Ли Шизенг

редактировать
Ли Шицзэн
Li Shizeng.jpg Ли Шицзэн, как показано в Самые последние биографии выдающихся китайцев
Родился李煜瀛 Ли Юин. 29 мая 1881. Пекин, Китай
Умер30 сентября 1973 (1973-09-30) (92 года). Тайбэй, Тайвань
НациональностьКитайский
Образование[de ], Сорбонна, Институт Пастера
ПрофессияПедагог, политический активист
Политическая партияEmblem of the Kuomintang.svg Гоминьдан

Ли Шицзэн (китайский : 李石 曾; Уэйд-Джайлс : Ли Ши- tseng; 29 мая 1881 - 30 сентября 1973) был просветителем, пропагандистом анархистских доктрин, политическим активистом и членом Китайской националистической партии в начале республиканского Китая.

Приехав в Париж в 1902 году, Ли получил ученую степень по химии и биологии, а затем вместе с У Чжихуэй и Чжан Ренцзе стал соучредителем китайского анархистского движения. Он был сторонником революционной деятельности Сунь Ят-сена. Он организовал культурный обмен между Францией и Китаем, основал первую в Европе фабрику по производству и продаже фасоли и создал программы Прилежная работа-бережливое обучение, которые привлекали китайских студентов во Францию ​​для работы в заводы. В 1920-е годы Ли, Чжан, У и Цай Юаньпей были известны как антикоммунисты «четыре старейшины» Китайской националистической партии.

Содержание
  • 1 Молодежь и начало карьеры
  • 2 Анархизм и Франция
    • 2.1 Парижские анархисты
    • 2.2 Соевые фабрики и программа обучения работе
    • 2.3 Франция
  • 3 Синьхайская революция
    • 3.1 Прилежная работа - экономия Движение исследований
    • 3.2 Националистическая партия и анархизм в 1920-е годы
    • 3.3 Университет труда, Дворцовый музей и Французский университет
  • 4 Поздние годы
  • 5 Семья и личная жизнь
  • 6 Основные работы
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки и дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Молодость и начало карьеры

Хотя его семья была из округа Гаоян, Хэбэй, Ли вырос в Пекин. Его отцом был Ли Хунцзао, высокопоставленный чиновник династии Цин. Семья была открыта для новых идей и для Запада, и Ли поощряли изучать иностранные языки и современные предметы. Когда Ли Хунцзао умер в 1897 году, правительство наградило его сыновей званиями, дающими им право занимать должности среднего уровня. Титул в этом рейтинге был известен как Лунг-Чанг.

В 1900 году семья бежала из Боксерского восстания и вторжения союзных армий. После их возвращения в Пекин Ли посетил банкет в доме соседнего высокопоставленного чиновника, который был другом его отца. Там он встретил Чжан Жэньцзе, сына преуспевающего торговца шелком из Чжэцзяна, семья которого дала ему ученую степень и который приехал в столицу, чтобы устроить подходящий офис. Они быстро обнаружили, что разделяют идеи реформы китайского правительства и общества, положив начало дружбе, которая продлилась до конца их жизни. Когда в 1903 году Ли был выбран в качестве «студента посольства» для сопровождения нового посла Китая Сунь Баоци в Париж, Чжан попросил свою семью организовать его присоединение к группе в качестве коммерческого атташе. Ли и Чжан путешествовали вместе, сначала остановившись в Шанхае, чтобы встретиться с У Чжихуэем, к тому времени известным радикальным критиком правительства Цин, где они также встретили друга Ву, Цай Юаньпея.

анархизма и Франция

В то время, когда Франция имела репутацию родины революции, китайские власти не хотели спонсировать там учебу. Ли и Чжан, однако, имели хорошие связи и прибыли во Францию ​​в декабре 1902 года в сопровождении своих жен. Посол Сунь проявил снисходительность и позволил Ли интенсивно изучать французский язык, но вскоре Ли ушел из посольства, чтобы поступить в аспирантуру по химии и биологии в [de ] в Montargis, пригород к югу от Парижа. Через три года он получил степень, затем уехал в Париж для дальнейшего обучения в Университете Сорбонны и Институте Пастера. Он объявил, что порвет с семейными традициями и откажется от официальной карьеры. Тем временем Чжан начал зарабатывать состояние, основав парижскую компанию по импорту китайского декоративного искусства и диковинок. Ли и Чжан убедили У Чжихуэя приехать в Париж из Эдинбурга, где он посещал университетские лекции. Ли, Чжан и У не забыли своих революционных целей. На обратном пути в Китай с визитом Чжан встретил антиманьчжурского революционера Сунь Ятсена и пообещал ему обширную финансовую поддержку. По возвращении в Париж в 1907 году Чжан привел Ли и Ву к участию в Тонгменхуэй (Китайский революционный союз)

Парижские анархисты

Ли Шицзэн

Три молодых радикала пришли в поисках идей для объяснения своего мира и способов его изменить. Вскоре они открыли для себя модные доктрины анархизма, в которых видели научный и космополитический набор идей, которые принесут прогресс Китаю. Ключевым отличием от других революционеров было то, что для них политическая революция не имела смысла без культурных изменений. Группа китайских анархистов в Токио, возглавляемая Лю Шипей, выступала за возвращение к индивидуалистическому даосизму древнего Китая, который считал правительство неуместным, но для парижских анархистов, как выразился историк Питер Зарроу, «наука» была правда, а правда была наукой ». В последующие годы они помогли анархизму стать повсеместным и, возможно, доминирующим направлением среди радикальных молодых китайцев.

Парижские анархисты утверждали, что Китаю необходимо отменить конфуцианскую семейную структуру, освободить женщин, способствовать нравственному поведению личности и создать равноправные общественные организации. Ли писал, что «семейная революция, революция против мудрецов, революция Трех Узы и Пяти постоянных продвинут дело гуманизма». По их мнению, как только эти цели будут достигнуты, умы людей прояснятся и последуют политические улучшения. Тогда не было бы необходимости в авторитарном правительстве.

Хотя эти анархисты стремились ниспровергнуть конфуцианскую ортодоксию, их предположения перекликались с идеалистическими предположениями неоконфуцианства : что человеческая природа в основном хороша; что людям не нужно принуждение или правительства, чтобы заставить их быть порядочными друг к другу; и что нравственное самосовершенствование приведет людей к самореализации в обществе, а не к освобождению от него. Для этих анархистов, как и для поздних имперских неоконфуцианцев, школы были неавторитарным инструментом личной трансформации, и их привилегированная роль заключалась в качестве учителей.

У Чжихуэй, Чжан и Ли Шицзэн, лидеры общества Синь Шицзе

В 1906 году Чжан, Ли и Ву основали первую китайскую анархистскую организацию - Мировое общество (世界 社 Шицзе шэ), иногда переводимое как «Общество Нового Света». В последующие годы, до переезда на Тайвань в 1949 году, Общество превратилось в мощный финансовый конгломерат, но на раннем этапе своей деятельности сосредоточилось на программах образования и радикальных изменениях.

В 1908 году Всемирное общество начало выпуск еженедельного журнала Синь Шицзи 新 世紀 週報 (Новая эра или новый век; на эсперанто под названием La Novaj Tempoj), чтобы знакомить китайских студентов с французским языком. Япония и Китай к истории европейского радикализма. Успешное предприятие Чжана по продаже китайского искусства финансировало журнал, Ву редактировал его, а Ли был основным спонсором. Среди других участников были Ван Цзинвэй, Чжан Цзи и Чу Миньи, студент из Чжэцзяна, который сопровождал Чжан Ренцзе из Китая и будет его помощником в долгие годы.

Ли с нетерпением читал и переводил эссе Уильяма Годвина, Пьера-Жозефа Прудона, Элисе Реклю и классических анархистов Петр Кропоткин, особенно его Завоевание хлеба и Взаимопомощь: фактор эволюции. Ли был поражен их аргументами о том, что сотрудничество и взаимопомощь были более могущественными, чем социал-дарвинистские силы конкуренции или бессердечного выживания наиболее приспособленных. На Ли также произвели впечатление беседы с кропоткинистским писателем Жаном Грейвом, который провел два года в тюрьме за публикацию анархистской брошюры «Общество на грани смерти» (1892).

Прогресс. был узаконивающим принципом. Ли писал в 1907 году, что

Прогресс - это непрерывное продвижение вперед, бесконечное преобразование. Нет дела или дела, которые не развивались бы. Такова природа эволюции. То, что не развивается или запаздывает, является следствием болезней людей и травм в других вещах. То, что устраняет болезни и травмы, есть не что иное, как революция. Революция - это не что иное, как устранение препятствий на пути прогресса.

Парижская группа работала, исходя из предположения, что наука и рациональность приведут к мировой цивилизации, в которой Китай будет участвовать на равных основаниях. Они поддержали эсперанто, например, как научно разработанный язык, который приведет к созданию единого глобального языка, превосходящего национальные. Их вера в нравственное самосовершенствование побудила Ли принять вегетарианство в 1908 году, что было обязательством на всю жизнь. Однако он также считал, что люди не могут освободиться просто по своей воле, но нуждаются в сильных моральных примерах учителей.

Синь Шицзе даже призвал к реформе китайского театра. Ли сожалел, что реформа остановилась на промежуточных мерах, таких как внедрение газового освещения. Он призвал к более глубоким реформам, таким как декорации, а не голая сцена, и разрешение мужчинам и женщинам действовать на одной сцене. Ли посоветовался с несколькими французскими друзьями, прежде чем решил перевести две современные французские пьесы: L'Echelle, одноактную пьесу (? -1904), которую он перевел как Ming bu ping, и Le Grand Soir (1881-1913), которая он перевел как Е вэй янь.

К 1910 году Чжан Жэньцзе, который продолжал путешествовать в Китай и продвигать бизнес и поддерживать революцию, больше не мог финансировать как Сунь Ят-сена, так и журнал, который прекратил публикацию после 121 номера.

Соевый завод и программа «Работа-учеба»

Анархисты Ли и Чжан Жэньцзе также владели бизнесом для финансирования своей политической деятельности. Когда Чжан расширил свой импортный бизнес, Ли понял, что он может использовать свои научные знания в производстве соевых продуктов. Он чувствовал, что фасоль (доуфу) понравится французской публике как типично китайская.

Фабрика фасоли Ли, Усине де ла Касео-Соджайн

В 1908 году Ли открыл соевую фабрику, Usine de la Caséo-Sojaïne, которая производила и продавала doufu (бобовый творог).

Завод, расположенный в кирпичном здании по адресу 46–48 Rue Denis Papin в пригороде Ла Гарен-Коломб в нескольких милях к северу от Парижа, производил различные соевые продукты.. Было мало рынка для варенья из бобов и творога, соевого кофе и шоколада, яиц или бобово-творожного сыра (со вкусом грюйера, рокфора или камамбера), но соевая мука и печенье продавались хорошо. Компания предложила бесплатное питание китайским студентам, которые собрались также, чтобы обсудить революционную стратегию. Сунь Ятсен посетил фабрику в 1909 году и написал: «Мой друг Ли Шицзэн провел исследование соевых бобов и выступает за то, чтобы есть соевые продукты вместо мяса».

Ли планировал первую программу «Работа-учеба» как способ привлечь во Францию ​​молодых китайцев, учеба которых будет финансироваться за счет работы на фабрике по производству бобов, и чей характер будет улучшен с помощью режима нравственного воспитания. Эта первая программа «Работа-учеба» в конечном итоге привела во Францию ​​120 рабочих. Ли стремился взять этих студентов-рабочих, которых он называл «невежественными» и «суеверными», и сделать их знающими и моральными гражданами, которые по их возвращении станут образцами для нового Китая. Программа обучала их китайскому, французскому и естественным наукам и требовала от них воздерживаться от табака, алкоголя и азартных игр.

Ли вернулся в Китай в 1909 году, чтобы собрать дополнительный капитал для фабрики. Снова используя семейные связи, он договорился об интервью с губернатором Чжили, Ян Ляньпу, другом своего отца, и получил пожертвование. Его тесть, Яо Сюэюань (1843–1914), глава торговцев солью Тяньцзиня, обратился к национальному сообществу торговцев солью за инвестициями.. За шесть месяцев Ли собрал около 400 000 долларов. Он вернулся во Францию ​​с пятью рабочими (все из Гаояна, его родного района) и запасом соевых бобов и коагулянта.

Франция

В 1905 году, когда он был еще аспирантом, Ли представил свой первый доклад о сое на Втором Международном молочном конгрессе в Париже и опубликовал его в трудах конференции. В 1910 году он опубликовал небольшой трактат на китайском языке об экономических преимуществах и пользе для здоровья соевых бобов и соевых продуктов, особенно дуфу, который, как он утверждал, может облегчить диабет и артритную боль, а затем в 1912 году Le Soja на французском языке. На ежегодном обеде Французского общества акклиматизации (Société d'Acclimatation), следуя своей традиции введения новых продуктов из малоизвестных растений, Ли подал еду из вегетарианской ветчины (jambon végétal), соевого сыра (fromage de Soya)., соевые консервы (соевые конфитюры, такие как крем де маррон) и соевый хлеб (соевый хлеб).

Вместе со своим партнером Л. Грандвоаннетом в 1912 году Ли опубликовал 150-страничный памфлет, содержащий серию из восьми более ранних статей: Le soja: sa culture, ses usages alimentaires, thérapeutiques, Agricoles et Industriels (Soya - Its Выращивание, диетическое, терапевтическое, сельскохозяйственное и промышленное использование; Париж: A Challamel, 1912). Историки сои Уильям Шертлефф и Акико Аояги называют ее «одной из самых ранних, самых важных, влиятельных, творческих, интересных и тщательно исследованных книг, когда-либо написанных о сое и соевых продуктах. Ее библиография по сое больше, чем любая из опубликованных до того времени. «

Ли и заводские инженеры разработали и запатентовали оборудование для производства соевого молока и бобового творога, включая первые в мире патенты на соевое молоко. Шертлефф и Аояги комментируют, что их патент 1912 года был «наполнен оригинальными идеями, включая различные сыры по-французски и первый в мире промышленный изолят соевого белка, названный Sojalithe, в честь его аналога Galalith, сделанный из молочного белка». Ли утверждал, что Sojalithe может также использоваться как заменитель слоновой кости.

Синьхайская революция
Ли в Париже

Накануне Синьхайской революции Ли присоединился к Чжан Жэньцзе в Пекин (возможно, они принимали участие в заговоре с целью убийства Юань Шикая, вытеснившего Сунь Ят-сена с поста президента новой республики). У Чжихуэй занял деньги у Сунь, чтобы присоединиться к ним и другим парижским анархистам, таким как Чжан Цзи. Ван Цзинвэй, который был заключен в тюрьму за покушение на маньчжурского губернатора в 1910 году, был освобожден новым правительством. Эти анархисты воспользовались новой политической открытостью, чтобы практиковать то, что один историк называет «прикладным анархизмом».

Вскоре после их возвращения группа организовала Общество за продвижение морали (進 德 會 Jinde hui), также известное как «Восемь ночей» или «Общество восьми запретов» (八 不會 Babu hui). Верное своим анархистским принципам, у Общества не было ни президента, ни офицеров, ни правил, ни средств их обеспечения, ни пошлин или штрафов. Однако к каждому уровню членства предъявлялись все более строгие требования. «Поддерживающие члены», самый низкий уровень, согласились не посещать проституток и не играть в азартные игры. «Генералы» согласились вдобавок не брать наложниц. Следующий более высокий уровень также согласился не занимать правительственные должности - «Кто-то должен присматривать за чиновниками» - не становиться членами парламента и не курить. На высшем уровне пообещали помимо алкоголя воздержаться от мяса. Эти моральные принципы были широко распространены среди новой интеллигенции, которая формировалась в городах и университетах, но Ли, в свете запрета Общества занимать должности, отклонил просьбу Сунь Ят-сена о присоединении к новому правительству, как и Ван Цзинвэй..

Движение за усердный труд и экономное учебу

В апреле 1912 года, все еще взволнованные перспективой новорожденного Китайской республики, Ли, Чжан Жэньцзе, У Чжихуэй, и Цай Юаньпей основали в Пекине Ассоциацию экономных исследований во Франции (留 法 儉 學會 Liufa jianxue hui), также известную как Общество рационального французского образования (la Societé Rationelle des Etudiants Chinois en France). В то время большинство студентов, уехавших за границу, отправлялись в Японию на государственные стипендии, хотя Китайская образовательная миссия 1872–1881 гг. И Программа стипендий боксеров отправляли студентов в Соединенные Штаты. В отличие от своего собственного опыта участия в программе 1902 года в качестве «посольского ученого», в котором участвовало лишь несколько студентов из привилегированных семей, Ли надеялся принять в свою программу сотни студентов из рабочего класса. Для Ли работа-учеба продолжала иметь как моральную, так и образовательную функцию. Помимо повышения осведомленности рабочих, учеба устранит их «упаднические привычки» и превратит их в нравственно честных и трудолюбивых граждан.

Оппозиция Юань Шикая закрыла программу. В сентябре 1913 года, после того как Юань жестоко подавил "вторую революцию " Сунь, Ли и Ван Цзинвэй в целях безопасности увезли свои семьи во Францию. Ван жил с Ли в Монтаржи и читал лекции студентам «Работа-учеба». Фабрика по производству бобов и творога начала работать лучше. В течение первых пяти лет продажи бобового творога составляли в среднем всего 500 штук (пирожных) в месяц, но в 1915 году выросли до 10 000 штук в месяц, а иногда и до более 17 000 штук в месяц. Однако в 1916 году условия военного времени вынудили фабрику закрыться (она вновь открылась в 1919 году, когда послевоенный дефицит молока сделал соевое молоко более привлекательным).

Фабрика Doufu Nightschool 1916

Начало войны в Европе в 1914 г. побудил французское правительство нанять китайских рабочих на свои фабрики. К концу войны Китайский рабочий корпус во Франции привез более 130 000 рабочих, в основном из деревень Северного Китая. В июне 1915 года Ли и его друзья в Париже воспользовались этой возможностью, чтобы обеспечить обучение и подготовку тех, кто работал на французских фабриках. Они обновили программу «Работа-учеба», хотя и на другой основе, с привлечением менее образованных рабочих, а не студентов. К марту 1916 года их парижская группа, Французское шинуазское общество образования (華 法 教育 會 Hua-Fa jiaoyuhui), принимала непосредственное участие в найме и обучении этих рабочих. Они настаивали на том, чтобы французское правительство давало рабочим техническое образование, а также работу на заводе, и Ли много писал в «Китайском трудовом журнале» (Huagong zazhi), в котором рассказывал о западной науке, искусстве, художественной литературе и текущих событиях.

В 1921 году, после того как Ли вернулся в Китай, лидеры беспорядков в Лионе против руководства программы были изгнаны из страны. Затем молодое поколение студентов стало сердитыми критиками, которые отвергли анархизм и отвергли старших лидеров. Китайско-французский институт не стал центральным в китайско-французских отношениях.

Националистическая партия и анархизм в 1920-е годы

В 1919 году Ли вернулся в Пекин, чтобы принять предложение Цай Юаньпея преподавать науку на передовой. - с видом на Пекинский университет, а также стать президентом Китайско-французского университета недалеко от города.

Хотя основным лозунгом Движения за новую культуру было «Наука и демократия», Ли был один из немногих влиятельных интеллектуалов, получивших профессиональную подготовку в области точных наук. В соответствии с анархистской оппозицией религии, Ли продолжал использовать науку для нападок на религию как на суеверие. Когда он стал президентом Антихристианского движения в 1922 году, Ли сказал Пекинской лиге атеистов: «Религия по своей природе старая и коррумпированная: история прошла мимо». Далее он пояснил, что как космополит, он выступал против христианства не потому, что оно было чуждым, а против всей религии как таковой:

Почему мы живем в двадцатом веке... даже спорим об этой чепухе из первобытных времен?... Как часто говорят западные ученые, «наука и религия развиваются и отступают в обратной пропорции»... Нравственность - это естественная сила добра. С другой стороны, религиозная мораль на самом деле работает путем вознаграждения и наказания; это противоположность истинной морали... Основная природа всех живых существ, включая человечество, не только питает личный интерес, но и раскрывается как поддержка группы. В этом корень морали.

Бывшие парижские анархисты стали силой в Националистической партии Сунь Ятсена, когда она достигла национальной власти в начале 1920-х годов. Заработок Чжана Ренцзе на шанхайском фондовом рынке сделал его главным финансовым сторонником партии и одним из первых покровителей Чан Кайши. После смерти Сунь в 1925 году и первоначального успеха Чанга националисты разделились на левую и правую фракции. В 1927 году Ли Шицзэн, У Чжихуэй, Цай Юаньпей и Чжан Жэньцзе стали известны как Четыре старейшины партии (юань лао). В качестве членов Центрального наблюдательного комитета в апреле 1927 года они решительно поддерживали Чан Кайши над левым правительством Уханя во главе со своим старым коллегой Ван Цзинвэем и приветствовали изгнание всех Коммунисты и кровавое подавление коммунистов и левых в Шанхае.

Четыре старейшины никогда не создавали независимую основу власти внутри партии, а полагались на свои личные отношения, сначала с Сунь, затем с Чан Кайши, в их усилиях по превращению Националистической партии в инструмент своих анархистских амбиций. В 1927 году Ли и У Чжихуэй были назначены председателями партии, Цай Юаньпей принял ряд должностей в новом правительстве, а Чжан Жэньцзе был одной из держав, стоящих за захватом Чанга после смерти Сунь. Они призвали своих молодых анархистов присоединиться к партии, организовать рабочую силу и работать на революцию. Многие из этих молодых анархистов сделали это, но другие резко указали, что Ли изначально сделал отказ от политической должности ключевым принципом; Определяющей целью анархизма было свержение государства, а не присоединение к нему. Один критик писал, что «как только Ли и У вошли в Гоминьдан, они практически перестали быть анархистами».

Лейбористский университет, Дворцовый музей и Французский университет

Ли действительно принципиально отказался правительственный офис, но он согласился на культурные позиции. В ноябре 1924 года Фэн Юйсян, соперник националистов, захватил Пекин и изгнал бывшего императора, Пуи из Запретного города. Когда Дворцовый музей был создан для наблюдения за огромными коллекциями произведений искусства, оставленными императорами, Ли был назначен генеральным директором, а его протеже и дальний родственник И Пейджи был назначен куратором. Решение о расположении и даже владении этими бывшими имперскими сокровищами было сложной задачей, поскольку многие из них уже были проданы евнухами или обедневшим персоналом императорского дома. К середине 1920-х годов многие интеллектуалы и националисты пришли к пониманию и решительному противодействию разграблению художественного наследия Китая и экспорту произведений искусства китайскими и иностранными торговцами. Следовательно, обращение с императорскими коллекциями в Запретном городе было культурной и политической проблемой. Дворец-музей был открыт 10 октября 1925 года, в годовщину республиканской революции. Ли был вынужден бежать из страха за свою жизнь в 1926 году, когда его обвинили в симпатиях к коммунистам, но вернулся, когда войска Гоминьдана взяли город в июне 1928 года. Ли был председателем Совета директоров до 1932 года, а также стал спонсором организации Academia Sinica.

В 1927 году, после кровавого подавления коммунистов и левых в апреле, Ли заручился предварительной поддержкой (Лаодун Дасюэ) в Шанхае. Национальный университет труда должен был стать краеугольным камнем анархизма и тренировочной площадкой для новых лидеров, которые должны были подняться в GMD. Опираясь на анархистский опыт работы и учебы в Европе, Ли стремился создать рабочего-интеллектуала, который воплотил бы лозунг слияния в школе: «превратить школы в поля, а фабрики, поля и фабрики в школы».

Однако результат был неоднозначным. Центральный политический совет GMD одобрил это предложение в мае, и университет открылся в сентябре. За несколько лет до этого городское правительство Шанхая открыло две фабрики, одну для несовершеннолетних правонарушителей и бездомных. молодежь и еще один, чтобы обеспечить работой городскую бедноту, но они были закрыты, когда войска Чанга захватили город, в результате чего шестьсот молодых рабочих остались без работы. Новый университет вновь открыл эти фабрики и приветствовал рабочих и крестьян. бесплатные занятия. Ли, Цай Юаньпей, Чжан Жэньцзе, Чу Миньи и еще семь человек были назначены в Совет, а И Пейджи, который бежал из Пекина вместе с Ли, стал президентом.

Объявлен устав университета. что его миссия заключалась в том, чтобы быть «образовательным органом для рабочих», и что это будет «эксперимент в области социального обеспечения и проведения исследований условий труда». В Хартии продолжалось, что студентов будут отправлять на фабрики и поля для «выращивания» ручного труда и научиться уважать тяжелый труд ». То есть, как отмечает один историк, школа была основана на предположении, что« революция должна содержаться в эволюционном процессе »и что целью было« культивирование личных революционных добродетелей », не социальная или политическая революция. Даже если Ли планировал, что школа станет революционным полигоном, в анти-левой атмосфере фактическая практика университета была ограниченной и сдержанной. Университет был закрыт в 1932 году.

На протяжении многих лет Ли использовал свои связи во Франции и Китае для построения культурных связей. В 1917 году Ли впервые призвала Францию ​​вернуть ее часть для культурной деятельности и образовательного обмена. В 1925 году после долгих переговоров правительства двух стран подписали соглашение. Деньги направлялись через Ли, что обеспечивало ему роль власти на следующие несколько десятилетий. Он вполне мог потратить часть денег вместе с деньгами своей семьи на поддержку собственных проектов. Главным среди этих проектов был Китайско-французский университет в Пекине, который Ли начал в 1920 году в качестве аналога Китайско-французского университета в Лионе, также начатый в 1920 году. Китайско-французский университет в Пекине в какой-то момент был настолько хорош - финансировал, что он оказал Пекинскому университету существенную помощь в выплате долгов.

В 1927 году новое националистическое правительство назначило Цай Юаньпея главой совета университетов, который заменил министерство образования. Ли и Цай были впечатлены рациональной организацией французской системы высшего образования, в которой вместо случайных групп страна была разделена на региональные районы, которые не пересекались и не дублировали миссии друг друга. Пекинский университет был переименован в Университет Бейпин и реорганизован, чтобы поглотить другие местные университеты. В 1928 году Цай назначил Ли главой округа Бэйпина, но новая схема встретила всеобщее сопротивление, и два старых друга поссорились. От новой системы отказались.

К 1929 году попытка анархистов преуспеть в GMD зашла в тупик. Трудовой университет, заключают историки Мин Чан и Ариф Дирлик, добавил еще одно измерение и поддержку к идеалу трудового обучения, который Ли и парижские анархисты внесли в революционный дискурс, но они утверждают, что к 1920-м годам эта концепция была принята широким кругом революционеров, включая их соперников, марксистов. Четыре Старейшины полагались на личные отношения с Чан Кайши, но потеряли поддержку, когда Чан переместил свою поддержку на другие фракции, как часто делал Чан, когда одна фракция становилась слишком сильной. Дирлик также предполагает, что китайские активисты теперь чувствовали, справедливо или нет, что анархистская повестка дня была теоретической и долгосрочной, поэтому не могла конкурировать с коммунистическими или националистическими программами немедленной и сильной организации, необходимой для спасения Китая. Ли продолжал работать и свободно писать, но многие из его последователей-активистов были подавлены или брошены в тюрьму.

Поздние годы

Обвинения в управлении финансами Дворцового музея начали преследовать Ли и его протеже., И Пэйджи. Чтобы оплатить амбициозные проекты каталогизации и публикации, Йи продавал золотой песок, серебро, шелк и одежду без разрешения правительства. В октябре 1933 года, после нескольких лет расследований, с которыми Ли боролся, прокурор предъявил формальные обвинения обоим мужчинам, а год спустя еще один раунд обвинительных заключений и новые обвинения против И в 1937 году. И бежал в японскую концессию в Тяньцзине, и Ли мог перемещаться по Шанхаю и другим прибрежным концессиям только под маской.

В 1932 году Ли отправился в Женеву, Швейцария, чтобы организовать китайскую делегацию в Международном комитете по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций. В Женеве он основал Китайско-международную библиотеку.

Во время Второй мировой войны Ли большую часть времени жил в Нью-Йорке, совершая поездки в Чунцин и Куньмин. Сообщалось, что после смерти его первой жены в Париже в 1941 году он состоял в отношениях с еврейкой по имени Ру Су («миссис Вегетарианка»?), Но они не поженились. Он был сопредседателем группы Bergson Group, которая лоббировала правительство США и размещала в газетах объявления, призывающие к американскому вмешательству для спасения европейских евреев. В 1943 и 1944 годах он был одним из главных ораторов на чрезвычайных конференциях Комитета по спасению еврейского народа Европы.

После войны Ли снова вернулся в Китай. В качестве ректора Национальной академии исследований Пекина Ли был делегатом Первого соевого конгресса в Париже в марте 1947 года. Конгресс был организован Французским бюро сои (Bureau Français du Soya), Лабораторией соевых экспериментов (Laboratoire d'Essais). du Soya) и Французско-китайская ассоциация (l'Association France-Chine). Когда коммунистические армии подошли к Пекину в 1948 году, Ли переехал в Женеву, где он и его жена оставались до 1950 года, когда Швейцария признала Народную Республику. Затем он переехал в Монтевидео, Уругвай. После того, как его жена умерла там в 1954 году, Ли основал второй дом на Тайване и возобновил свою роль советника по национальной политике Чан Кайши и члена Центрального комитета по оценке, который заменил Центральный комитет по надзору.

В 1958 году одним из последних публичных действий Ли было открытие средней школы в Тайнане, названной в честь У Чжихуэй.

Ли умер 3 апреля 1973 года в Тайбэе в возрасте 92 лет. was given a large funeral ceremony and buried there.

Family and personal life

In 1897, at the age of 17, Li married Yao Tongyi, his older cousin, who died in Paris in 1941. They had two children. Li Zongwei, a son, born in 1899 in China, who married Ji Xiengzhan and had three children, Aline, Tayang and Eryang. He died in 1976. Their daughter, Li Yamei (called "Micheline"), was born in 1910 in Paris. She married Zhu Guangcai and had three children, Zhu Minyan, Zhu Minda, and Zhu Minxing.

In 1943, Li met a Mrs. "Ru Su", who is described as a Jewish woman who lived in New York. She became his partner but they did not marry. On February 14, 1946, Li married Lin Sushan in Shanghai. She died in Montevideo in 1954. Li married for the third time in 1957, to Tian Baotian in Taipei, when he was age 76-77 and she was 42.

Major works
  • Li, Shizeng and Paraf-Javal Kropotkin Petr Alekseevich Eltzbacher Paul Cafiero Carlo (1907).新世紀叢書.第壹集 (Xin Shi Ji Cong Shu. Di Yi Ji). Paris: Xin shi ji shu bao ju.
  • Li, Yu-Ying, Grandvoinnet L. (1912). Le Soja: Sa Culture, Ses Usages Alimentaires, Thérapeutiques, Agricoles et Industriels. Paris: A. Challamel.CS1 maint: ref=harv (link )
  • —— (1913). 法蘭西敎育 (Falanxi Jiao Yu). Paris: 留法儉學會 Liu fa jian xue hui.
  • —— (1961). 石僧筆記 (Shiseng Bi Ji). [Taipei?]: Zhongguo guo ji wen zi xue kan she.
  • —— (1980). 李石曾先生文集 (Li Shizeng Xiansheng Wenji). Taipei: 中國國民黨中央委員會黨史委員會 Zhongguo Guomindang zhongyang weiyuanhui dangshi weiyuanhui.
  • Biblioteca Sino-Internacional (Montevideo, Uruguay), 黄淵泉, 國立中央圖書館, 中國國際圖書館中文舊籍目錄, 國立中央圖書館, 1984
  • Zhongguo wuzhengfu zhuyi he Zhongguo shehuidang [Chinese Anarchism and the Chinese Socialist Party]. Nanjing: Jiangsu renmin chubanshe, 1981.
Notes
References and further reading
External links
Wikimedia Commons has media related to Li Shizeng.
Последняя правка сделана 2021-05-27 07:53:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте