Иллюстрация из издания 1796 года | |
Автор | Пьер Чодерло де Лакло |
---|---|
Оригинальное название | Les Liaisons dangereuses |
Переводчик | П. У. К. Стоун |
Иллюстратор | Фрагонар |
Страна | Франция |
Язык | Французский |
Жанр | Эпистолярный роман, Роман развратника |
Издатель | Дюран Невё |
Дата публикации | 23 марта 1782 г. |
Тип носителя | Печать (Мягкая обложка ) |
Страницы | 400 |
OCLC | 52565525 |
Les Liaisons dangereuses (французский: ; английский: Опасные связи ) - французский эпистолярный роман Пьера Чодерло де Лакло, впервые опубликованный в четырех томах Дюраном Неве 23 марта 1782 года.
Это история маркизы де Мертей и виконта де Вальмона, двух нарциссических соперников (и бывших любовников), которые используют соблазнение как оружие общественно контролировать и эксплуатировать других, при этом наслаждаясь их жестокими играми и хвастаясь своим талантом к манипулированию. Это было замечено как изображение коррупции и разврата французской знати незадолго до этого e Французская революция и тем самым наступление на Ancien Régime. Однако это также было описано как просто история о двух совершенно аморальных людях.
Как эпистолярный роман, книга полностью состоит из писем, написанных разными персонажами друг другу. В частности, буквы между Вальмонтом и маркизой определяют сюжет, а буквы их жертв и других персонажей служат контрастными фигурами, чтобы придать истории глубину.
Виконт де Вальмонт полон решимости соблазнить добродетельную, замужнюю и, следовательно, недоступную мадам де Турвель, которая остается с тетей Вальмона, пока ее муж находится в суде. В то же время маркиза де Мертей полна решимости развратить молодую Сесиль де Воланж, мать которой только недавно вывела ее из монастыря, чтобы выдать ее замуж, - предыдущему любовнику Мертёя, который грубо отказался от нее. Сесиль влюбляется в Шевалье Дэнсни (своего молодого учителя музыки), а Мертей и Вальмон делают вид, что помогают тайным любовникам, чтобы завоевать их доверие и манипулировать ими позже, чтобы принести пользу своим собственным планам.
Мертей предлагает Виконту соблазнить Сесиль, чтобы отомстить будущему мужу Сесиль. Вальмонт отказывается, считая задачу слишком легкой и предпочитая посвятить себя соблазнению мадам де Турвель. Мертей обещает Вальмону, что, если он соблазнит мадам де Турвель и предоставит ей письменное доказательство соблазнения, она проведет с ним ночь. Он ожидает быстрого успеха, но не считает его таким легким, как многие другие его победы. В ходе погони Вальмонт обнаруживает, что мать Сесиль написала мадам де Турвель о его плохой репутации. Он мстит за себя, соблазняя Сесиль, как предлагал Мертей. Тем временем Мертей берет Дэнсни в любовницу.
К тому времени, когда Вальмону удалось соблазнить мадам де Турвель, он, кажется, влюбился в нее. Завидуя, Мертей обманом заставляет его покинуть мадам де Турвель - и отказывается от своего обещания провести с ним ночь. В ответ Вальмонт сообщает, что он побудил Дэнсни воссоединиться с Сесиль, в результате чего Мертей снова оставил заброшенным. Мертей объявляет войну Вальмону и сообщает Дэнсни, что Вальмонт соблазнил Сесиль.
Дэнсни и Вальмонт дуэль, и Вальмонт смертельно ранен. Перед смертью он передает Дэнсни письма, доказывающие причастность Мертёя. Этих писем достаточно, чтобы испортить ее репутацию, поэтому она бежит в деревню, где заражается оспой. На ее лице остались неизлечимые шрамы, и она ослепла на один глаз, поэтому она теряет свое самое главное достояние: свою красоту. Но невиновные также страдают от планов главного героя: отчаявшись от чувства вины и горя, мадам де Турвель поддается лихорадке и умирает, а Сесиль возвращается в монастырь, опозоренная.
Иллюстрация Фрагонара к письму XLIV, 1796 г.Les Liaisons dangereuses прославляется за исследование соблазнения, мести и человеческая злоба, представленная в виде вымышленных писем, собранных и опубликованных вымышленным автором.
Книга считалась скандальной на момент ее первой публикации, хотя истинные намерения автора остаются неизвестными. Было высказано предположение, что намерение Лаклоса было таким же, как у его вымышленного автора в романе; написать моральный рассказ о французском дворянстве времен Ancien Régime. Однако эта теория была поставлена под сомнение по нескольким причинам. Во-первых, Лакло пользовался покровительством самого старшего аристократа - Луи Филиппа II, герцога Орлеанского. Во-вторых, все персонажи рассказа - аристократы, в том числе такие добродетельные, как мадам де Турвель и мадам де Роземонд. Наконец, книга понравилась многим роялистам и консерваторам, в том числе королева Мария-Антуанетта, которая предполагает, что, несмотря на ее скандальную репутацию, она не рассматривалась как политический труд до тех пор, пока Французская революция не сделала это выглядит как таковое, если оглянуться назад.
Вэйланд Янг отмечает, что большинство критиков рассматривают эту работу как
... своего рода празднование или, по крайней мере, нейтральное утверждение либертинизма... пагубное и проклятое... Почти каждый, кто писал об этом, отмечал, насколько поверхностна расплата за грех... "
Однако он утверждает, что
... простой анализ либертинизма... выполненный писателем с таким потрясающего владения его медиумом... было достаточно, чтобы осудить его и сыграть большую роль в его разрушении.
В известном эссе о Les Liaisons dangereuses, которое часто использовалось в качестве предисловия к французским изданиям Роман Андре Мальро утверждает, что, несмотря на его долги перед распутной традицией, Les Liaisons dangereuses более значимы как введение нового типа персонажей во французской художественной литературе. Мальро пишет, что маркиза де Мертей и Виконт де Вальмона - творения «беспрецедентные»; они «первые [в европейской литературе], чьи действия определяются идентификатором eology ».
В каком-то смысле Les Liaisons dangereuses является литературным противодействием эпистолярному роману, примером которого является Ричардсон Памела; или, Награда за добродетель. В то время как Ричардсон использует технику письма, чтобы дать читателю ощущение знания истинных и сокровенных мыслей главного героя, Лакло использует этот литературный прием прямо противоположно: он представляет читателю крайне противоречивые взгляды одного и того же писателя при обращении к разным адресатам., читателю остается примирить историю, намерения и персонажей, стоящих за буквами. Использование двуличных персонажей с одним добродетельным лицом можно рассматривать как комплексную критику чрезвычайно популярного наивного морального эпистолярного романа.
Роман был адаптирован в различных СМИ под разными названиями.
Французский Wikisource содержит исходный текст, связанный с этой статьей: Les Liaisons dangereuses |
Викискладе есть медиа, связанные с Les Liaisons Dangereuses. |