Лель и Полель

редактировать
Польские языческие божества
Лель и Полель
Fischerinselgoetze.jpg Копия статуи-близнеца с острова Фишеринзель
Главный культовый центрФишеринзель (вероятно)
РегионПольша, Велети (вероятно)
РодителиЛада (мать)
Эквиваленты
римские эквивалентыCastor and Pollux

Lel и Polel (латинские : Leli, Poleli): польские божественные близнецы, впервые упомянутые Мацей Меховита в 16 веке, где он представляет их как эквиваленты Кастора и Поллукса и сыновей богини Лады, эквивалент Леда. Полного согласия относительно подлинности культа Леля и Полеля нет.

Содержание
  • 1 Источники
  • 2 Исследования
  • 3 Лел и Полель в культуре
    • 3.1 Литература
    • 3.2 Музыка
  • 4 Ссылки
  • 5 Библиография
Источники

Лель и Полель были впервые упомянуты в Chronica Polonorum Мацеем Меховитой, где он исправляет Яна Длугоша, который писал, что Лада был польским эквивалентом римского бога войны Марса. :

Они поклоняются Леде, матери Кастора и Поллукса, и близнецам из одного из рожденных яиц, Кастору и Поллуксу, которое до сих пор слышно, когда поют древнейшие песни Чада, Чада, Илелы и Лели Полели с хлопками и избиением Руки. Ada - как я осмелюсь сказать, согласно свидетельству живого слова - имя Леда, а не Марс, Кастор [имя] Лели, Полели [имя] Поллукса

Мацей Меховита, Chronica Polonorum, (1519)

Марцин Кромер, Мацей Стрыйковский, Марцин Бельски и его сын также упоминают близнецов. Алессандро Гуаньини утверждал, что культ Леля и Полеля существовал при его жизни в Великой Польше. Священник Якуб Вуйек также упоминает «Лелиполели».

Исследования

Первоначально подлинность богов Леля и Полела не отрицалась, о чем свидетельствует их популярность среди крупных Польские писатели, такие как Игнаций Красицкий, Юлиуш Словацкий и Станислав Выспянский.

Александр Брюкнер, который был одним из первых исследователей, затронувших тему польского пантеон категорически отверг подлинность Леля и Полеля. Он считал, что крик ada, Łada, Ilela и Leli Poleli, процитированный Меховитой, на самом деле был всего лишь застольной песней, восклицанием, похожим на tere-fere или fistum-pofistum, и предполагаемые имена произошли от слова lelać «качаться». Несмотря на значительные достижения Брюкнера, многие современные исследователи обвиняют его в сверхкритическом или даже псевдонаучном подходе к теме польского пантеона.

Отношение к культу Леля и Полеля изменилось в 1969 году, когда две культовые фигуры дуба датируемые XI или XII веком были обнаружены на острове Фишеринзель на Толленсезее в Мекленбурге. Одна из них высотой 178 см представляет собой две мужские фигуры с усами, в головных уборах (шлемах?), Которые соединены с головами и туловищами. На втором примитивном изображении высотой 157 см изображена женская фигура с четко очерченной грудью. Некоторые исследователи утверждают, что на этих идолах изображены Лель, Полель и их мать Хада.

После отказа от сверхкритического отношения Брюкнера и открытия фигур-близнецов на острове Фишеринзель современные исследователи более уверены в подлинности их культ. Против происхождения названий из застольных песен свидетельствуют собственные имена Лель и Лал и русская песня Лелий, Лелий, Лелий зеленый и Ладо мой! где первое слово может быть связано с диалектным русским словом лелек, что означало «крепкая, здоровая молодежь». Voditь leli - это женский праздник в честь молодых замужних женщин, который демонстрирует оригинальные ритуальные и мифические коннотации, которые через несколько столетий могли стать пьяными песнопениями. С 17 века был зарегистрирован термин lelum polelum в смысле «медленный, вялый», который, возможно, был результатом десакрализации. По словам Анджея Шиевского, Лелум и Полелум могли быть зодиакальными близнецами, и, по мнению Александра Гейштора, они принесли счастье, которое может быть отражено в вере в магическую силу двойного уха. [зерна].

Однако, согласно Гжегожу Недзельскому, Лель и Полель являются изобретением Меховиты, а братьями-близнецами-славянами должны были быть Хада и Лели, где Хада был богом огня и останками божественного близнецы - легенда.

Лель и Полель в культуре

Литература

Музыка

  • Лао Че - Лелум Polelum
  • Rod - Lelum Polelum (альбом)
  • Sulin - Lelum Polelum
Ссылки
Библиография
  • Брюкнер, Александр (1985). Mitologia słowiańska. Варшава: Państwowe Wydawnictwo Naukowe. ISBN 8301062452. Cite имеет пустой неизвестный параметр: | strony =() CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Гейштор, Александр (2006). Mitologia Słowian. Warszawa: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego. ISBN 83-235-0234-X. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Шиевский, Анджей (2003). Religia Słowian. Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN 83-7318-205-5. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Kolankiewicz, Leszek (1999). Dziady. Teatr święta zmarłych. Гданьск: Słowo / Obraz Terytoria. ISBN 8387316393. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Niedzielski, Grzegorz (2011). Królowie z gwiazd. Mitologia plemion prapolskich. Sandomierz: Armoryka. ISBN 978-83 -7950-077-2. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Последняя правка сделана 2021-05-26 05:56:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте