Леонид Гайдамака (Украинский : Леонід Гайдамака) (27 апреля 1898 г. - 21 июля 1991 г.) наложил свой отпечаток на развитие бандурного искусства в ХХ веке.
Родился в Харькове в семье практикующего врача, учился в гимназии, позже получил диплом инженера в.
С раннего детства увлекся музыкой, а в 10 лет начал играть на скрипке. В школьные годы он играл в школьном оркестре на скрипке, а затем стал директором оркестра.
В 1918 году Гайдамака поступил в Харьковское высшее музыкальное училище (консерваторию), где 5 лет учился игре на виолончели и басу.
Гайдамака впервые заинтересовался бандурой в 1913-14 гг. Он отнес инструмент из школьного оркестра в мастерскую для ремонта и увидел там неизвестный инструмент. Снегирев пояснил, что это украинский народный инструмент, известный как бандура, и что он делал инструмент для бандуриста - артиста Харьковского драматического театра -. Бандура очень заинтересовала молодого Гайдамака, и Гайдамака заказал себе инструмент. Когда бандура была готова, встал вопрос - где научиться играть на инструменте? Гайдамака догнал Бондаренко и попросил его настроить инструмент и показать ему некоторые начальные упражнения. Позже он сам разработал упражнения и пьесы для инструмента и сам начал аранжировать пьесы для инструмента.
В 1923 году Гайдамака познакомился с Гнатом Хоткевичем. Хоткевич показал ему рукопись учебника по бандуре, который он подготовил к публикации, и позволил ему переписать технические упражнения и пьесы, что помогло ему в дальнейшем развитии своей техники.
Хоткевич имел небольшую бандуру всего с двумя октавами высоких струн. Гайдамака принимал участие в разработке концертной версии песни. Он проконсультировался с Хоткевичем и на основе этих консультаций сделал чертежи для построения диатонической бандуры с 8 басами и 23 тройными струнами, которая впоследствии стала стандартом для Харьковской и Полтавской капеллы бандуристов, которая использовала Харьков. техника.
В 1920-е годы, особенно во второй половине десятилетия, массовый интерес к бандуре означал быстрый рост любительских ансамблей и хоров бандуры, однако материала, такого как учебники или музыкальные аранжировки, было мало. Также не хватало квалифицированных профессионально подготовленных бандуристов. Эта необходимость была признана, и Народный комиссариат просвещения, которым в то время руководил Николай Скрипник, принял решение о создании бандурского курса для подготовки профессиональных кадров. Гнат Хоткевич был приглашен на должность профессора бандурных курсов.
Гайдамака записался на эти курсы, которые окончил в 1930 году.
В 1921 году Леонид Гайдамака уже сформировал ансамбль бандуристов при клубе «Металлист», но из-за отсутствия качественных бандур и того факта, что бандуристическое движение еще не стало массовым, эта попытка не увенчалась успехом.
В 1923 году клуб «Металлист» получил деньги от правительства и снова пригласил Гайдамаку, чтобы попытаться возродить ансамбль. На этот раз Гайдамаке удалось договориться не только о создании бандурного ансамбля, но и целого оркестра украинских народных инструментов.
Обещанные деньги поступали медленно, и только в 1925 году, после трех тяжелых лет, оркестр смог получить полный комплект инструментов. В 1925 г. он состоял из:
14 бандур (3 пикколо, 8 примы и 3 баса) 2 цимбалы (молотковые цимбалы) прима и бас 4 лиры (харди- гурди) - 2 сопрано и 2 тенора 2 сопилка (канальные флейты) 1 свирил (труба пан) 2 (альпийские валторны) и перкуссия - барабаны, литавры и треугольник.
Работа, необходимая для создания любого типа оркестра, сложна и трудна, но процесс создания оркестра из редких и почти забытых инструментов временами был практически невозможным. Инструменты достать не удалось, а некоторые можно было посмотреть только в музеях. Инструменты должны были быть разработаны и изготовлены таким образом, чтобы они оставались верными традиционным инструментам. После того, как инструменты были закуплены, нужно было научить игроков играть на этих инструментах, и это было дополнительной проблемой, потому что музыкальных произведений для этих инструментов не существовало, и здесь Гайдамака должен был аранжировать и сочинять музыку для инструментов. Надо было написать партитуру и скопировать части, чтобы сформировать эту массу в одно оркестровое целое.
Гайдамака сделал все сам и сделал все, что мог. За 7 лет оркестр дал более 500 концертов.
В репертуаре оркестра были народные песни и классические переложения.
В 1929 г. в журнале «Музыка масам» появился ряд статей о формировании подобных. Также в журнале был опубликован ряд оркестровок. В 1930 году вышла книга из 3-х оркестровок (1100 экз.), Содержащая ряд аранжировок для оркестра. В том же году Л. Гайдамака смогла издать аранжировки для харьковской бандуры.
В 1931 году в Москве был записан и выпущен ряд пластинок с записями ансамбля.
Вторая мировая война наложила отпечаток на семью Гайдамака, и с возвращением советских войск они были вынуждены покинуть Украину, где он странствовал по Западной Европе. Гайдамака зарабатывал на жизнь выступлениями, концертами, написанием музыки и оркестровок. В Германии какое-то время был членом группы режиссера Григория Бажула.
. После войны в 1950 году переехал в США, где устроился рисовальщиком в компанию по проектированию гидроэлектростанций. в Флашинг, Квинс, Нью-Йорк, где он работал до 74 лет.
Он продолжал время от времени выступать и преподавать музыку и бандуру в Нью-Йорке, издавая статьи по истории бандуры в различных полунаучных журналах, таких как - журнал Общества классической гитары в 1971 году. Иногда он посещал собрания Нью-Йоркского общества классической гитары, которое возглавлял его дореволюционный друг из Харькова. - Владимир Бобри.
После выхода на пенсию переехал в Нью-Гэмпшир, чтобы жить с дочерью.
Хайдамака умер в Нью-Гэмпшире в 1991 году.