Сала Леми Понифасио - режиссер Самоа и Новой Зеландии, художник, танцор, дизайнер и хореограф, получивший международное признание благодаря своим конфронтационным и провокационным театральным постановкам. В 1995 году он основал MAU в Окленде, работая с сообществами и артистами со всего мира и был назван самой плодовитой танцевальной и театральной труппой Новой Зеландии. Леми приглашали выступить на Венецианской биеннале беспрецедентно трижды - для изобразительного искусства, танцев и театра. Он был избранным режиссером для крупнейшего театрального постановки в истории Канады, возрождения Апокалипсиса на фестивале Luminato, музыкального эпоса из двух частей с участием более тысячи исполнителей и съемочной группы. Он также был выбран ЮНЕСКО для проведения ежегодного послания к Международному дню танца в Париже для танцоров всего мира, для чего он написал каракию для своего послания.
Леми родился в Лано, Самоа, в семье катехизаторов Самоа и переехал в Новую Зеландию, когда ему было 15 лет. Во время учебы в средней школе в Новой Зеландии он начал посещать серию семинаров с мастером-художником маори Матуа Тохунга Ириранги Тиакиава в Ротоити. Затем Понифасио был приглашен лидером исполнительских искусств маори Тама Хуата для работы с ним в составе его культурной группы маори Takitimu Trust, выступающей в общинах по всей Новой Зеландии и в резервациях Канады.
Леми Понифасио начал свою артистическую карьеру как авангардный исполнитель-экспериментатор, поставив свое эпическое десятилетнее сольное танцевальное исследование «Тело в кризисе», в основном в нетеатральных и открытых пространствах.
Его краткое знакомство с современным танцем, буто и классическим балетом в 1980-х годах заставило его скептически отнестись к понятию современного танца и положило начало его поискам происхождения своего собственного танца. Он начал путешествовать по миру и постоянно танцевал.
Он исследовал жизнь тела через космическое видение, генеалогию, философию, архитектуру, песнопения, танцы и церемонии коренных общин, особенно маори, Кирибати, Канаки люди Новой Каледонии, Самоа, Тонга, Таити и различных островов Тихоокеанского региона.
После десяти лет путешествий, жизни и выступлений во многих странах Понифасио вернулся в Новую Зеландию. Прочитав цитату правозащитника маори Евы Рикард, «только дохлая рыба течет по течению», он решил назвать свою первую групповую работу «Рыбой дня».
Понифасио сформировал MAU - философскую основу и направление его работы. название его работы и сообщества, с которыми он работает. МАУ - это самоанское слово, означающее провозглашение истинности вопроса. Вместе с группой молодых исполнителей и друзей Понифасио создал Illumina как первую работу MAU, исполненную в Galaxy Theater, Окленд, Новая Зеландия, 1992.
Понифасио сотрудничает с людьми из всех слоев общества, работая в школах, университеты, фабрики, деревни, оперные театры, замки, галереи и стадионы. Работа включала полностью поставленные оперы, театр, танцы, выставки, фестивали и общественные форумы.
Находясь на переднем крае международной арт-сцены, Понифасио представляет и выставляет свои работы по всему миру, включая Авиньонский фестиваль, BAM Бруклинскую музыкальную академию Нью-Йорк, Руртриеннале, Линкольн-центр Нью-Йорк, Эдинбургский международный фестиваль, Театр дер Вельт, Театр де ла Виль Париж, Культурный центр Онассиса Афины, лондонский Центр Саутбэнк, Holland Festival, Carriageworks Сидней, Luminato Festival Торонто, Венский фестиваль, Berliner Festspiele, Сантьяго-а-Мил Чили, Венецианская биеннале и в Тихоокеанском регионе.
В 2016 году ЮНЕСКО пригласило Понифасио написать официальное послание к Международному дню танца.
. Среди последних работ Леми Понифасио - «Стоять во времени» (2017) маупера с MAU Wahine, Die Gabe Der Kinder (2017) с детьми и общиной Гамбурга, Лагимоана (2015) для 56-й выставки визуальных искусств Венецианской биеннале; Апокалипсис (2015) с музыкой Р. Мюррея Шафера на фестивале Luminato в Торонто; Я ЕСМЬ: мапуче (2015) и Ceremonia de Memorias (2016) с MAU Mapuche, коренным народом Чили; и «Я ЕСМЬ» (2014) к 100-летию Первой мировой войны, премьера которого состоялась на Авиньонском фестивале, за которым последовали сезоны в таких местах, как Эдинбургский международный фестиваль и Руртриеннале, Германия. Среди других его творений - «Багровый дом» (2014), исследующий природу силы и мира, который видит все и больше не забывает; «Камни во рту» (2013), мауопера, в котором женщины маори передают жизненную силу через ораторское искусство и древние песнопения; Опера Орфа Прометей для Руртриеннале (2012); Ле Савали: Берлин (2011), противостоящий имперскому городу Берлину с его собственными сообществами семей иммигрантов в поисках принадлежности и сдерживаемых угрозой депортации; «Птицы в небесных зеркалах» (2010) - реакция на исчезающие острова Тихого океана, родину большинства его исполнителей, опустошенные изменением климата; и «Буря: без тела» (2008) о власти, терроре и незаконном использовании государственной власти после 11 сентября.
Год и место мировых премьер Леми Понифасио