Leo Choirosphaktes, иногда Latinized как Choerosphactes (греч. : Λέων Χοιροσφάκτης), также известный как Leo Magistros или Leo Magister, был византийцем чиновник, занявший высокий пост при императоре Василий I Македонский (r. 867–886) и служивший посланником при императоре Льве VI Мудром (r. 886–912) до Болгария и Аббасидский халифат. Хиросфакт был также хорошо образованным и выдающимся ученым и писателем, многие из работ и переписки которого сохранились.
дата рождения Choirosphaktes не ясна ; Георгий Колиас поместил его между 845 и 850 годами, а около 824 года. Павел Магдалино, однако, отвергает дату рождения 820-х годов, поскольку Хиросфакт был еще жив в 913 году и, вероятно, умер после 920 года. Пелопоннес и был хорошо известен в аристократических кругах. Через свою жену он, по-видимому, был родственником Зои Карбонопсины, любовницы императора Льва VI после примерно 903 года и в конечном итоге четвертой женой, а сам он женился на даме, связанной с византийской императорской семьей, от которой у него было две дочери..
Ничего не известно о ранней жизни Хиросфакта до примерно 865 г., когда он посвятил большую богословскую работу, «Богословие в тысячи строк» (греч. Χιλιόστιχος Θεολογία) императору Михаилу III (r. 842–867). При преемнике Михаила, Василия I Македонянина, Хиросфакте дослужился до высоких государственных должностей, получив имена мистикос (первый засвидетельствованный обладатель этой должности) и каниклейос, оба конфиденциальные должности в непосредственной близости от императора.
Хиросфакта продолжал пользоваться благосклонностью сына и преемника Василия Льва VI, который наградил его высокими сановниками антипатос, магистрос и патрикиос к 896 г. В 895–896 гг. император Лев послал Хиросфакта с серией посольств к болгарскому правителю Симеону (r. 893–927), чтобы завершить продолжающуюся войну между двумя государствами. Его сохранившаяся дипломатическая переписка является ценным источником для этих событий.
Болгары разгромили византийские войска в Булгарофигоне в 896 году. Из Мадридского скилица.Болгары оказались под тяжелым давлением из-за успешные набеги мадьяр, союзников Византии, взявших много пленных и передавших их византийцам. Уверенный в благоприятном урегулировании после этого, Лев сопротивлялся византийским войскам, но Симеон, когда-то освобожденный от давления на двух фронтах, немедленно заключил Хиросфакта в тюрьму и вел переговоры с ним в его камере. Этих Симеон тянулся, пока его собственные союзники, печенеги, не атаковали мадьяр в тылу. После поражения мадьяр болгарский правитель предъявил ультиматум, требуя освобождения всех болгарских пленных в качестве предварительного условия мира. Император Лев, под давлением арабов на Востоке, принял его требование. Хиросфакт вернулся в Константинополь с болгарским посланником Феодором, и пленные были освобождены. Вскоре, однако, военные действия возобновились, и после тяжелого поражения Византии в битве при Булгарофигоне летом 896 г. Хиросфакт был снова отправлен на Симеон. Ему удалось заключить договор (либо в конце 896 г., либо в 897 г.), который освободил большое количество византийских военнопленных (сам Хиросфакт говорит в своих письмах о 120 000, конечно, преувеличение), и обеспечил мир в обмен на восстановление Болгарии. торговые привилегии, уплата византийцами ежегодной дани Симеону и некоторые пограничные уступки.
Этот мир продлится до 913 года, за исключением короткого момента в 904 году, когда после серия византийских неудач от рук арабов - в первую очередь разграбление Фессалоники, второго города Византийской империи - Симеон решил воспользоваться своим преимуществом: он появился со своей армией перед Фессалониками и потребовал уступок в обмен на то, что не занял беззащитный город. Хиросфакт снова был византийским послом, посланным для переговоров с ним. Симеон захватил большую часть территории в Македонии и Фракии, хотя Хиросфакту также удалось восстановить пояс из примерно 30 крепостей вокруг Адриатического оплота Диррахия Византийской империи. (историк Шон Тугер в своем исследовании царствования Льва VI считает последнее результатом отдельной миссии примерно 902–903 годов).
В 905/906 годах император Лев послал Хойросфакта в качестве посланника. эмирам Тарса и Малатья, а также суду Аббасидов в Багдаде, надеясь достичь мирного договора, но также собирать субсидии экономии восточных патриархов для четвертого брака императора, что обычно запрещено каноническим законом. Вскоре после своего возвращения, около 907 года, Хиросфактес впал в немилость и был сослан в место под названием Петра, что, возможно, указывает на его причастность к современному восстанию Андроника Дукаса. В этот период позора он неоднократно отправлял императору письма, в которых умолял его. Он также подвергся яростным нападкам со стороны епископа Ареты Кесарийского в работе последнего Choirosphaktes или Wizard-hater (Μισογόης), где его обвинили в том, что он «эллин » (термин, идентичный "язычнику "). В конце концов, он был помилован и реабилитирован либо самим императором Львом, либо его братом и преемником Александром (r. 912–913), так как на момент смерти Александра он снова находился в Константинополе и был замешан в заговоре и провалил государственный переворот генерала Константина Дукаса.. После подавления переворота Хиросфакт искал убежище в Святой Софии. Там он был схвачен, пострижен, а затем заключен в монастырь Студиос, где и умер вскоре после 919 года.
Наряду со своими письмами Хиросфакт составлял также богословские сочинения, гимны и эпиграммы. Однако авторство некоторых работ оспаривается. Среди них много праздничных анакреонтических стихов: два на одном из браков (вероятно, втором) Льва VI, одно на новой дворцовой бане, построенной тем же императором, третье на свадьбе императора Константин VII с Еленой Лекапене в 920 году, а также стихи о смерти выдающихся деятелей его времени, таких как Математик Лев и патриархи Фотий и Стивен I. В своих произведениях Хиросфактес восхваляет интеллектуальные качества своих героев, особенно Льва VI, проводит параллели между абсолютным правлением Бога и имперским самодержавием Византии, а также заметно маргинализирует роль церкви, продвигая даже элементы. отвергнутого иконоборчества. Пол Магдалино утверждал, что он защищает новую «идеологию, а точнее теологию правления», в которой вся власть сосредоточена в руках «небольшой светской элиты придворных философов», что прямо противоречит преобладающей модели взаимоотношений между церковью и