Лен Лай | |
---|---|
Родился | Леонард Чарльз Хуйя Лай. (1901-07-05) 5 Июль 1901. Крайстчерч, Южный остров, Новая Зеландия |
Умер | 15 мая 1980 (1980-05-15) (78 лет). Уорик, Нью-Йорк, США |
Национальность | Новозеландец, американец |
Известен по | Фильму, скульптуре |
Леонард Чарльз Хуя Лай (; 5 июля 1901 - 15 мая 1980) был новозеландским художником, известным прежде всего своими экспериментальными фильмами и кинетической скульптурой. Его фильмы хранятся в архивах, в том числе Новозеландский киноархив, Британский институт кино, Музей современного искусства в Нью-Йорке и Тихоокеанский регион. Киноархив в Калифорнийском университете, Беркли. Скульптуры Лай находятся в коллекциях Музея американского искусства Уитни, Чикагского института искусств, Художественной галереи Олбрайт-Нокс и Художественного музея Беркли.. Хотя он стал натурализованным гражданином Соединенных Штатов в 1950 году, большая часть его работ после его смерти уехала в Новую Зеландию, где они находятся в Галерее искусств Говетт-Брюстер в Нью-Плимут.
Будучи студентом, Лай убедился, что движение может быть частью языка искусства, что привело его к раннему (и теперь утерянному) эксперименты с кинетической скульптурой, а также желание снимать кино. Лай был также одним из первых белых художников / пакеа, которые оценили искусство маори, австралийских аборигенов, тихоокеанских островов и африканских культур, и это оказало большое влияние на его творчество. В начале 1920-х годов Лай много путешествовал по южной части Тихого океана. Он провел длительные периоды в Австралии и Самоа, откуда был изгнан колониальной администрацией Новой Зеландии за проживание в коренной общине.
Работая триммером на борту парохода, Лай переехал в Лондон в 1926 году. Он быстро вошел в модернистские круги, участвуя в Обществе семи и пяти с 1927 по 1934 год и присоединение к Footprints Studio. В частности, Лай участвовал в Международной выставке сюрреалистов 1936 года и начал снимать экспериментальные фильмы. После своего первого анимационного фильма «Тусалава» Лай начал снимать фильмы в сотрудничестве с Главпочтамтом Великобритании для GPO Film Unit. Он заново изобрел технику рисования прямо на пленке, создав анимацию к фильму 1935 года Цветная коробка, рекламе «более дешевой посылки», не используя камеру ни для чего, кроме титульных листов в начале фильм. Это был первый прямой фильм, показанный широкой публике. Это было сделано путем рисования ярких абстрактных узоров на самом фильме, синхронизируя их с популярной танцевальной мелодией Дона Баретто и его кубинского оркестра. Группа экспертов по анимации, созванная в 2005 году кинофестивалем в Анси, поместила этот фильм в десятку самых значительных работ в истории анимации (его более поздний фильм Свободные радикалы также был в топ-50).
Лай также работал на преемника GPO Film Unit, Crown Film Unit, производя информационные фильмы военного времени, такие как Musical Poster Number One. На основе этой работы Лай позже предложили работу для кинохроники Марш времени в Нью-Йорке. Оставив жену и детей в Англии, Лай переехал в Нью-Йорк в 1944 году.
В Free Radicals он использовал черную пленку и наносил рисунки на эмульсию. В результате получился танцующий узор из мигающих линий и знаков, столь же драматичный, как молния в ночном небе. В 2008 году этот фильм был добавлен в Национальный реестр фильмов США .
. Лай продолжал экспериментировать с возможностями прямого кинопроизводства до конца своей жизни. В различных фильмах он использовал различные краски, трафареты, аэрографы, фломастеры, штампы, гребни и хирургические инструменты для создания изображений и текстур на целлулоиде. В Color Cry он использовал метод «фотограммы» в сочетании с различными трафаретами и тканями для создания абстрактных узоров. Это 16-миллиметровый прямой фильм с обжигающим саундтреком блюзового певца Сонни Терри.
Как писатель, Лен Лай продюсировал серию работ, исследующих его теорию IHN (индивидуальное счастье сейчас). Он также написал большое количество писем и стихов. Он был другом Дилана Томаса, Лоры Райдинг и Роберта Грейвса (их Seizin Press опубликовали книгу «Нет проблем». из писем Лая им, его матери и другим в 1930 г.). Веб-сайт NZEPC (Центр электронной поэзии Новой Зеландии) содержит подборку произведений Лая, которые столь же удивительны и экспериментальны, как и его работы в других СМИ. Одна из его теорий заключалась в том, что художники пытаются воспроизвести себя в своих работах, которые он изложил в эссе с наглядными примерами.
45-метровый Жезл Ветра на набережной Нью-ПлимутаЛай также был важным кинетическим скульптором и тем, что он называл «Материальными объектами». Он рассматривал фильм и кинетическую скульптуру как аспекты одного и того же «искусства движения», о котором он весьма оригинально теоретизировал в своих эссе (собранных в книге «Фигуры движения»).
Многие из его кинетических работ можно найти в Галерее искусств Говетт-Брюстер в Нью-Плимут, Таранаки, включая 45-метровую высоту. Жезл Ветра у моря. Водоворот воды, спроектированный Лаем, но так и не реализованный при его жизни, был установлен на набережной Веллингтона в 2006 году. Его «Материальные ценности» были показаны в MOMA в Нью-Йорке в 1961 году и теперь можно найти по всему миру. В 1977 году Лен Лай вернулся на родину, чтобы наблюдать за первой новозеландской выставкой своих работ в Художественной галерее Говетт-Брюстер. Незадолго до его смерти в 1980 году Лай и его сторонники основали Фонд Лена Лая, которому он передал свои работы. Галерея является хранилищем большей части этой коллекции, в которой работает постоянный куратор для обеспечения ее сохранности и соответствующей выставки.
Лай был индивидуалистом, никогда не подпадающим под какие-либо общепринятые художественно-исторические ярлыки. Хотя его имя не стало нарицательным, его работы были знакомы многим кинематографистам и кинетическим скульпторам - он был чем-то вроде «художника художника», и его инновации оказали международное влияние. Его также помнят за его яркую личность, изумительную одежду и весьма неортодоксальный стиль чтения лекций (он преподавал в Нью-Йоркском университете в течение трех лет).
В XXI веке международный интерес к карьере Лая возобновился благодаря ретроспективам, проведенным в Центре Помпиду в Париже в 2000 году, австралийской передвижной выставке, организованной в 2001 году Художественной галереей Новый Южный Уэльс, Сидней, в ACMI, Мельбурн в 2009 году, и в Ikon Gallery, Бирмингем, Великобритания, в 2010 году. Аналогичным образом, в Новой Зеландии опросы были показаны на Галерея Гаса Фишера, Окленд в 2009 году и Городская галерея Веллингтона в 2013 году. Оклендский университет поставил оперу о его жизни в 2012 году.
Лай была замужем дважды. Его первой женой была Джейн (Флоренс Уинифред) Томпсон, от которой у него было двое детей:
В Рино, штат Невада, в мае 1948 года Лай женился на своей второй жене, Аннетт «Энн» Зейсс (род. 1910, Миннесота) в тот же день, когда он развелся с Джейн. Энн ранее была замужем за Томми Хиндлом, британским журналистом.
Он умер в Уорвике, штат Нью-Йорк, в 1980 году.
Коллекция и архив Лена Лая не относятся к фильмам. работает в собственности Лая на момент его смерти в 1980 году, а также несколько предметов, которые были переданы или иным образом приобретены Фондом с тех пор. Этот объем работ расширен работами Лена Лая в Govett-Brewster Art Gallery. Новозеландский киноархив - это хранилище фотопленок с фильмов Лая, принадлежащих Фонду Лена Лая. Отпечатки для просмотра также находятся в Коллекции в Govett-Brewster. Len Lye Center - специальная галерея для коллекции Len Lye, связанная с Govett-Brewster, открылась 25 июля 2015 года. Это первая галерея в Новой Зеландии, посвященная одному художнику.
Есть два документальных фильма о Лай: Флип и Два Твистера, снятые Ширли Хоррокс и Дудлин ', и DVD с выступлениями Лай, иллюстрированными слайдами: Лен Лай говорит о Изобразительное искусство.