Ayşe Leyla Gencer (турецкое произношение:, урожденная Шейрекгил ; 10 октября 1928 - 10 мая 2008) был турецким оператором сопрано.
Генцер был известным бельканто сопрано, которое большую часть своей карьеры провело в Италии, с начала 1950-х до середины 1980-х, и имело репертуар, включающий более семидесяти ролей. Она сделала очень мало коммерческих записей; однако существуют многочисленные контрафактные записи ее выступлений. Ее особенно связывали с героинями Доницетти.
Лейла Генцер родилась в Полонезкёй (около Стамбул ) турецкому отцу и польской матери. Ее отец, Хасанзаде Ибрагим бей (взявший фамилию Шейрекгил в соответствии с Законом о фамилиях 1934 года), был богатым бизнесменом, чья семья была из города Сафранболу. Ее мать, Лександа Ангела Минаковска, была из римско-католической семьи литовской аристократии (позже она приняла ислам и выбрала имя Атье после смерти мужа). Отец Генджера умер, когда она была очень молода. Она выросла в районе Чубуклу Стамбула, на анатолийской стороне пролива Босфор. В 1946 году она вышла замуж за Ибрагима Генчера, банкира, связанного с влиятельной семьей Ипекчи.
Она начала учиться пению в Стамбульской консерватории, но бросила отправился на частное обучение в Анкару со своим учителем итальянским сопрано Джанниной Аранги-Ломбарди. После смерти Аранги-Ломбарди Дженцер продолжила обучение у итальянского баритона Аполлона Гранфорте. Она пела в хоре Турецкого государственного театра до 1950 года, когда дебютировала в опере в Анкаре в партии Сантуццы в Cavalleria Rusticana. В течение следующих нескольких лет она стала хорошо известна в Турции и часто пела на различных мероприятиях для турецкого правительства.
В 1953 году Дженцер дебютировала в Италии на Театр Сан-Карло в Неаполь как Сантуцца. В следующем году она вернулась в Неаполь для спектаклей Мадам Баттерфляй и Евгений Онегин. В 1957 году она дебютировала в Ла Скала в Милане в роли мадам. Лидоан на мировой премьере фильма Пуленка Диалоги кармелитов. Она продолжала регулярно появляться в Ла Скала, исполнив девятнадцать ролей в период с 1957 по 1983 год, включая Леонору в La forza del destino, Элизабетту в Дон Карлос, главную роль в Аида., Леди Макбет в Макбет, заглавная роль в Норме, Оттавия в L'incoronazione di Poppea и Альцест. В Ла Скала она также появилась в роли Первой Кентерберийской женщины на мировой премьере оперы Пиццетти L'assassinio nella cattedrale в 1958 году. В 1960 году она гастролировала по СССР, исполняя песни. концерты в Москве и Баку.
В 1962 году дебютировала в Royal Opera House, Covent Garden в партии Элизабетты ди Валуа в Дон Карлос и Донна Анна в Дон Джованни. Ее дебют в Соединенных Штатах состоялся в Опере Сан-Франциско в 1956 году в роли Франчески в Зандонаи Франческа да Римини. Она пела и в других американских оперных театрах, но никогда не пела в Метрополитен-опера, несмотря на разговоры о том, что она будет петь там Тоска, также в 1956 году.
Она спела Шопен Польские песни в Париже с Никитой Магалофф, концерт Листа - Бартока в Ла Скала и концерт с участием «опер о турках» на венецианском карнавале в La Fenice, демонстрирующий ее новаторский характер оперной певицы. Последний раз она выступала на оперной сцене в 1985 году, в спектакле «La Prova di un'opera seria» в «Ла Фениче». Она продолжала выступать на концертах до 1992 года. В 2007 году она все еще была активна, и недавно музыкальный руководитель Ла Скала Риккардо Мути назначил ее руководителем школы молодых артистов.
На протяжении всей своей карьеры Дженцер была особенно известна своими Доницетти, в том числе Белисарио, Полиуто, Анной Боленой, Лукреция Борджиа, Мария Стуарда и Катерина Корнаро. Однако самым известным и известным ее исполнением был Роберто Деверо, который она спела в Неаполе в 1964 году. Помимо бельканто, в ее репертуар входили произведения таких композиторов, как Прокофьев, Моцарт и Пуччини. Она появлялась во многих редко исполняемых операх, в том числе в «Фалене» Смарелья, Россини в Элизабетте, Реджине д'Ингильтерра, Спонтини Аньезе ди Гогенштауфен, Пачини Саффо и Глюк Альцест.
Генчер за короткое время поднялись на международную славу, спев под некоторых из величайших итальянцев. такие маэстро, как Витторио Гуи, Туллио Серафин, Джанандреа Гавацени и Риккардо Мути. Она внесла свой вклад в «Ренессанс Доницетти» своими великолепными исполнениями забытых опер Доницетти. В ее репертуаре 72 роли, в том числе оперы Монтеверди, Глюка, Моцарта, Керубини, Спонтини, Саймона Майра, Пуччини, Прокофьева, Бриттена, Пуленка, Менотти и Рокки, включая лирическое, колоратурное и драматическое сопрано. роли.
С 1982 года она посвятила себя обучению молодых оперных певцов. Работала дидактическим арт-директором As.Li.Co. Милана в период с 1983 по 1988 год, и был назначен маэстро Риккардо Мути руководить Школой молодых художников Ла Скала в 1997-1998 годах. В качестве художественного руководителя Академии оперных артистов Teatro alla Scala она специализировалась на преподавании оперного перевода. В 1996 году она снялась в фильме Яна Шмидт-Гарре «Фанатик оперы».
Генсер умер 10 мая 2008 года в возрасте 79 лет в Милане. После ее отпевания в церкви Сан-Бабила и последующей кремации в Милане, ее прах был доставлен в Стамбул и рассеян в водах Босфора 16 мая известным музыкантом Фазил Сай, согласно ее желанию.
Через десять лет после ее смерти, в 2018 году, Стамбульский фонд культуры и искусства почтил память Лейлы Гендер 9-м конкурсом голоса Лейлы Гендер и выставкой под названием «Примадонна и одиночество».
В 2019 году IKSV заказала фильм «Лейла Генсер: Дива Турка» по сценарию Зейнеп Орал, который был показан на фестивале Grimeborn в Театр Аркола.