Немецкое издание | |
Автор | Зигмунд Фрейд |
---|---|
Оригинальное название | Eine Kindheitserinnerung des Le Онардо да Винчи |
Язык | Немецкий |
Тема | Леонардо да Винчи |
Текст | Леонардо да Винчи, Воспоминания о его детстве в Wikisource |
Леонардо да Винчи и воспоминания о его детстве (немецкий : Eine Kindheitserinnerung des Leonardo da Vinci) - это эссе 1910 года Зигмунда Фрейда о Леонардо да Винчи. Он состоит из психоаналитического исследования жизни Леонардо, основанного на его картинах.
В Атлантическом кодексе Леонардо рассказывает, как в младенчестве на него напала птица в своей кроватке. Фрейд цитирует этот отрывок так:
«Похоже, что мне предначертано было так тщательно заняться стервятником, потому что это приходит мне в голову как очень раннее воспоминание, когда я был еще в колыбели. стервятник подошел ко мне, он открыл мне рот своим хвостом и несколько раз ударил меня хвостом по моим губам ».
Согласно Фрейду, это была детская фантазия, основанная на воспоминании о сосании соска его матери. Он подкрепил свое утверждение тем фактом, что египетские иероглифы изображают мать в виде стервятника, поскольку египтяне считали, что самцов стервятников не существует и что самки этого вида оплодотворены ветром. В большинстве представлений материнское божество с головой стервятника было сформировано египтянами фаллически, ее тело, отличавшееся женским по груди, также несло пенис в состоянии эрекции.
Однако перевод " Гейер (стервятник ), который Мария Херцфельд использовала в качестве «ниббио» в 1904 году в первом издании своей книги «Леонардо да Винчи, дер Денкер, Форшер и Поэт», не совсем воздушный змей Леонардо да Винчи имел в виду: небольшую хищную птицу, похожую на ястреба, обычную в районе Винчи, которая иногда бывает падальщиком. Это разочаровало Фрейда, потому что, как он признался Лу Андреас-Саломе в письме от 9 февраля 1919 г., он считал эссе Леонардо «единственным прекрасным, что я когда-либо писал». Психолог Эрих Нойман, писавший в книге «Искусство и творческое бессознательное», попытался исправить теорию с помощью воздушного змея.
Другая теория, предложенная Фрейдом, пытается объяснить пристрастие Леонардо к изображению Девы Марии со Святой Анной на картине Богородица с младенцем и Святой Анной. Леонардо, который был незаконнорожденным, изначально был воспитан его кровной матерью, прежде чем был «усыновлен» женой своего отца сера Пьеро. Идея изобразить Богородицу с ее собственной матерью была поэтому особенно близка сердцу Леонардо, потому что у него, в некотором смысле, самого были «две матери». Стоит отметить, что в обоих вариантах композиции (картина Лувра и лондонская карикатура) трудно различить, является ли святая Анна на целое поколение старше Марии. Фрейд также отмечает, что на картине можно увидеть очертания стервятника. Это связано с оригинальной фантазией о стервятнике в кроватке Леонардо да Винчи.