A прорыв дамбы или разрушение дамбы (слово дамба или дамба также может использоваться вместо дамба ) - это ситуация, когда дамба выходит из строя или намеренно прорвал, в результате чего ранее содержащаяся вода затопила землю за дамбой.
Искусственные дамбы могут выйти из строя по разным причинам. Самая частая (и опасная) форма выхода из строя дамбы - прорыв. Прорыв дамбы - это когда часть дамбы фактически отрывается, оставляя большое отверстие для воды, чтобы затопить землю, защищенную дамбой.
Прорыв может быть внезапным или постепенным разрушением, вызванным либо поверхностной эрозией, либо подземным разрушением дамбы. Прорывы дамбы часто сопровождаются нарывом дамбы или песчаным нарывом. Подводный канал всплывает на сушу в виде вулканоподобного конуса из песка. Фурункулы сигнализируют о состоянии зарождающейся нестабильности, которая может привести к эрозии подошвы дамбы или фундамента или привести к опусканию дамбы в жидкое основание ниже. Некоторые инженеры считают, что фурункулы приводят к внутренней эрозии, называемой трубопроводом, которая подрывает дамбу, но другие считают их симптомом общей нестабильности фундамента.
Поверхностная эрозия поверхности дамбы обычно вызывается действием ветра и воды (волны, но также и нормальный поток). Эрозия может усугубиться уже существующими или новыми повреждениями дамбы. Области без защиты поверхности более подвержены эрозии. Дамба, на которой пасутся определенные виды животных, например овцы, может показывать следы, используемые животными, где трава не растет.
Деревья на дамбах представляют особую опасность. Дерево может стать неустойчивым после того, как почва дамбы пропитается водой. Когда дерево упадет, корневая система , скорее всего, заберет кусок насыщенной почвы из дамбы. Это неглубокое отверстие может быстро разрушиться и привести к прорыву. Если дерево упадет в воду и уплывет, это может повредить дамбу ниже по течению. Плавающие деревья возле дамбы должны быть быстро удалены агентством, ответственным за обслуживание дамбы.
Другие формы повреждений могут быть вызваны судами или другими (большими) плавучими объектами или объектами на дамбе, такими как дорожные знаки или заборы, которые повреждены или полностью удалены ветром или водой.. Колючая проволока заборы могут собирать большое количество плавающего растительного материала, что приводит к сильному сопротивлению воды. Целые заборы можно утащить водой.
Иногда говорят, что дамбы выходят из строя, когда вода выходит за гребень дамбы. Превышение дамбы может быть вызвано тем, что паводковые воды просто превышают самый нижний гребень системы дамбы или если сильные ветры начинают создавать значительные волны (штормовой нагон ) в океанской или речной воде, чтобы волны разбивались о дамбу.. Переполнение может привести к значительной эрозии береговой полосы или даже стать механизмом полного прорыва. Часто дамбы бронируются или укрепляются камнями или бетоном для предотвращения эрозии и разрушения.
A колк озеро в НидерландахПосле прорыва дамбы часто можно увидеть озеро колк. Это кратер -подобная впадина сразу за проломом, где земля и другие материалы были сильно вымыты потоком воды. После прорыва колк-озеро иногда может оставаться после того, как уровень воды понизится.
В некоторых случаях дамбы прорываются намеренно. Это может быть сделано для защиты других территорий, осушения затопленных территорий или возвращения земли природе. В большинстве случаев намеренное нарушение не обходится без обсуждения, поскольку ценные земли передаются.
Во время Великого наводнения Миссисипи 1927 года дамба была взорвана динамитом, чтобы предотвратить затопление Нового Орлеана. Снова во время рекордного наводнения в 2011 году инженерный корпус армии США взорвал динамитом участок дамбы на реке Миссисипи, чтобы открыть Новый Мадридский паводок. Водовод использовался под сельское хозяйство, и в то время в нем проживало около 200 жителей. Дамба в Бердс-Пойнт была спроектирована так, чтобы ее при необходимости убрали, чтобы снизить уровень воды в Миссисипи, сняв давление с дамбы на мили вверх по течению в более густонаселенных районах, таких как Каир, Иллинойс и Новый Мадрид, Миссури.
Избавление земли от цикла наводнений путем сооружения дамбы вокруг нее предотвращает ее подъем илом, оставшимся после наводнения. При этом осушенный грунт уплотняется, а торф разлагается, что приводит к проседанию земли . Таким образом, разница между уровнем воды с одной стороны и уровнем земли с другой стороны дамбы увеличивается.
В некоторых областях мелиорированные земли возвращаются природе путем прорыва и удаления дамб, чтобы допустить наводнение (снова). Это восстанавливает естественную среду в этом районе. Это произошло в реке Славы в Ираке.
Слова «дамба» и «прорыв дамбы» стали широко известны общественности после отказов дамбы в метро Нового Орлеана 29 августа 2005 г. когда ураган Катрина прошел к востоку от города. Дамбы прорвались в более чем 50 различных местах, затопив 80 процентов города. Большинство дамбы вышли из строя из-за того, что вода вышла за их пределы, но некоторые из них вышли из строя, когда вода прошла под основанием дамбы, что привело к смещению стены дамбы и в результате к катастрофическому внезапному прорыву. Внезапный прорыв высвободил воду с высокой скоростью, которая сдвинула дома с фундамента и бросила машины на деревья. Это произошло в Нижнем Девятом округе, когда прорвался Промышленный канал, а также в районе Лейквью, когда Канал на 17-й улице прорвался. По меньшей мере 1464 человека погибли. В Новом Орлеане Инженерный корпус армии США является федеральным агентством, ответственным за проектирование и строительство дамбы, как определено в Законе о борьбе с наводнениями 1965 года и с учетом требований местного участия, некоторые от которых позже было отказано. Ошибка была направлена против Инженерного корпуса, их местных подрядчиков и местных дамб.
St. Наводнение Елизаветы в 1421 году было вызвано волной морской воды, вытесненной вверх по течению во время шторма, которая вышла из берегов реки и затопила около 300 квадратных километров (100 квадратных миль) земли в Нидерландах. По оценкам, число умерших колеблется от 2 000 до 10 000 человек. Части затопленных земель до сих пор не рекультивированы, в результате чего образуются болота Бисбоша.
Во время наводнения в Северном море 1953 года, в ночь с 31 января на 1 февраля 1953 года, многие дамбы в провинциях Зеландия, Зуид- Голландия и Северный Брабант в Нидерландах не смогли противостоять комбинации весеннего прилива и северо-западного шторма. В результате наводнения погибло 1835 человек. Еще 307 человек погибли в результате прорыва дамб в Соединенном Королевстве, в округах в Линкольншире, Норфолке, Саффолке. и Эссекс. В Нидерландах это наводнение было основной причиной строительства Delta Works, вероятно, самой инновационной и обширной системы дамб в мире.