Сэр Леннокс Рэндал Фрэнсис Беркли (12 мая 1903 - 26 декабря 1989) был английским композитором.
Беркли родился 12 мая 1903 года в Оксфорде, Англия, младший ребенок и единственный сын Алин Карла (1863–1935), дочери сэра Джеймса Чарльза Харриса, бывшего Британский консул в Монако и Королевский флот капитан Гастингс Джордж ФицХардинг Беркли (1855–1934), незаконнорожденный и старший сын Джорджа Леннокса Родона Беркли, 7-го графа Беркли (1827–1934) 1888 г.). Он учился в школе дракона в Оксфорде, затем в школе Грешема, в Холте, Норфолк и школе Святого Георгия в Харпенден, Хартфордшир. Он изучал французский язык в Мертон-колледже, Оксфорд, который окончил со степенью четвертого класса в 1926 году. В университете он руководил колледжем гребной восьмеркой. В 1974 году он стал почетным членом Мертон-колледжа.
В 1927 году он поехал в Париж изучать музыку с Надей Буланже и там познакомился с Фрэнсисом Пуленком, Игорь Стравинский, Дариус Мийо, Артур Онеггер и Альберт Руссель. Беркли также учился у Мориса Равеля, который часто упоминается как ключевой фактор, повлиявший на техническое развитие Беркли как композитора.
В 1936 году он встретил Бенджамина Бриттена, также бывшего ученика Gresham's School, на фестивале ISCM в Барселоне. Беркли влюбился в Бриттена, который, похоже, опасался вступать в отношения, написав в своем дневнике: «Мы пришли к соглашению по этому поводу». Тем не менее, два композитора в течение года делили дом, живя в Old Mill в Снейпе, Суффолк, который Бриттен приобрел в июле 1937 года. Впоследствии они стали поддерживать долгую дружбу и творческое сотрудничество, сотрудничая. по ряду работ; в их число входили сюита каталонских танцев под названием Мон Жук и Вариации на елизаветинскую тему (последняя также с четырьмя другими композиторами).
Он работал на BBC во время Второй мировой войны, где он встретил свою будущую жену Элизабет Фреду Бернстайн (1923-2016), на которой женился 14 декабря. 1946. Вместе у них было трое сыновей; их старший сын Майкл Беркли, барон Беркли из Найтона, также композитор, а их младший сын - фотограф Ник Беркли.
Он написал несколько фортепианных произведений для пианиста Колина Хорсли, который заказал Хорн-трио и некоторые фортепианные пьесы, а также дал первые выступления и / или сделал первые записи ряда своих произведений, включая свой третий фортепианный концерт (1958).
Он был профессором композиции в Королевской музыкальной академии с 1946 по 1968 год. Среди его учеников были Ричард Родни Беннетт, Дэвид Бедфорд, Клайв Струтт, Джон Тавенер и Брайан Фернейхо. Фернихаф чувствовал, что ничему не научился у Беркли из-за разрыва между их музыкальными представлениями, помня его как «особенно вежливого и благонамеренного человека», чья «Надя Буленджер [sic ], оказавшая влияние на галльскую эстетику, была совершенно неспособна понять удовлетворить мои потребности в композиции ».
В 1954 году состоялась премьера его первой оперы, Нельсон, в Sadler's Wells. Он был посвящен в рыцари в 1974 году, а с 1977 по 1983 год был президентом Челтнемского фестиваля..
С 1947 года до своей смерти в 1989 году он проживал по адресу 8 Warwick Avenue, Лондон. 20 марта 1990 года по нему была проведена поминальная служба в Вестминстерском соборе, Лондон.
Ранняя музыка Беркли в целом тональна, на нее повлияла неоклассическая музыка Стравинского. Контакты и дружба Беркли с такими композиторами, как Равель и Пуленк, а также его учеба в Париже с Буланже придают его музыке «французское» качество, демонстрируемое ее «акцентом на мелодии, ясной текстуре и лаконичности выражения». Он сохранял отрицательное отношение к атональной музыке по крайней мере до 1948 года, когда он написал:
Я никогда не мог получить много удовольствия от атональной музыки. Отсутствие ключа делает модуляцию невозможной, и это, на мой взгляд, вызывает однообразие [...]. Я, конечно, не сторонник жесткой приверженности старой системе ключей, но некоторые своего рода тональный центр кажется мне необходимостью.
Однако с середины 1950-х годов Беркли, очевидно, почувствовал необходимость пересмотреть свой стиль композиции, позже рассказав канадскому композитору Р. Мюррей Шафер, что "для композитора естественно чувствовать потребность расширить свой язык". Он начал включать ряды тонов и аспекты последовательной техники в свои композиции примерно во времена Концертино, op. 49 (1955) и опера Рут (1955-6). Его изменение во взглядах было продемонстрировано в интервью The Times в 1959 году:
Я не против сериальной музыки; Я извлек пользу из его изучения, и иногда я обнаруживал, что пишу сериальные темы - хотя я не разрабатываю их в соответствии со строгими последовательными принципами, потому что я определенно тональный композитор. И есть некоторые исключения из евангелия интеллектуализации - мне очень понравилось слушать запись Le marteau sans maître Булеза, потому что там тембры музыки были привлекательны сами по себе.
(выбранный список)