Лес Курбас

редактировать
Лес Курбас
Curbas.jpg
Родное имяЛесь Курбас
РодилсяАлександр-Зенон Курбас. (1887-02-25) 25 февраля 1887 г.. Самбор, Галиция, Австрия-Венгрия
Умер3 ноября, 1937 (1937-11-03) (50 лет). Сандармох, Медвежьегорск, Советский Союз
Род занятийтеатральный режиссер
НациональностьУкраинец
Alma materВенский университет. Львовский университет
Период1915-1933
Известные наградыНародный артист Украины (1925)

Александр-Зенон Степанович Курбас (украинский : Олександр-Зенон Степанович Курбас, 1887–1937), украинский режиссер театра и кино, считается многие считают его самым важным украинским театральным режиссером ХХ века. Вместе с Всеволодом Мейерхольдом, Евгением Вахтанговым и рядом других режиссеров он сформировал советский театральный авангард 1920-1930-х годов. Один из самых ярких представителей украинского авангарда искусства. Он считается одним из главных деятелей Казненного Возрождения.

Содержание

  • 1 Ранняя работа
  • 2 Театр Березиля
  • 3 Заключение и казнь
  • 4 Потомство
  • 5 Источники
  • 6 Внешние ссылки

Ранние работы

Курбас родился в Самборе (тогда часть Австро-Венгрии ) 25 февраля 1887 года и получил двойное имя Александр-Зенон, сокращенно Лес или Олесь. Его отец, Степан Пилипович Курбас (Янович) (1862–1908), был русинским актером, происходившим из литовской линии. Его мать, Ванда Адольфивна (Ната Кульчицкая), родившаяся в Старом Скалате, также была актрисой, дочерью австрийца Адольфа Тейхмана. Фамилия его родителей Янович была их псевдонимом, под которым они были более известны, особенно в театре «Русской бесиды ». Кроме Леса, который был первым ребенком, было еще трое детей - Корнило (умер 2 июля 1895 г.), Нестор и Надя, однако ни один из них не дожил до подросткового возраста.

Курбас сначала учился в Тернопольской гимназии. В 1907 году он поступил на философский факультет Венского университета, откуда он перевелся в 1908 году в связи со смертью отца, поступив позже во Львовский университет (1908–1910). Это было обусловлено необходимостью вывести украинскую культуру из провинциальности, в которую она впала в результате вековой оккупации Польши и России.

В разгар Первой мировой войны Курбас организовал «Тернопольские театральные вечера» (1915–1916) и «Молодой театр» в Киеве в 1916 году, который был первым ансамбль для экспериментов как с новыми, так и с древними актерскими приемами. Курбас руководил и играл в таких пьесах, как «Ревизор» Гоголя и, что наиболее важно и широко признано, Софокл 'Царь Эдип. В связи с нехваткой ресурсов и общим политическим хаосом к концу Первой мировой войны ансамбль был расформирован. Наряду с этим он был профессором Киевского музыкально-драматического института в 1916-1919 годах, а затем Харьковского музыкально-драматического института в 1926-1933 годах. В 1920-21 гг. Леся Курбас основал Киевский драматический театр «Кийдрамте».

Следующим крупным проектом Курбаса был «Гайдамакс» (несколько постановок с 1920 г.), стихотворение о восстании украинцев XVIII века против польской оккупации Лауреат украинского поэта Тарас Шевченко. Спектакль был самой важной украинской театральной постановкой двадцатого века и продолжался даже после смерти Курбаса (правда, без упоминания его имени). Курбас объединил все приемы молодой эпохи, особенно в обработке хора.

Театр Березиля

Только в 1922 году условия в советской управляемой Украине были достаточно стабильными, чтобы позволить Курбасу основать " Березиль »(« весна »или« новое начало ») в Киеве. В том же году Леся Курбас пригласил Вадима Меллера к сотрудничеству в качестве главного артиста театра «Березиль». Вадим Меллер пришел в "Березиль", имея опыт как станкового художника, так и сценографа. Выразительный раскрепощенный рисунок, характерный для раннего творчества В. Меллера, станет основой, источником более поздних постановок, поставленных совместно с Леся Курбасом. С 1922 года Леся Курбас работал также на Одесской киностудии, где поставил такие фильмы, как «Шведская спичка» (1922), «Арсенальцы» (1925) и другие. В 1925 году Вадим Меллер был награжден золотой медалью за сценическое оформление театра «Березиль» (Exposition Internationale des Modernes, Париж ). «Березиль» был не просто театром, а учебно-исследовательским учреждением, которое до сих пор практически не имеет себе равных по своей организации. На каждом театральном факультете есть свои комитеты и мастерские, а в других городах Украины создано несколько филиалов. «Березиль» привлекал не только лучших актеров своего времени: здесь получили образование десятки будущих украинских актеров и режиссеров, пройдя курс обучения по целому ряду актерских приемов, ритмических упражнений, вокала и ансамблевой игры. Курбас стремился к научному обоснованию каждой разработки «Березиля», что иногда приводило к бесконечным дискуссиям в одной из комиссий. Он написал: «Сегодня комедия окончена. Актер вышел на сцену, единственную, которой будет жить театр. Театр - трибуна и зрелище, двор и школа, мысль и безумие нового человека ».

В первые годы своего существования театр страдал от нехватки подходящих пьес, по которым могли бы строиться постановки. Курбас был лишь одним из нескольких директоров, если не самым главным, и выдающимся организатором. В его постановки того времени входили «Газ» немецкого писателя Георга Кайзера и «Джимми Хиггинс» Аптона Синклера. Курбас в основном использовал экспрессионистские техники, которые он разработал в молодую эпоху, но еще больше увеличил ритмическую организацию всего спектакля.

В 1927 году Курбас познакомился с подающим надежды драматургом Николаем Кулишом в тогдашней украинской столице Харьков, куда «Березиль» перебрался в 1926 году. Ранние пьесы Кулиша ставились другими театрами в жесткой советской реалистической манере, которая стала стандартом для всего Советского Союза в 1930-е годы. Сотрудничество Кулиша и Курбаса оказалось для ансамбля как удачным, так и неудачным. В то время как постановки «Народный Малахий» (1928), «Мына Мазайло» (1929) и «Маклена Грасса» (1933) установили новые стандарты ансамблевой игры и драматической строгости, они также не соответствовали официальной советской пропагандистской политике.

Тем не менее, Курбас был полон решимости продолжать свой курс, несмотря на возрастающие угрозы. В 1930 году, незадолго до искусственного голода в Украине, Курбас был вынужден поставить Диктатуру («Диктатура») украинского драматурга Ивана Микитенко. Пропагандистская игра была попыткой оправдать советскую политику, которая в конечном итоге привела к голодной смерти украинского крестьянства и унесла жизни нескольких миллионов человек (Голодомор ). Курбас изменил смысл игры - технику, которую он назвал «перекодированием», и сделал сатирическую и трагическую оперу из скучного реалистического сюжета. Власти рассматривали постановку как последнюю возможность для Курбаса отказаться от своей непреклонности и вернуться в строй, но Курбас следовал своим собственным политическим инстинктам. Разоблачив режим таким, каким он был, он также нанес смертельный удар театру и себе. Курбас писал: «Все мы знаем, что такое диктатура, но мало кто из нас обращает внимание на это как на факт интеллектуальной природы. Обязанность каждого актера спектакля заключалась в том, чтобы каждый зритель понял, что руль истории - в его руках ».

Академический украинский драматический театр имени Тараса Шевченко в Харькове - наследник великолепных художественных традиций Березиля.

Заключение и казнь

В 1933 году Курбаса сняли с должности от «Березиль». Ему разрешили поехать в Москву, где он, вероятно, был главной силой Соломона Михоэлса в знаменитой постановке Короля Лира (1934). Позже в 1933 году он был арестован и отправлен в трудовой лагерь (как и многие другие деятели культуры). Уже в этих условиях Леся Курбас проявил непоколебимую любовь к театру. Как его друг и соперник Всеволод Мейерхольд позже во время своего заключения, Курбас организовал лагерный театр и даже связался с автором одной из поставленных им пьес, чтобы обсудить драматургические решения.

Курбаса затем перевезли на далекие Соловецкие острова в Белом море, и он был одним из «потерянных транспортных средств» заключенных, отправленных обратно на материк в 1937 году с Соловков. В настоящее время известно, что он был застрелен 3 ноября 1937 года вместе с 289 другими представителями украинской интеллигенции на поле боя и могиле Сандармох близ Медвежьегорска в Карелии (северо-запад России)., место, обнаруженное в 1997 году членами Общества Мемориала.

Иосиф Сталин, по прямому заказу убийства более тысячи художников и интеллектуалов, содержащихся в Соловецком лагере. Друг Курбаса Николай Кулиш, который был заключен в клетку как животное и вследствие этого впал в состояние полного душевного расстройства, постигла та же участь.

После смерти Сталина Курбас был реабилитирован в 1957 году.

Потомство

Театр «Березиль» существовал под названием «Театр Шевченко». Один из главных актеров Курбаса, Марьян Куршельницкий, руководил им до 1960-х годов, но ему пришлось пойти на многие художественные компромиссы. Работу Курбаса можно было снова упомянуть только с 1960-х годов, но запоздалые исследования были начаты только в конце 1980-х годов, в основном в Украине. В украинских исследованиях наблюдается тенденция прославления Курбаса. Некоторые агиографы утверждают, что Курбас был гением (он действительно был разносторонне одаренным), который предвосхитил каждое развитие театра конца 20-го века (некоторые из которых он и сделал, например, в работе итальянского режиссера Эухенио Барбы Один Театрет). Еще одна важная фальсификация: Курбас не был коммунистом. Правильнее было бы сказать, что у него было совершенно иное видение коммунизма и потенциала нового общества для развития человеческого творчества. Самой важной его целью как художника было «сделать аудиторию более живой».

Ссылки

  • Ирена Р. Макарик: Шекспир в неизведанном мире: Лес Курбас, украинский модернизм и ранняя советская культурная политика, University of Toronto Press, 2004. ISBN 0-8020-8849-X
  • Последний адрес: Расстрел расстрелов соловецких узников украинского происхождения в 1937-1938 гг., Киев, Сфера, 2003 г. ISBN 966-7841- 40-5 (Том 1) ISBN 966-7841-68-5 (на украинском языке)

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-27 06:14:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте