Лемуралия или Лемурия была праздник религии Древнего Рима, во время которого римляне совершали обряды, изгнали злобных и страшных призраков мертвых из их дома. Неблагоприятные призраки беспокойных мертвецов, лемуров или личинок были умилостивлены подношением бобов. В те дни весталки готовили священную молу сальсу, соленый мучной пирог, из первых колосьев пшеницы сезона.
В юлианском календаре три дня праздника - 9, 11 и 13 мая. миф о происхождении этого древнего праздника, согласно Овидию, который выводит Лемурию из предполагаемого Ремурии, заключался в том, что он был учрежден Ромулом, чтобы успокоить дух Рем (Овидий, Фасти, V.421ff; Порфирий ). Овидий отмечает, что на этом празднике был обычай умилостивить или изгнать злых духов, ходя босиком и бросая на ночь черную фасоль через плечо. Именно глава семьи должен был вставать в полночь и ходить босиком по дому, выбрасывая черные бобы и повторяя заклинание: «Я посылаю эти бобы; этими бобами я выкупаю себя и мои» (Haec ego mitto ; его redimo meque meosque fabis) девять раз. Тогда домочадцы сталкивались с бронзовыми горшками, повторяя: «Призраки моих отцов и предков, ушли!» девять раз.
Из-за этого ежегодного экзорцизма ядовитых духов мертвых весь май оказался неудачным для браков, откуда и пословица Mense Maio malae nubunt («Плохие девушки вышли замуж в мае ").
Согласно некоторым историкам культуры, этот древний обычай был христианизирован, когда либо в 609, либо в 610 году Папа Бонифаций IV освятил Пантеон в Риме Пресвятой Богородице и всем мученикам; праздник этого посвящения Sanctae Mariae ad Martyres отмечается в Риме с тех пор и положил начало празднику Дня всех святых. Однако другие видят ссылку на дату 13 мая в праздновании Святым Ефремом Всех Святых в этот день в 4 веке.