Лиана Габора - профессор психологии в Университете Британской Колумбии - Оканаган. Она наиболее известна своей теорией «Происхождение современного разума через концептуальное замыкание», основанной на ее более ранней работе «Автокаталитическое замыкание в когнитивной системе: предварительный сценарий происхождения культуры». Ее недавняя работа по теории оттачивания добавляет новое направление значительной работе, опубликованной по теориям творчества.
Габора внесла свой вклад в изучение культурной эволюции и эволюции обществ, уделяя особое внимание роли личного творчества, а не к меметическому подражанию или обучению, чтобы отличить современного человека от предшествующего гоминида или современного человека. В частности, она, кажется, следует за экономистами-феминистками и экономистами-экологами, проводя очень сильное, поистине решающее различие между творческим "предприятием", изобретением, искусством или "индивидуальным капиталом". "и имитационный" мем ", правило, социальная категория или" учебный капитал ".
Взгляды Габоры контрастируют со взглядами меметики и сильнейших теоретиков социального капитала (например, Карла Маркса или) в том, что она, кажется, видит, как и теоретики интеллектуального капитала, социальные сигналы или ярлыки как маркеры доверия, уже вложенные в индивидуальные и обучающие комплексы, а не как первоклассные акторы сами по себе. Она уделяет особое внимание количественным археологическим данным, таким как количество различных стилей стрелок, а не современным наблюдениям, чтобы минимизировать культурную предвзятость и систематическую ошибку.
Некоторые из ее недавних работ поднимают вопрос чрезвычайно противоречивые темы в философии науки и сильно бросают вызов фундаментальной онтологии физики элементарных частиц (например, изучение «нарушения неравенств Белла в макромире»). Она также известна своим вкладом в эту область.
«Отточенная теория: комплексная системная основа для творчества» - ее последняя публикация, в которой предполагается, что культура развивается через социальное взаимодействие и обмен между умами, которые самоорганизуются и изменяются в зависимости от окружающей среды. Творчество возникает из-за возможности неуверенности и беспорядка, что приводит к возбуждению и процессу новизны и оригинальности, пока возбуждение не исчезнет. Это, в свою очередь, подпитывает культурную норму, которая, в свою очередь, подпитывает дальнейшее творчество, что частично приводит к эволюции культуры.