Леонид Амальрик | |
---|---|
Родился | Леонид Алексеевич Амальрик. (1905-07-08) 8 июля, 1905. Москва, Российская Империя |
Умер | 22 октября 1997 (1997-10-22) (92 года). Москва, Россия |
Род занятий | Аниматор |
Леонид Алексеевич Амальрик (Русский : Леонид Алексеевич Амальрик; 8 июля [ОС 25 июня] 1905 - 22 октября 1997 г.) был советским аниматором и режиссером анимации. В 1965 году он был назван заслуженным артистом РСФСР.
Леонид родился в семье Анны Михайловны и Алексея Ивановича Амальрика, сотрудника, а затем инспектора страховой компании «Россия», заслуженного гражданина. г. Москвы. Его прадед по отцовской линии Жан Амальрик эмигрировал в Россию из Авиньона, Франции в 19 веке и основал кружевную мануфактуру, но позже сжег ее, находясь в состоянии алкогольного опьянения; Амальрик и его жена погибли в огне, выжил только их 4-летний сын по имени Жан. Он был воспитан французской колонией в Москве как Иван Иванович Амальрик, а затем поступил на ситцевую мануфактуру Альберта Хюбнера. Был женат на дочери московского купца 1 класса Сергея Белкина из старообрядцев. Среди их детей были Сергей Амальрик, дед советского писателя и диссидента Андрея Амальрика, и Алексей Амальрик, отец Леонида.
Амальрик вырос в обеспеченной семье на Арбате. Район в центре Москвы. В возрасте семи лет ему пришлось провести несколько месяцев в постели после аппендэктомии. В это время он начал рисовать и пристрастился к нему. Позже он поставил наполовину автобиографический фильм «Девушка и слон» (1969), основанный на рассказе Александра Куприна и его детских воспоминаниях. В 1925 году он поступил в Государственный колледж кино, чтобы учиться на декоратора . С 1926 по 1928 год работал в Межрабпом-Русь ассистентом художника-постановщика у Абрама Роума, Сергея Эйзенштейна и Всеволода Пудовкина.
В 1928 году он окончил училище и поступил на студию «Госвоенкино» в качестве аниматора вместе с Юрием Меркуловым и Львом Атамановым. Их крупнейшим проектом была «Первая кавалерия» (1929), анимационный фильм с живым действием, посвященный 1-й кавалерийской армии, где Амальрик анимировал большую военную карту и изобрел ряд оригинальных приемов в процесс, такой как комбинация остановки движения и анимации вырезания. Картина оставалась одним из лидеров советского проката на протяжении нескольких лет. В 1930 году он вернулся на Межрабпомфильм, где вместе с Иваном Ивановым-Вано снял свой первый традиционный анимационный короткометражный фильм Черно-белое (1932). Он основан на сатирическом стихотворении Владимира Маяковского и затрагивает проблемы американского расизма на Кубе. После этого его посетила тайная полиция, которая допросила его и обыскала его квартиру. Сам режиссер объяснил это своим радикальным формалистическим «анти- диснеевским » видением и некоторыми сюжетами, которые показались им подозрительными. В 1935 году перешел в Мосфильм, а через год анимационный отдел был преобразован в Союзмультфильм.
Play media Лимпопо (1939)Первые несколько лет Амальрик вместе с другие аниматоры сосредоточились на фильмах в стиле Диснея, хотя он их не терпел. С 1938 года он активно работал в жанре политической сатиры, дающей больше творческой свободы. В 1939 году он объединил усилия, и они вместе поставили трилогии «Лимпопо» (1939), Бармалей (1941) и «Павлиний хвост» (1946) по сказкам Доктор Айболит, снятые в полном цвете с использованием трех -процесс цветной съемки (цветные копии первых двух короткометражек считаются утерянными). Это был один из первых советских мини-сериалов и одна из первых самобытных картин Союзмультфильма, определивших «советский стиль» анимации.
Во время работы над Бармалеем Полковников был зачислен в армию, а Амальрик закончил работу над ним. свою, но после войны они продолжали работать в команде до 1953 года. Их самая известная работа «Серая шея» (1948) по сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка получила несколько наград на международных кинофестивалях, в том числе IV кинофестиваль в Марианских Лазнях.
Play media Кино-цирк (1942)С началом Великой Отечественной войны он остался в Москве. В июле 1941 года его дом был разрушен бомбой во время нацистской бомбардировки города. Его семья случайно выжила, но оставалась без крова, пока Корней Чуковский не узнал об этом и не помог им получить новую квартиру. В течение первого месяца войны Амальрик собрал группу из тех немногих аниматоров, которые остались в городе, в том числе Ольгу и Николая Ходатаева, и они сделали несколько анти- гитлеровских скетчей, выпущенных под Кино-цирк получил название в 1942 году. Вскоре его отправили на фронт и попали в больницу. Работал также на киностудии «Военттехфильм».
С 1954 г. самостоятельно снимал фильмы. Многие из них - это экранизации сказок его давнего друга Владимира Сутеева, а также сатирические сказки Сергея Михалкова для детей и взрослых. В 1958 году он поставил «Кошачий домик», «анимационную оперную пародию» по сказке в стихах Самуила Маршака на музыку Никиты Богословского. Он получил первую премию на X Международном кинофестивале для детей и юношества в Венеции. Среди его самых популярных и цитируемых произведений была Дюймовочка (1964), экранизация сказки Ганса Христиана Андерсена. Последним его фильмом стал Терем-Теремок (1971). После этого он ушел из производства.
Леонид Амальрик умер в 1997 году. Похоронен на Пятницком кладбище. Его жена Надежда Михайловна Привалова, художница, работала с ним над многими его фильмами.