A клевета - это политическая брошюра или книга, содержащая клевету на общественного деятеля. Libelles имел особое значение в Франции при Ancien Régime, особенно в восемнадцатом веке, когда нападки брошюр на монархию стали более многочисленными и ядовитыми. В последние годы историк культуры Роберт Дарнтон писал о клевете, аргументируя тем самым подрывную силу, которую клевета конца восемнадцатого века использовала для подрыва монархической власти.
Французское слово libelle происходит от латинского libellus, что означает «маленькая книга». Хотя изначально он использовался для описания брошюр в целом, он стал применяться в первую очередь к жанру кратких и клеветнических нападок на дореволюционных французских общественных деятелей. В издании 1762 года словаря, опубликованного Французской академией, клевета определяется как «оскорбительное произведение». Издатели клеветы были известны как либеллисты.
Клеветы сильно различались по формату и стилю. Ранние клеветы состояли либо из половины листа, либо из одного листа в формате octavo. Некоторые более поздние клеветы, опубликованные, например, в восемнадцатом веке, были длиной в книгу или даже в несколько томов. Независимо от формата, клевета была сплоченной в своем раздутом и сенсационном стиле; они были полны игры слов и часто использовали литературные приемы, такие как метафора. Клевета противоречила авторитету и выступала против известных личностей.
Клевета неизменно носила политический характер, как клеветнический, так и подрывной. Они размножались во времена политических кризисов, с шестнадцатого по восемнадцатый века.
В 1580-х годах, во время французских религиозных войн, клевета процветала: в Париже в среднем публиковалось около одного журнала в день. Клеветы были опубликованы в поддержку как католической, так и протестантской точки зрения. Католические клеветы обычно направлялись на короля, нападая на его характер, в первую очередь на его слабые религиозные убеждения, и изображали его не только безбожным, но и злым. Протестантские клеветы обвинили Католическую лигу в предательской поддержке папы.
Во время гражданской войны, известной как Fronde, клевета распространилась во Франции, их число в 1648–1653 годах составило около 5000. Во время Фронды большинство клеветнических обвинений было направлено против кардинала Мазарини, главного министра Франции. Эти клеветы назывались мазаринадами. Они высмеивали Мазарини за самые разные вещи, включая его низкое происхождение, его пристрастия к роскоши и спекулировали его эротической связью с королевой-матерью, Анной Австрийской. Один из самых известных из них характеризовал Мазарини следующим образом:
Жук-жукер, глючный жукер,.
Жук в высшей степени,. Волосатый педераст и пернатый педераст,. Жук в большом и малом объеме,. Жулик, насилующий государство,.
И педераст чистейшей смеси…
— Пол Скаррон, Ла Мазаринада (1651)Эти клеветы вызвали озабоченность со стороны правительства. Предположительно встревоженный крамольными возможностями клеветы, Парижский парламент издал постановление против либеллистов, объявив, что любой, кого поймают за изготовлением таких брошюр, будет повешен. Это вело клевету в подполье, и многие либеллисты переехали в Голландию - или затронули титульные листы; там они продолжали публиковать свою клевету.
Пожалуй, самые многочисленные и язвительные клеветы вышли за два десятилетия до Французской революции. Дарнтон перечисляет пять отличий клеветы 1770-х и 1780-х годов от своих предков. Во-первых, более поздние клеветы различались по масштабу. Клеветы восемнадцатого века были гораздо более объемными томами, чем их предшественники на одном (или половинном) листе. Некоторые клеветы этого периода занимали тридцать шесть томов. Тот факт, что такие брошюры начали собираться в книги, увеличил долговечность клеветы. Во-вторых, изменилась система распространения клеветы. Издательская индустрия, распространявшая клевету в восемнадцатом веке, становилась все более обширной и больше не локализовалась. В-третьих, расширились возможности клеветы по нападкам на общественных деятелей. В клевете XVIII века сексуальная жизнь подвергшихся нападению общественных деятелей контекстуализировалась как современная история. В-четвертых, изменилось представление о жертвах клеветы. Даже когда более ранние клеветы нападали на Людовика XIV, в писаниях подразумевалось чувство уважения и даже почтения. К 1770-м годам концепция клеветы Людовика XV была гораздо менее уважительной и предполагала, что монарх был простым бабником, не интересовавшимся государственными делами. Мария-Антуанетта жила даже хуже, так как количество порнографических libelles, которые вовлекали ее распространение в революционную эпоху. В-пятых, более поздние клеветы, казалось, критиковали монархию как систему, тогда как ранние клеветы касались только отдельных фигур. В более ранних брошюрах подразумевалось, что отдельные фигуры, такие как Мазарини, несут ответственность за проблемы государства. Однако с клеветой последних лет атака была направлена против всей правительственной системы и монархии в целом.