил одну из сохранившихся копий, перенесенную на микрофильм, и контрабандой вывез ее из страны с помощью писателя-сатирика Владимира Войновича и ученого-ядерщика Андрея Сахарова. Гроссман умер в 1964 году, так и не увидев публикации своей книги, чего не было на Западе до 1980 года.
Городская политика гласности инициировал Михаил Горбачев Роман был наконец опубликован на российской земле в 1988 году в журнале Октябрь и в виде книги.
Некоторые критики сравнивают военные романы Гроссмана, в частности «Жизнь и судьба», с монументальным произведением Льва Толстого Война и мир. Он написал своей дочери, что «Война и мир» была единственной книгой, которую он смог прочитать во время Сталинграда, но, хотя есть сходства, признается, что, поскольку Гроссман действительно был свидетелем Сталинградских событий, есть много различий. Роберт Чендлер, который переводил «Жизнь и судьбу» на английский язык, отмечая сравнение с Толстым, говорит, что в его сочинении есть что-то чеховское.
Во введении Линды Грант к изданию Random House 2011 года о книге Грант говорит, что у Гроссмана никогда не было возможности редактировать свою книгу; Роберт Чендлер должен работать с работой, которая «копией несовершенного микрофильма несовершенной книги».
Большинство событий Жизни и Судьбы в Советском Союзе поздней осенью и зимой 1942-43 гг. Это было время операции Блю и операции Фишрейхера, продолжения второго года вторжения нацистской Германии в Советский Союз, которое началось с операции Барбаросса ; это было время Сталинградской битвы. Но так же, как это происходит в Второй мировой войне, это происходит как часть истории сталинской России.
Гитлер и Сталин ранее подписали пакт Молотова - Риббентропа, который на первый взгляд казался выгодным для обоих. Однако 22 июня 1941 года Гитлер в одностороннем порядке прекратил действие пакта, вторгшись в Советский Союз. О реакции СССР было много спекуляций. Но какой бы ни была причина такого, они не были готовы к тому, что произошло; армия была серьезно ослаблена в результате сталинских чисток в армии в конце 1930-х годов, и сведения, которые доходили до Сталина, были отфильтрованы их страхом перед необходимой рассказывать Сталину то, что он не хотел слышать. Таким образом, хотя они увеличили военные расходы, у них еще не было армии, которая могла бы извлечь из этого выгоду. Это было усугублено изменениями в структуре командования, которые Сталин запускровал после чисток 1937 года и поддерживал в течение длительного периода вплоть до 1942 года. Политические комиссары работали вместе с военными командирами.
Книга начинается, когда Германия осаждает город, пытаясь его завоевать. В книге есть ссылки на разваливающийся город и ущерб от воздушных бомбардировок и артиллерии, базирующейся вокруг города. В романе также есть случаи, когда немецкая блокада весьма заметна. Герои страдают от голода и жажды. Книга заканчивается капитуляцией немецкого фельдмаршала Фридриха Паулюса '6-й армии и возвращением мирных жителей в город.
Герои романа представляют собой сочетание вымышленных и исторических личностей. Исторические личности включают Иосифа Сталина и Адольфа Гитлера. Многие персонажи в большей степени основаны на исторической фигуре или представительном виде. Главный герой Виктор Штрум - это «автопортрет» самого Гроссмана, хотя у Штрума был и реальный прототип - советский физик-ядерщик Лев Яковлевич Штрум (1890-1936), который был родным. друг Гроссманса в Киеве. Один из самых многообещающих советских физиков своего времени Лев Штрум был арестован и казнен во время сталинской чистки. Василий Гроссман пошел на огромный риск и увековечил своего друга сначала в романе «Сталинград», впервые опубликованном под названием «За правое дело» в 1952 году, то есть еще при жизни Сталина, а - в романе «Жизнь и Судьба».
В «Жизни и судьбе» бывают разные моменты, когда регистрируются нацистские концлагеря. Длинный раздел «Жизни и судьбы» посвящен немецкому лагерю для военнопленных, где многие персонажи направляются в газовую камеру, чтобы их отравили газом; затем следует диалог высокопоставленных нацистских офицеров внутри новой газовой камеры, которые тосты за ее открытие. Персонажи, отправленные в Германию, были пойманы на выезде из одной из стран, находящихся под властью нацистов. Включение Гроссмана является исторически точным, поскольку есть записи многих русских в нацистских трудовых лагерях и лагерях смерти. Гроссман также включает еще один немецкий концлагерь, где один из его главных аргументов имеет место относительно коммунизма и фашизма. Гроссман посвящает большие разделы книги узникам и немецким трудовым советам концентрационных лагерей, что необходимо для понимания понимания времени и событий.
Роман в глубине души повествует историю семьи Виктора. Штрум и Сталинградская битва. Она написана, несмотря на попытки уйти от нее, в стиле социалистического реализма, что отчасти может показаться странным западным читателям.
Жизнь и судьба - многогранный роман, одного из тем которого было то, что Восточный фронт был борьбой двух сопоставимых тоталитарных государств. Трагедия простых людей в том, что им приходится бороться с захватчиками, так и с тоталитаризмом своего собственного государства.
«Жизнь и судьба» - это обширный рассказ о жизни на восточном фронте, с бесчисленными сюжетными линиями, происходящими одновременно по всей и Восточной Европе. Хотя каждая история имеет линейное развитие, события не обязательно в хронологическом порядке. Гроссман, например, представит персонажа, затем проигнорирует его на сотнях страниц, а затем вернется, чтобы пересчитать события, которые произошли на следующий день. Таким образом, сложный роман резюмировать, но сюжет можно свести к трем основным сюжетным линиям: семья Штрумов / Шапошниковых, осада Сталинграда и жизнь в лагерях Советской России и нацистской Германии. Хотя «Жизнь и судьба» разделена на части, все эти сюжетные линии представлены в каждом разделе.
Виктор Штрум - блестящий физик, который вместе с женой Людмилой и дочерью Надей был эвакуирован из Москвы в Казань. Он испытывает большие трудности с работой, а также с семьей. Затем он получает письмо от своей матери из еврейского гетто, в котором сообщается, что она скоро будет убита немцами. Тем временем Людмила едет навестить сына от первого брака Толю в армейский госпиталь, но он умирает до ее приезда. Когда она возвращается в Казань, она крайне отстранена и кажется, все еще ожидает возвращения Толи. Виктор ведет антисоветские разговоры в доме своего коллеги Соколова, отчасти чтобы произвести впечатление на жену Соколова, Марью (единственную подругу Людмилы). Он последовательно сравнивает политические ситуации с физикой и отмечает, что фашизм и сталинизм не так уж сильно отличаются. Позже он сожалеет об этих обсуждениях из-за страха, что его осудят, - нерешительность, которая мешает ему принимать решения на протяжении всего романа. Внезапно Викторает огромный математический прорыв, решая проблемы, которые мешали его экспериментам. Коллеги Виктора не спешат реагировать, но в конечном итоге принимает гениальность его открытия. Однако после переезда в Москву начальство начинает критиковать его открытия как антиленинские и нападающие на его еврейскую идентичность. Виктор, однако, отказывается публично раскаяться и вынужден уйти в отставку. Он опасается, что его арестуют, но затем получает звонок от самого Сталина (вероятно, потому что Сталин осознавал военное ядерное исследование), который полностью и немедленно меняет его судьбу. Позже он подписывает письмо, в котором осуждает двух невиновных мужчин, и демонстрирует его мучает чувство вины. Последние подробности о Викторе касаются его неоконченного романа с Марьей.
События, рассказанные в Сталинградском центре на Евгении Шапошниковой (сестра Людмилы), Крымове (ее бывший муж) и Новикове (ее любовник). После воссоединения с Новиковым Евгения эвакуируется в Куйбышев. Новиков, командующий советским танковым корпусом, встречается с генералом Неуденовым и политическим комиссаром Гетмановым, оба - партийные наркоманы. Вместе они начинают планировать контрнаступление на Сталинград. Новиков откладывает начало штурма из-за боязни без надобности пожертвовать своими людьми. Позже Гетманов осуждает Новикова, и его вызывают в суд, хотя танковая атака была полным успехом. Тем временем Крымов, политический комиссар, отправляется расследовать дом 6/1, где крошечная группа солдат сдерживала немцев в течение нескольких недель, хотя они полностью окружены и отрезаны от всех поставок. Греков, командир, отказывается посылать рапорты в штаб и пренебрежительно относится к риторике Крымова. Позже он ранил Крымова во сне, в результате чего его эвакуировали из дома. Вскоре после этого Дом 6/1 полностью уничтожен немецкими бомбами. Затем Крымова, стойкого коммуниста, обвиняют в предательстве (это было нормой для российских солдат, оказавшихся в тылу врага) и отправляют в Лубянскую тюрьму в Москве. Евгения решает не выходить замуж за Новикова и едет в Москву, чтобы попытаться навестить Крымова. Он получает от нее посылку и понимает, что все еще любит ее, но, возможно, никогда не выйдет из тюрьмы.
В секциях, которые существуют в лагерях, есть несколько повторяющихся персонажей, за исключением Мостовского, большевика, который участвует в заговоре с целью восстания против немцев, но встревожен преобладающим отсутствием веры в Коммунизм. Его следователь, Лисс, утверждает, что фашизм и коммунизм - две стороны одной медали, что очень расстраивает Мостовского. Позже он убит немцами за участие в восстании. В одной из сцен штурмбаннфюрер Лисс говорит Мостовскому, что и Сталин, и Гитлер являются лидерами качественно новой формы: «Когда мы смотрим в лицо друг друга, мы видим не только ненавистные лица, мы видим зеркальное отражение.... Разве ты не узнаешь себя, свою [сильную] волю в нас? "Гроссман продолжает действовать на Софье Левинтон, еврейской женщине, направляющейся в нацистский лагерь смерти.
По мере того, как Гроссман переходит к третьей части романа, он пишет все аналитически и отказывается от многих персонажей, которых он создал. Единственные сюжетные линии, которые достигают реального реального завершения, - это те, которые главные герои погибают во время войны. набор персонажей, которые остаются анонимными: пожилая вдова, наблюдающая за своими жильцами, раненый армейский офицер, недавно выписанный из больницы, его жена и их маленькая дочь, однако в степени подразумевается, что офицер, возвращающийся к своей семье, - это майор Берозкин, повторяющийся персонаж из Сталинграда, который, как показано, является добрым человеком, изо всех сил пытающимся сохранить свою человечность. Таким образом, в определенном смысле концовка немного радует - многие персонажи погибли или пережили трагедию, но по крайней мере один принципиально хороший человек получает счастливый конец.
Гроссман показывает функционеров Коммунистической партии, которые слепо следуют линии партии и составляют деспичного режима. Один такой политработник (политработник), Сагайдак, утвержден, что целые семьи и деревни намеренно морили себя голодом во время коллективизации в СССР.
Виктор Штрум отчасти является отражением самого Гроссмана. Между жизнью Штрума и Гроссмана есть много, например, смерть их матерей в Холокосте ; оба, находят место в своей еврейской идентичности, которой не было до войны. Гроссман был одним из первых, кто написал о Холокосте в 1944 году, воочию убедившись, что в Восточной Европе нет евреев; Его знакомые-евреи, которые он пришел проверить, лежали в братских могилах, их дома пустовали. Его статья о лагере Треблинка даже использовалась в качестве доказательства на Нюрнбергском процессе. Выросший как светский еврей, становится ясно, что Штрум обнаруживает часть своей личности через страдания, с ней он сталкивается.
В гл. 15 части II Гроссман использует письмо Иконникова, чтобы представить свой взгляд на человечество. Сначала он спрашивает, существует ли благо, общее для всех людей, а затем переходит к описанию того, как идеал добра изменился для разных рас и религий. Гроссман особенно критикует христианство, считая его создание всеобщее благо через мир и любовь большими из самых ужасных событий в мире. «Это учение причинило больше страданий, чем все преступления людей, которые творили зло ради самого него», - пишет он (406). Затем Гроссман задает вопросом о самой природе жизни - является ли сама жизнь злом? И хотя он приводит множество примеров такого зла, Гроссман действительно считает, что в самой жизни есть добро: «Да, кроме этого ужасного Блага... есть повседневная человеческая доброта» (407). Но это не так просто, потому что «отчаявшись найти добро в Боге или в природе, я начал отчаяться даже в доброте... Человеческая история - это не битва добра, борющаяся за преодоление зла. Это битва великого зла, пытается сокрушить ядро доброты. Но если человеческое существо не было уничтожено даже сейчас, тогда зло никогда не победит ». (410). Здесь Гроссман предлагает альтернативу отчаянию: идею о том, что, несмотря на такое великое зло, человечество. Простая, часто незамеченная человеческая доброта основана на теории Гроссмана, которая гласит, что, несмотря на великое зло, маленькие дела благотворительности отражают идею о, что добро одновременно живо и непобедимо, несмотря ни на что. Каким бы великим ни было зло, это «основное ядро» добра, является ключевым элементом части природы.
Несмотря на признание великого зла мира, Гроссман считает, что человечество в своей основе добро. Если человечество будет разделено до самой его сути, все, что останется, - это непобедимое ядро; следовательно, именно это ядро (и, возможно, только это ядро) отвечает за основную добродетель человечества.
Это мировоззрение отражено в гл. 40 части I, где Гроссман описывает Абарчука и его любовь к сталинизму. «Он [Абарчук] повторял:« Зря не арестовывают », полагая, что лишь крошечное меньшинство, включая его самого, было арестовано по ошибке. Что до всех остальных - они заслужили приговор. Меч правосудия наказывал врагов Революции. Он видел раболепие, предательство, покорность, жестокость... И он называл все это «родинками капитализма», полагая, что эти следы носили люди прошлого... Его вера была непоколебима, его преданность Партия бесконечна »(179). Абарчук неспособен понять реальность своей ситуации: он был несправедливо заключен в тюрьму и будет страдать, несмотря на свою невиновность, как это случилось со многими другими. Абарчук настолько полностью погружен в ауру партии и так предан сталинской религии, что не может видеть этические нарушения, происходящие вокруг него. Он является отражением «религиозного безумия» сталинизма; заключенный просто отказывается понять свою ситуацию и вместо этого предпочитает сосредоточиться на своей вере и преданности партии (Бурума).
Таким образом, Абарчук и его менталитет в этом месте книги являются репрезентациями Гроссмана архетипического члена партии и мира снов, в котором он живет. Несмотря на то, что ему представили прекрасную причину для выхода из партии, Абарчук сохраняет свою веру.
В конце «Жизни и судьбы» Василий Гроссман представляет читателю широчайшую концепцию своего романа: идею о том, что несмотря на войну, геноцид, страдания за гранью воображения, и полное разрушение, жизнь продолжается. Эта идея отражена в последних нескольких строках книги, как пишет Гроссман: «Почему-то в этом прохладном лесу можно было почувствовать весну более ярко, чем на залитой солнцем равнине. И в этой тишине была более глубокая печаль, чем в тишине осени. В нем можно было услышать и оплакивание умерших, и яростную радость самой жизни. Было все еще холодно и темно, но скоро двери и ставни распахнутся. Скоро дом наполнится слезами и смехом детей, торопливыми шагами любимой женщины и размеренной походкой хозяина дома. Они стояли молча, держа свои сумки ». (871). На протяжении всей жизни и судьбы Гроссман рисовал мрачные картины войны, смерти и страданий. Он показал нам потерю надежды, разрушение и полную усталость. Действительно, автор ссылается на эти сцены, когда описывает печаль в тишине леса - «плач по мертвым» - и «все еще холодный и темный» дом (871). Гроссман, однако, не заканчивает книгу этими мыслями. Вместо этого он обращается к будущему и надежде на будущее. Автор описывает семейную сцену с мужем, женой и детьми, а также распахивание дверей и ставен - акт, символизирующий движение вперед и восстановление своей жизни. Поэтому Гроссман хочет, чтобы читатель уходил от чтения «Жизни и судьбы» с пониманием мрака Второй мировой войны, но также с пониманием цикличности жизни. Мы можем страдать, но, в конце концов, жизнь продолжается; счастье и мир рано или поздно вернутся.
Главный герой романа Виктор Штрум как советский физик предлагает необычный взгляд на советскую систему. Наука в романе играет роль успокаивающей константы, последнего остатка рациональности в мире хаоса. Несмотря на изменения и манипуляции Сталиным общественными и человеческими истинами, он не может отрицать правдоподобность физики. По этой причине на Виктора влияет как разрушенный мир его личной жизни, так и успокаивающий мир математики. Он обнаруживает, что его две жизни начинают разделяться, поскольку на него все больше и больше оказывается давление с обеих сторон. Поскольку его беспокойство по поводу своей дисфункциональной формулы разъедает его, он понимает, что больше не может открыто обсуждать такие вещи с женой. И наоборот: поскольку его дружбе с партнером Соколовым угрожают антипартийные чувства и вспыльчивость Виктора, страдает и его работа.
В главе 17 части первой Виктор рассуждает о новых успехах, достигнутых в физике в сороковые и пятидесятые годы. Он отмечает, что устойчивость ранее ложно представляла вселенную. Вместо этого он удивляется вновь обретенному изгибу, растяжению и сглаживанию пространства. «Мир больше не был евклидовым, его геометрическая природа больше не складывалась из масс и их скоростей». (Гроссман 79) Хотя этот обнаруженный хаос на первый взгляд может показаться противоречащим святости разума, на самом деле он усиливает его. Осознав это, Виктор узнает, что политический и социальный хаос, который переживает Россия, на самом деле полностью согласуется с фундаментальными законами Вселенной. Вот почему наука была такой ключевой областью при советских режимах.
При Сталине свобода мысли подавлялась и подавлялась. Поэтому работа Виктора как физика под бдительным присмотром Сталина становилась все труднее. На большей части романа Виктор не может найти решения проблемы с атомным явлением. Однако момент, когда он наконец это понимает, - это момент, когда он только что полностью оклеветал сталинизм и советское общество. Это говорит о том, что Гроссман считал, что истинная свобода мысли совершенно невозможна для любого, кто принял Сталина как своего лидера.
Гроссман во многих главах с участием Сережи Шапошникова и Новикова изображает резкую разницу между жизнью на поле и боях в городах. В главе 60 первой части Сережа представлен среди закаленных войной солдатенного Дома 6/1. Здесь Гроссман предлагает интерпретацию войны, которая сравнивает ее с всеохватывающей дымкой. «Когда человека по самой шею опускают в котел войны, он совершенно не в состоянии посмотреть на свою жизнь и что-либо понять». (Гроссман 255). Это утверждение позволяет взглянуть на книгу с разных точек зрения: тех, чьи жизни полностью погружены в войну, и тех, кто либо держится, либо отстраняется от нее.
В своих произведениях Гроссман дает очень отчетливое ощущение сцен войны, которое отсутствует в главех, посвященных городской жизни и тоталитарному правлению. Сражения пронизаны сильным чувством изоляции от правительства, политики и бюрократии. Вместо этого ониотачиваются на мыслях человека, индивидуума, который. Мысли о семье, любовниках, друзьях и доме становятся центральным. В Доме 6/1, даже в уязвимом положении, все увлекаются единственной присутствующей присутствующей, и воцариваются «сплетни». Создавая это, автор стремится отделить истинное значение войны от идеологий, которые якобы управляют ею. Кроме того, их чувства и эмоции, вызывают их отношения, вызывают в шквал несвязанных мыслей, вызванный хаосом войны.
Однако в домашних условиях уделяется значению войны, политическим идеологиям и в степени абстракции. Помимо прямых личных отношений и пережитых потерь, разговоры в городах часто касаются войны как абстракции, а не как опыта. Таким образом, существует резкая разница в восприятии внутри и за пределами Сталинграда. Как пишет Гроссман, полностью пожирает тех, кто вовлечен в нее, становясь во многих отношениях альтернативной реальностью, несовместимой с их прежней реальностью. Это большая свобода, отсутствие российской бюрократии, но также и повышенный риск смерти. Он предлагает участникам различные ежедневные вопросы, спрашивая их, они должны проводить и пережить свой день, вместо того, чтобы спрашивать, стоит ли это делать.
Влияние тоталитаризма на общество было еще одной темой в романе Гроссмана. Сталинградская битва была между тоталитарными правительствами. Одним из них были фашистские нацисты, которые были явными антагонистами на протяжении всего романа. Другая группа были сталинистские коммунисты. Гроссман не мог открыто выступить против коммунизма, когда писал «Жизнь и судьбу», но он умел скрывать свои убеждения в советском коммунистическом режиме через своих персонажей и черпая сходство с фашизмом.
Многие персонажи романа Гроссмана находятся под непосредственным регионом тоталитаризма. Персонаж Абарчук - преданный коммунист, попавший в трудовой лагерь. Он говорит себе, что он здесь только потому, что именно там он может больше всего помочь коммунистической партии, но ясно, что он всего лишь еще одна жертва несправедливого правительства. Крымов - еще один, который не сделал ничего плохого, но все еще находится под стражей. Его обвиняют в государственной измене после того, как о нем сообщил Гетманов. Главный герой романа Виктор Штрум является бунтарем на протяжении большей части романа. Он делает свою работу для развития науки, а не для помощи советскому делу. Он также отказывается идти на работу, пока советское руководство не предоставит ему адекватный персонал. Но простой звонок Сталина возвращает его к работе, и он даже подписывает письмо, в котором осуждает любые утверждения о том, что советское правительство сажает людей в тюрьмы на основании политических убеждений.
Гроссман считает советский тоталитаризм тем же, что и фашизм. Он посвящает целые главы сравнению этих двух. Один из способов сделать это - диалог между узником нацистского концлагеря и его следователем из СС. Вместо того, чтобы допросить своего заключенного Мостовского, офицер СС Лисс пытается показать Мостовскому сходство между коммунизмом и фашизмом. Лисс утверждает, что нацисты научились у Сталина, что «чтобы построить социализм в одной стране, нужно уничтожить свободу крестьян... Сталин не глупо - он ликвидировал миллионы крестьян. Наш Гитлер видел, что евреи были врагом, препятствующим немецкому национал-социалистическому движению. И он ликвидировал миллионы евреев ».
Есть главы, где Гроссман еще более откровенен в своих взглядах на тоталитаризм. Он заявляет, что «человек, отдавший свою душу на службу фашизму, объявляет злое и опасное рабство единственным добром. Вместо того, чтобы открыто отказываться от человеческих чувств, он объявляет преступления, совершенные фашизмом, высшей формой гуманизма ». Но многие персонажи «Жизни и судьбы» совершают преступления и сажают людей в тюрьмы во имя идеализма. Гроссман также ссылается на события, произошедшие в России, такие как восстания в Берлине, Венгрии и Сибири в 1950-х годах, в своей критике тоталитаризма.
Англоязычная радиоадаптация романа транслировалась по BBC Radio 4 с 18 по 25 сентября 2011 года. Перевод Роберт Чендлер и драматизировали Джонатан Майерсон и Майк Уокер, звезды восьмичасовой драматизации Кеннет Брана, Дэвид Теннант, Джанет Сузман, Грета Скакки и Харриет Уолтер.
Телесериал из двенадцати серий по книге транслировался по российскому телевидению в 2012 году.. В некоторых странах он также доступен на Amazon Prime.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Life and Судьба |