Леонид Гайдамака

редактировать

Леонид Гайдамака (Украинский : Леонід Гайдамака) (27 апреля 1898 г. - 21 июля 1991 г.) наложил свой отпечаток на развитие бандурного искусства в ХХ веке.

Родился в Харькове в семье практикующего врача, учился в гимназии, позже получил диплом инженера в.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Интерес к бандуре
  • 3 Бандура харьковского стиля
  • 4 Первый оркестр украинских народных инструментов
  • 5 Эмиграция
  • 6 Публикации
  • 7 Источники
  • 8 учеников
Биография

С раннего детства увлекся музыкой, а в 10 лет начал играть на скрипке. В школьные годы он играл в школьном оркестре на скрипке, а затем стал директором оркестра.

В 1918 году Гайдамака поступил в Харьковское высшее музыкальное училище (консерваторию), где 5 лет учился игре на виолончели и басу.

Интерес к бандуре

Гайдамака впервые заинтересовался бандурой в 1913-14 гг. Он отнес инструмент из школьного оркестра в мастерскую для ремонта и увидел там неизвестный инструмент. Снегирев пояснил, что это украинский народный инструмент, известный как бандура, и что он делал инструмент для бандуриста - артиста Харьковского драматического театра -. Бандура очень заинтересовала молодого Гайдамака, и Гайдамака заказал себе инструмент. Когда бандура была готова, встал вопрос - где научиться играть на инструменте? Гайдамака догнал Бондаренко и попросил его настроить инструмент и показать ему некоторые начальные упражнения. Позже он сам разработал упражнения и пьесы для инструмента и сам начал аранжировать пьесы для инструмента.

Бандура по-харьковски
Леонид Гайдамака с Х. Хоткевичем и квартет харьковских бандур

В 1923 году Гайдамака познакомился с Гнатом Хоткевичем. Хоткевич показал ему рукопись учебника по бандуре, который он подготовил к публикации, и позволил ему переписать технические упражнения и пьесы, что помогло ему в дальнейшем развитии своей техники.

Хоткевич имел небольшую бандуру всего с двумя октавами высоких струн. Гайдамака принимал участие в разработке концертной версии песни. Он проконсультировался с Хоткевичем и на основе этих консультаций сделал чертежи для построения диатонической бандуры с 8 басами и 23 тройными струнами, которая впоследствии стала стандартом для Харьковской и Полтавской капеллы бандуристов, которая использовала Харьков. техника.

В 1920-е годы, особенно во второй половине десятилетия, массовый интерес к бандуре означал быстрый рост любительских ансамблей и хоров бандуры, однако материала, такого как учебники или музыкальные аранжировки, было мало. Также не хватало квалифицированных профессионально подготовленных бандуристов. Эта необходимость была признана, и Народный комиссариат просвещения, которым в то время руководил Николай Скрипник, принял решение о создании бандурского курса для подготовки профессиональных кадров. Гнат Хоткевич был приглашен на должность профессора бандурных курсов.

Гайдамака записался на эти курсы, которые окончил в 1930 году.

Первый оркестр украинских народных инструментов
Оркестр украинских народных инструментов Гайдамаки Оркестр украинских народных инструментов Гайдамаки

В 1921 году Леонид Гайдамака уже сформировал ансамбль бандуристов при клубе «Металлист», но из-за отсутствия качественных бандур и того факта, что бандуристическое движение еще не стало массовым, эта попытка не увенчалась успехом.

В 1923 году клуб «Металлист» получил деньги от правительства и снова пригласил Гайдамаку, чтобы попытаться возродить ансамбль. На этот раз Гайдамаке удалось договориться не только о создании бандурного ансамбля, но и целого оркестра украинских народных инструментов.

Обещанные деньги поступали медленно, и только в 1925 году, после трех тяжелых лет, оркестр смог получить полный комплект инструментов. В 1925 г. он состоял из:

14 бандур (3 пикколо, 8 примы и 3 баса) 2 цимбалы (молотковые цимбалы) прима и бас 4 лиры (харди- гурди) - 2 сопрано и 2 тенора 2 сопилка (канальные флейты) 1 свирил (труба пан) 2 (альпийские валторны) и перкуссия - барабаны, литавры и треугольник.

Работа, необходимая для создания любого типа оркестра, сложна и трудна, но процесс создания оркестра из редких и почти забытых инструментов временами был практически невозможным. Инструменты достать не удалось, а некоторые можно было посмотреть только в музеях. Инструменты должны были быть разработаны и изготовлены таким образом, чтобы они оставались верными традиционным инструментам. После того, как инструменты были закуплены, нужно было научить игроков играть на этих инструментах, и это было дополнительной проблемой, потому что музыкальных произведений для этих инструментов не существовало, и здесь Гайдамака должен был аранжировать и сочинять музыку для инструментов. Надо было написать партитуру и скопировать части, чтобы сформировать эту массу в одно оркестровое целое.

Гайдамака сделал все сам и сделал все, что мог. За 7 лет оркестр дал более 500 концертов.

В репертуаре оркестра были народные песни и классические переложения.

В 1929 г. в журнале «Музыка масам» появился ряд статей о формировании подобных. Также в журнале был опубликован ряд оркестровок. В 1930 году вышла книга из 3-х оркестровок (1100 экз.), Содержащая ряд аранжировок для оркестра. В том же году Л. Гайдамака смогла издать аранжировки для харьковской бандуры.

В 1931 году в Москве был записан и выпущен ряд пластинок с записями ансамбля.

Эмиграция

Вторая мировая война наложила отпечаток на семью Гайдамака, и с возвращением советских войск они были вынуждены покинуть Украину, где он странствовал по Западной Европе. Гайдамака зарабатывал на жизнь выступлениями, концертами, написанием музыки и оркестровок. В Германии какое-то время был членом группы режиссера Григория Бажула.

. После войны в 1950 году переехал в США, где устроился рисовальщиком в компанию по проектированию гидроэлектростанций. в Флашинг, Квинс, Нью-Йорк, где он работал до 74 лет.

Он продолжал время от времени выступать и преподавать музыку и бандуру в Нью-Йорке, издавая статьи по истории бандуры в различных полунаучных журналах, таких как - журнал Общества классической гитары в 1971 году. Иногда он посещал собрания Нью-Йоркского общества классической гитары, которое возглавлял его дореволюционный друг из Харькова. - Владимир Бобри.

После выхода на пенсию переехал в Нью-Гэмпшир, чтобы жить с дочерью.

Хайдамака умер в Нью-Гэмпшире в 1991 году.

Publications
  • Гайдамака, Л.Г. - Оркестр українських народных инструментов // «Музика Масам» 1928, №10-11 (С.6-7)
  • Гайдамака, Л.Г. - Оркестр українських народных инструментов - № 2 // «Музика масам» 1929, №1,
  • Гайдамака, Л.Г. - Оркестр українських народных инструментов - № 3 // «Музика масам» 1929, №3 / 4,
  • Гайдамака, Л.Г. - Оркестр українських народных инструментов - ч. 4 // «Музика масам» 1929, №5,
  • Гайдамака, Л. - «Без тебе Олесю» (М.Лисенка) для оркестру українських народных інструментів // «Музика масам» 1929, №5. (Додаток)
  • Гайдамака, Л. - «Дванадцять косарів» (музика К.Богуславського) для оркестру українських народных инструментов - // «Музика масам» 1929, №7 / 8, (Додаток)
  • Гайдамака, Л. - Оркестр українських народных инструментов - № 5 // «Музика масам» 1929, №10 / 11.
  • Гайдамака, Л. - Оркестр українських народных инструментов - № 6 // «Музика масам» 1929, №12.
  • Гайдамака, Л.Г. - Революційні пісні для оркестр українських народных инструментов - ДВУ, Х.: 1930 (16с.)
  • Гайдамака, Л.Г. (арр) - Дванадцять косарів К.Богуславского для бандури соло - серія «Музика трудящим» Х.: 1930 - (Реклама поміщена в ж. «Музика масам» 1930, №7 / 8.) (16с.)
  • Гайдамака, Л.Г. - Друга молодість бандури - // «Соціалістична Харківщина» - 24.Х.1936
  • Гайдамака, Л.Г. - Спогади - Інтерв'ю на плівці 1984 р. (8 годин)
  • Гайдамака Л. - Кобза-бандура - национальный украинский музыкальный инструмент // «Гитарное обозрение» №33, лето 1970 (С.13-18)
  • Гайдамака. Л. - Кобза - Бандура // «Бандура» 1986, №17-18. (С.12-16)
Источники
  • Мішалов, В. - Бандурист Леонід Гайдамака "Бандура", 1986, №17 / 18, (С.1-10)
  • Ветеран Палій-Неїло - Ще кілька слів про Братство кобзарів імени О. Вересая // «Українські Вісті» 57/58 №115-116, 31.VIII.1947
  • Штокалко, З. - Критичні завваги до стану сучасного кобзарства // «Українські вісті» 6.ІІ.1949, Новий Ульм, Німеччина та // «Бандура» 1981, № 3-4, (С.11-15)
  • Мішалов, В. - Леонід Гайдамака - Фундатор Бандурного професіоналізму –Матеріали міжнародної науково-практичної конференції - Кобзарство в контексті становлення української професійної культури, 14 жовтня, 2005 р. Київ., 2005. 206 с. (с.107-109)

Студенты
Последняя правка сделана 2021-05-26 06:42:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте