L-200 Morava | |
---|---|
Роль | Туристический / служебный самолет |
Производитель | Пусть |
Первый полет | 9 апреля 1957 |
Статус | На вооружении у частных лиц |
Основные пользователи | Чехословакия. СССР, Польша |
Произведено | 1957 - 1964 |
Построено | 367 |
Пусть L-200 Morava - двухмоторный Туристический и легкий пассажирский самолет 1960-х годов, спроектированный и произведенный Лет Куновице в Чешской Республике.
Легкий двухмоторный транспорт Let L-200 Morava производился на заводе Let по лицензии Aero Ae 45. В 1955 году вновь созданная группа конструкторов под руководством Ладислава Смрчека из Чехословацкого государственного авиационного завода решила продолжить разработку собственной разработки более современного двухместного двигателя на пять человек, оснащенного парой тогда новых 210 л.с. Avia M 337., но поскольку они еще не были доступны, на прототипе были установлены менее мощные двигатели Walter Minor 6-III мощностью 160 л.с. каждый. При сохранении аналогичных характеристик западных двухмоторных самолетов того времени, обновленные характеристики Morava включали сдвоенное хвостовое оперение, стандартное тепловое антиобледенительное оборудование крыла и перевернутые рядные двигатели.
Было построено три прототипа. Первый, получивший обозначение XL-200 (OK-LNA), совершил свой первый полет 9 апреля 1957 года. За ним последовали летные испытания второго прототипа (OK-LNB), а третий использовался для статических испытаний.. Самолет отличался чистыми, элегантными линиями. В том же году завод построил серию из 10 опытных образцов Л-200, один из которых проходил государственные летные испытания в 1958 году. Программа была успешной, и самолет был заказан в серийное производство.. Один L-200 был преобразован в прототип серийной модели с двигателем M-337 L-200A . В этот самолет внесены незначительные изменения, в основном новые двухлопастные винты V-410, уменьшенная на 43 мм кабина, измененная конструкция хвостового оперения, а также более длинные гондолы двигателей. Он был закончен в 1959 году и показан на Парижском авиасалоне в июле того же года. Осенью 1959 года самолет прошел государственные испытания, оснащенный двигателями М-337. Испытания снова оказались успешными и были завершены в июле следующего года. Первый серийный L-200A поднялся в небо в феврале 1960 года.
Модели L-200B и C не производились. Вторым серийным вариантом стал L-200D, доработанный в соответствии с требованиями Советского Аэрофлота. Он был оснащен новыми трехлопастными гребными винтами V-506 меньшего диаметра и некоторыми небольшими улучшениями, такими как пылевые фильтры. Он также получил более полное навигационное оборудование. Опытный образец (OK-NIA) был преобразован из прототипа L-200A в 1960 году и испытан в 1961-1963 годах.
Всего к 1964 было построено 367 L-200, в том числе 3 прототипа и 197 L-200D (восемь L-200A и прототип L-200A были преобразованы в L-200D как Что ж). 5 самолетов были изготовлены из частей компанией Libis в Югославии.
Дальнейшим развитием стал 6-местный L-210 (также известный как L-201 ; регистрация OK-PHB), переоборудованный из одного L-200D в 1966, с двигателем М-338 мощностью 245 л.с., но он не заказывался авиакомпаниями и не производился.
Предсерийные самолеты L-200 были переданы для испытаний: 5 - чехословацкой авиакомпании Agrolet (OK-MEA - MEE), 2 - ВВС Чехословакии и 2 - Аэрофлот в СССР.
Аэрофлот, использовавший их в качестве авиатакси, был крупнейшим пользователем Moravas - 68 L-200A и 113 L-200D, окончательные поставки состоялись в 1966 году. Однако в 1970-х годах Советский Союз продал или снял с эксплуатации свои самолеты в пользу местных разработок.
Около 100 моравов использовались в гражданских целях в Чехословакии аэроклубами Свазарм (около 50), авиакомпаниями Agrolet (с 1969 Слов-Эйр ) и Чехословацкие авиалинии (45) и такие компании, как Škoda. 20 были использованы ВВС Чехословакии (16 из которых L-200A), среди прочего, для обучения. Около 50 были проданы в Польшу, где они использовались в основном в качестве санитарных самолетов и в аэроклубах. У некоторых других стран был меньший флот Моравов.
В эпоху холодной войны из-за «железного занавеса» экспортировалось не так много легких самолетов. 144 L-200A было экспортировано в 15 стран мира. Они использовались в Австралии, Аргентине, Кубе, Венгрии, Западной Германии, Великобритании, Египте, Индии, Италии, Польше, Южной Африке, СССР и Югославии. L-200D экспортировались в Болгарию, Кубу, Египет, Францию, Венгрию, ГДР, Великобританию, Индию, Индонезию, Италию, Польшу, Швейцарию, Швецию, СССР и Югославию.
Небольшое количество моравов все еще используется (по состоянию на 2008 г.), в основном в Чехии, Словакии, Польше и Украине.
Данные Jane's All The World's Aircraft 1966–67
Общие характеристики
Характеристики
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
На Викискладе есть материалы, связанные с Let L-200 Morava. |