Лью Арчер | |
---|---|
Первое появление | Движущаяся цель |
Последнее появление | Синий молот |
Создано | Россом Макдональдом |
Информация во вселенной | |
Пол | Мужской |
Род занятий | Частный детектив |
Супруг | Сью Арчер (разведена) |
Национальность | Американец |
Лью Арчер - вымышленный персонаж, созданный американо-канадским писателем Россом Макдональдом. Арчер - частный детектив, работающий в Южной Калифорнии. В период с конца 1940-х до начала 1970-х годов персонаж появился в 18 романах и нескольких более коротких произведениях, а также в нескольких экранизациях и телевизионных адаптациях. Романы Макдональда «Арчер» хвалят за то, что они построены на основе жесткой фантастики, привнося в жанр больше литературных тем и психологическую глубину. Критик Джон Леонард заявил, что Макдональд превзошел пределы криминальной фантастики и стал «крупным американским романистом», а автор Юдора Велти была поклонницей сериала и вела длительную переписку с Макдональд. Редакция Thrilling Detective написала: «Величайшая из когда-либо написанных сериалов о пианистах? Наверное».
Изначально Лью Арчер был похож на (если не полностью производное от) Филипа Марлоу, новаторского сыщика, созданного Раймондом Чендлером в 1930-х годах. Тем не менее, Макдональд в конце концов отказался от этой модели, хотя некоторые сходства остались. Принципиальное отличие Арчера в том, что он гораздо более открыто чувствителен и чуток, чем крутой Марлоу. Он также выполняет иную функцию, чем Марлоу. Книги Чендлера были в первую очередь исследованиями характера и кодекса чести Марлоу, в то время как Макдональд использовал Арчера в качестве линзы для изучения взаимоотношений других персонажей в романах. Макдональд писал: «Конечно же, мой рассказчик Арчер не является главным объектом моего интереса, как и персонаж, судьба которого меня больше всего волнует», и более того, этот Арчер «не является эмоциональным центром их [романов]».
Еще одна тонкая разница заключалась в том, что Марлоу бродил по Лос-Анджелесу в 1940-х годах, в то время как Лью Арчер в основном работал в пригородах в 1950-х годах, двигаясь вместе с населением. Как и Марлоу, Арчер наблюдает за растущими дихотомиями в американском обществе с помощью визуальных «снимков». В Полосатый катафалк Арчер охотится за пропавшей девушкой, которая может быть мертва, возможно, убита. Его путь неоднократно пересекает группу молодых серферов, у которых есть катафалк, раскрашенный в голубые полосы зебры. Для молодежи смерть далека и забавна. Для уставшего от мира детектива это близко и мрачно.
Лью Арчер - это в основном шифр, редко описываемый. Его биография наиболее подробно раскрыта в Движущаяся цель : он прошел обучение в полицейском управлении Лонг-Бич, Калифорния, но ушел (сам Арчер говорит, что его «уволили»), увидев слишком много коррупции. В последующих романах подробности жизни Арчера упоминались лишь вскользь. В «Черных деньгах» (1966) Арчер упоминает, что ему около 50 лет, таким образом, он родился примерно в 1916 году. В The Doomsters шериф издевается над его ростом 6 футов 2 дюйма и голубыми глазами. Когда старые неудачи преследуют его, мы узнаем, что он однажды «забрал ремень у моего старика», что он был проблемным ребенком и мелким вором, которого выкупил старый коп, что он иногда слишком много пил, что его бывшую жену зовут Сью, и он часто думает о ней. Во время Второй мировой войны он служил в военной разведке в армии США, что снова упоминается в The Doomsters.
Арчер иногда впадает в депрессию. Почти греческое чувство трагедии пронизывает романы, поскольку грехи бездействия и преступления иногда богатых родителей часто посещаются их детьми, молодыми людьми, которых Арчер отчаянно пытается спасти от катастрофы. Это использование греческой драмы был преднамеренным, например, Макдональд основал "Дело Гальтона" (1959) на вольной интерпретации мифа об Эдипе. Ключевые эпизоды в романах: Обычно их разделяют пятнадцать лет, скудное поколение, поскольку улики старых преступлений всплывают, чтобы преследовать новых персонажей. По мере того, как напряжение в романе приближается к кульминации, Арчер часто мало или совсем не спит, гоня часы и бродя по пригородным пейзажам Южной Калифорнии день за ночью, пытаясь сложить кусочки головоломки воедино, чтобы предотвратить новое насилие. Это 36- или 48-часовое бодрствование имитирует классическую греческую трагедию, в которой все происходит за один день; здесь он может длиться больше суток, но, поскольку персонаж не засыпает, он, по сути, соблюдает трагическую условность и способствует ощущению неизбежной надвигающейся гибели. Том Нолан в своей книге «Биография Росс Макдональд» писал об авторе: «Постепенно он сменил сваренные вкрутую атрибуты на более субъективные темы: личная идентичность, семейная тайна, семейный козел отпущения, детские травмы; как мужчины и женщины нуждаются в и сражаются друг с другом, как похороненное прошлое восстает, как скелет, чтобы противостоять настоящему. Он привнес трагическую драму Софокла и психологию Фрейда в детективные рассказы, и его проза вспыхнула поэтические образы ". Философские ссылки подчеркнули вдумчивый тон романов: «Холод» (1959) упоминает Парменида, Гераклита и Ахилла и черепаху, а «Черные деньги» ( 1966) кратко обсуждает Генри Бергсона.
Единственными повторяющимися персонажами, заслуживающими внимания, являются Арни и Филлис Уолтерс, которые появляются в нескольких романах и, кажется, наслаждается теплой дружбой с Арчером. Арни - частный детектив в Рино, Невада, примерно в 470 милях к северу от Лос-Анджелеса. Арчер иногда обращается к Арти за помощью в делах, ведущих в Неваду. Расследования Арчера иногда ведут от Калифорнии до Невады, отчасти из-за того, что в Неваде в то время были одни из самых либеральных законов о браке и разводе в стране, а также из-за того, что Невада в то время была одним из немногих штатов с легализованными азартными играми в казино и связанное с этим присутствие организованной преступности.
Имя Арчера отдает двойную дань уважения: сначала Дэшил Хэммет («Майлз Арчер» было именем убитого партнера Сэма Спейда в Мальтийских Сокол ), а Лью Уоллес был автором романа Бен Гур (1880).
Согласно New York Times, «некоторые критики причислили его [Макдональда] к лучшим американским романистам своего поколения». Уильям Голдман из раздела «Книжное обозрение» газеты написал, что книги «Арчер» были «лучшей серией детективных романов, когда-либо написанных американцем».
За свою карьеру Макдональд был удостоен нескольких наград, в первую очередь за его «Лью Арчер». серии. В 1964 году Mystery Writers of America наградили автора премией «Серебряный кинжал» за «Холод». Десять лет спустя он получил Премию Великого Магистра от американских писателей-мистиков, а в 1982 году он получил «Глаз», Премию Шамуса «Глаз» от частных писателей Америки. В 1982 году он был награжден премией Роберта Кирша (Книжная премия Los Angeles Times ) от Los Angeles Times за «выдающиеся работы автора с Запада или с участием Запад ».
Персонаж был адаптирован для визуальных медиа несколько раз: Два художественных фильма с участием Пола Ньюмана в роли «Лью Харпера»:
R Andom House Films заключил сделку в октябре 2011 года на создание франшизы фильма о детективе Росса Макдональда Лью Арчера с Silver Pictures и Warner Bros. Правообладатель Стивен Уайт и президент студии Random House Питер Гетерс будут исполнительными продюсерами фильмов. Адаптация этого сериала началась с восьмой книги серии «Дело Гальтона». Исполнительными продюсерами компании Silver Pictures будут Эндрю Рона и Алекс Хейнеман, продюсером - Джоэл Сильвер.
Арчер, телесериал 1975 NBC (NBC) в главной роли Брайан Кейт в зависимости от персонажа. Он был отменен после шести серий:
Le Loup de la côte Ouest (2002, Уго Сантьяго из рассказа «Блондинка с острым концом») с Джеймсом Фолкнером в роли Лью Миллара. (Альтернативное название: Волк западного побережья)