Leibzoll

редактировать

Leibzoll (немецкий : «телесный налог») был особенным пошлина, которую евреи должны были платить в большинстве европейских государств в средневековье и до начала девятнадцатого века.

Содержание

  • 1 Ставка платы за проезд
  • 2 Развитие Лейбцоля
  • 3 Исключения
  • 4 Вольф Брайденбах
  • 5 Россия
  • 6 Аналогичные налоги в других странах
  • 7 См. Также
  • 8 Источники

Ставка пошлины

Происхождение Лейбцоллов можно проследить до политического положения евреев в Германии, где они считались собственностью короны и, следовательно, находились под защитой короля. В качестве императора Священной Римской империи король заявил об исключительных правах юрисдикции и налогообложения евреев и сохранил за собой ответственность за защиту их жизни и своей собственности. Он предоставил им защиту либо охранником, либо охранной грамотой; в основном последними, поскольку евреи, будучи большими путешественниками, в длительные командировки не всегда могли сопровождаться императорской гвардией. Первый случай выдачи одного из этих охранных документов произошел при Луи ле Дебоннер (814–840), и его образец можно найти среди документов, сохранившихся в "Liber Formularum" "того периода. Согласно этому документу король предоставляет свободу передвижения и освобождение от всех налогов трем евреям Лиона: neque teloneum, neque paravereda aut mansionaticum, aut pulveraticum, aut cespitaticum, aut ripaticum, aut rotaticum, aut portaticum, aut herbaticum prædictis Hebræis exigere præsumant (De Rozières, Recueil Général des Formules Usitées dans l'Empire des Francs, I. 41–43, Париж, 1859–1871; Simson, Jahrbücher des Fränkischen Reiches Unter Ludwig, dem Frommen, I. 393–396, Leipsic, 1874–76). За такую ​​охрану евреи должны были заплатить определенную плату; но это, как известно, нигде не указывается, поскольку оплата является единственной причиной освобождения от других налогов. Положения, регулирующие пошлины в Раффельштеттене [de ], изданные между 904–906 гг., Следует толковать таким же образом - евреи, как привилегированные торговцы, не должны платить больше, чем обычные пошлины (" justum theloneum "). В законе прямо говорится, что это соответствует древнему обычаю (Pertz, «Mon. Germaniæ Leges», iii. 480; Georg Waitz, «Deutsche Verfassungsgeschichte», iv. 1, 70, Киль, 1884 г.; Шерер, "Rechtsverhältnisse der Juden", стр. 110, Лейпсик, 1901 г.); то же самое говорится в хартии, предоставленной евреям Вормса, 1090 г. («Zeitschrift für die Gesch. der Juden in Deutschland», I. 139). Когда евреи перешли под юрисдикцию территориальных правителей, этот принцип был признан. Фридрих II Австрийский в своем законе о евреях, изданном 1244 г., постановил, что в пределах его государства они не должны платить больше, чем законная ставка пошлины - такая же ставка, которую должны были платить все другие граждане платить (Scherer, lcp 181). Как и в положениях, регулирующих [de ], и как в законе Фридриха II, упоминались только таможенные пошлины на товары или рабов: следовательно, личный налог был неизвестен.

Поскольку все больше евреев переходили под территориальную юрисдикцию, освобождение от личного налога, которое предоставлялось им до тех пор, пока они оставались собственностью короны, больше не соблюдалось, поскольку каждый территориальный правитель считал себя вправе взимать налоги. на всех иностранных еврейских подданных, которые прошли через его территорию. Но эти налоги продолжали оставаться таможенными пошлинами до тех пор, пока с ростом враждебности свободных городов и частым изгнанием с обширных территорий, которое стало правилом в пятнадцатом веке, те правители, которые изгнали евреев из своих владений, не решили принять политика удержания их подальше от своих границ. Международные отношения, однако, не допускали пренебрежения паспортом, выданным иностранным правителем одному из своих подданных, поэтому, когда евреи посещали территорию, на которой не было разрешено селиться ни одному еврею, с них взималась пошлина.

Развитие Лейбцолля

Из-за слабости имперской власти Священной Римской империи евреи, изгнанные с места, могли легко селиться поблизости, и на основании их паспортов вести бизнес в том месте, откуда они были изгнаны. Итак, евреи, изгнанные из Нюрнберга в 1499 году, поселились в Фюрте ; изгнанные из Нёрдлингена (1507) поселились в Кляйнердлингене [de ]; те, кто не смог попасть в город Любек, поселились в деревне [de ] - всех населенных пунктах в пределах пешей досягаемости от городов, в которых им было отказано в проживании. По паспортам, выдаваемым им их соответствующими властителями, они могли заниматься торговлей в последних местах, по крайней мере, в течение дня, и, следовательно, поскольку местные власти хотели обеспечить выполнение указов, исключая евреев, они были вынуждены принять новые меры. ("REJ" viii. 212). Администраторы вскоре осознали финансовую полезность Лейбцолля, и территориальные правители в Германской империи взимали такую ​​пошлину со всех путешествующих евреев, будь то иностранцы или их собственные подданные. В Нюрнберге средняя годовая стоимость пошлины за последние десять лет, в течение которых взимался сбор с Лейбцоля (1797–1806), составляла 2448 флоринов (Барбек, «Gesch. Der Juden in Nürnberg und Fürth», стр. 106)., Нюрнберг, 1878 г.).

Формулировка законов иногда также предполагает намерение унизить евреев. Например, постановление Филиппа V Испанского (1703) устанавливает пошлину за повозку с товарами, одну голову скота или одного еврея при переходе мостов Люксембурга, в четырех солях ("REJ" viii. 208). Иногда унижение заключалось в форме взимания налога. В некоторых местах еврей, проезжая через ворота, должен был бросить кости в память о распятии (Grätz, «Gesch», 3-е изд., Viii. 14); в других местах, как в Фрайберге, в Саксонии, евреи были вынуждены платить за охрану, которая следовала за ними, пока они оставались в городе. Даже после того, как Лейбцоль был официально упразднен, как в Австрии императором Иосифом II в 1782 году, евреи, въезжавшие в Вену или остававшиеся там некоторое время, должны были платить специальный налог, который отличался от Лейбцолля только по названию. То же самое можно сказать и о Нюрнберге, где Leibzoll теоретически был упразднен в 1800 году, но взимался практически до 1806 года под названием «Passier- und Eintrittsgeld». В Варшаве, где французское правительство освободило евреев, российское правительство повторно ввело Leibzoll под названием «Tagzettel», требуя, чтобы каждый еврей, въезжающий в город, платил пять серебряных groschen в первый день и три на каждый дополнительный день он оставался ("Allg. Zeit. des Jud." 1862, стр. 12).

Исключения

Были предоставлены определенные исключения из Лейбцолля. Согласно австрийскому закону 1244 года, трупы не подлежали уплате. Альберт III, герцог Австрийский предоставил бесплатную охранную грамоту трем австрийским евреям, чтобы они доставили «этрогима » из Триеста бесплатно в 1389 г. (Scherer, lcp 535). Евреи, проживавшие на территории курфюрста Майнца, были освобождены от участия в Лейбцолле, когда они путешествовали для посещения одного из обычных ландтагов или собраний районных общин (см. Bamberger, Histor. Berichte über die Juden der Stadt Aschaffenburg, стр. 26, Страсбург, 1900). В знак особой милости придворные евреи или монетные дворы были освобождены от уплаты таких пошлин (см. Харбург ). Позже льгота была распространена на производителей; и, бархат - производитель берлинского бархата, был освобожден королем (1731 г.), потому что его дела требовали от него частых путешествий ("Allg. Zeit. des Jud." 1902, стр. 477). Когда Мейербер приехал в Вену, «Judenamt» получил приказ обращаться с ним «не как с евреем, а как с кавалером» (ib. 1847, стр. 91). Коренные евреи часто освобождались за фиксированную сумму от уплаты этой пошлины, но, естественно, это освобождали их от нее только в пределах их собственной страны. Таким образом, евреи Саксонии были освобождены от Лейбцолля приказом от 16 апреля 1773 года (Леви, «Geschichte der Juden in Sachsen», стр. 71, Берлин, 1901). Евреи Берлина пошли на компромисс с избирателем в 1700 году, выплачивая 1000 дукатов ежегодно; из этой суммы ("Jüdische Presse", 22 августа 1902 г.) освобождались только те, кто имел законную хартию ("Schutzbrief"), которая заменила старую охранную грамоту ("Judengeleit"), и которые поэтому назывались "vergleitete Juden" или в сопровождении евреев.

В декабре 1787 года Фридрих Вильгельм II Прусский отменил Лейбцоль в Берлине, а в июле 1788 года отменил его в других местах. Отмена платы за проезд во многом была вызвана усилиями Давида Фридлендера. В 1791 г. епископ Зальцбургский также отменил пошлины в своих владениях.

Несмотря на либеральный дух, проявленный этими отменами, большинство немецких земель по-прежнему придерживались налогов. Однако с приходом французов некоторые из них были вынуждены отменить Leibzoll. В начале июля 1798 года французский генерал Какат сообщил членам правительства в Нассау-Узинген, что по приказу командира дивизии Фрайтага специальные налоги с евреев должны быть отменены, поскольку они были противны справедливости и человечности. В результате этого приказа евреи на левом берегу Рейна были освобождены от уплаты Лейбцолля. По заключению Люневильского мира (21 июля 1801 г.) пошлина была вновь наложена.

Wolf Breidenbach

В начале девятнадцатого века евреи Германии нашли смелый чемпион в [де ], который настойчиво работал за отмену этого импоста. Понимая, что для продолжения его кампании потребуются обширные ресурсы, и не имея возможности лично ими руководить, он в 1803 году обратился за помощью к немецким и иностранным евреям, попросив их подписаться на фонд, собранный для этой цели. Он начал переговоры с второстепенными немецкими князьями на Сейме в Ратисбоне (1804 г.) и с помощью Дальберга, имперского канцлера, добился беспрепятственного прохода для евреев через Рейн. провинции и Бавария. Во многом благодаря его усилиям Лейбцоль был упразднен в Курхессен, Гогенлоэ, Нойвид, Вид-Рункель, Браунфельс, Зольмс-Рёдельхейм, а также в Нассау (сентябрь 1806 г.). Освобождение евреев от этих сборов вызвало большой антагонизм; и среди противников были такие люди, как Паалцов, Граттенауэр и Бухгольц. В северных ганзийских городах французские гарнизоны вынудили бюргеров освободить евреев от уплаты лейбцолля и, несмотря на сильное сопротивление, обеспечили евреям привилегию Гамбурга, Любек и Бремен. Лейбцоль был упразднен в Брауншвейг-Люнебурге 23 апреля 1823 года усилиями Исраэля Якобсона, судебного агента герцога Брауншвейгского. Хотя налог был почти повсеместно отменен, его сбор продолжался благодаря посещению евреями Вены во время правления (1804–1835) Франциска I Австрийского. Из германских земель Саксония отменила его последней.

Россия

До 1862 г. польские евреи, посещавшие Россию, рассматривались как иностранцы, и как таковые не допускались во внутренние районы империи. С другой стороны, русским евреям было очень трудно въехать в Польшу, и тем, кто приезжал туда по делам, приходилось платить «гелейцолл». В 1826 году представители еврейской общины Ковно обратились к правительству с ходатайством об отмене налога, который тогда составлял пятнадцать. По распоряжению императора Николая I это заявление было передано великому князю Константину Павловичу, затем наместнику Польши, который заявил, что рассматривает отмену налога. нецелесообразно, но предлагалось уменьшить его количество и регулировать в зависимости от возраста, пола и рода занятий. Он счел целесообразным ввести аналогичный налог в России и предложил, чтобы каждому польскому еврею, въезжающему в Россию, и каждому русскому еврею, въезжающему в Польшу, был выдан пропуск с описанием места его выдачи, бизнеса на предъявителя и т. Д. Полиция должна была поручить проверку пропусков. Вследствие этого отчета император Николай приказал министру финансов связаться с соответствующими органами и разработать правила введения данного налога. После продолжительной переписки с польскими властями министр счел предложенную меру нецелесообразной не только из-за снижения доходов, на которое она повлияет, но и из-за возможных осложнений и злоупотреблений при ее применении. «Гелейцолл», таким образом, оставался до отмены указом от 24 мая 1862 года.

Аналогичные налоги в других странах

См. также

Ссылки

  • Geiger, Jüd. Zeit. т. v., pp. 126–145, 335–347;
  • Jewish Chronicle, 12 июня 1903 г.;
  • Allg. Zeit. des Jud. 1890, № 28;
  • Grätz, Geschichte der Juden, passim;
  • Pervy Polny Svod Zakonov, vol. х., № 6703;
  • Мыш, Руководство к Русскому Законодательству о Евреях, с. 18, Санкт-Петербург, 1890.

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Зингер Исидор ; и др., ред. (1901–1906). Еврейская энциклопедия. Нью-Йорк: Funk Wagnalls. Отсутствует или пусто | title =()

Последняя правка сделана 2021-05-26 05:41:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте