A юридическая клиника (также юридическая клиника или юридическая клиника ) это программа юридической помощи или юридической школы, предоставляющая услуги различным клиентам и часто практический юридический опыт для студентов юридических вузов. Клиникой обычно руководят клинические профессора. Юридические клиники обычно pro bono работают в определенной сфере, предоставляя клиентам бесплатные юридические услуги.
Юридические клиники возникли как метод практического обучения студентов юридических факультетов, но сегодня они также включают в себя бесплатную юридическую помощь без академических связей. Существуют практические юридические клиники, не имеющие академической связи, которые предоставляют юристам, судьям и не-юристам практические навыки по практическим этическим аспектам права, одновременно предлагая бесплатные юридические услуги государственной защиты.
Согласно Avani Bansal, в случаях, когда стороны не могут позволить себе адвоката и им предоставляются юридические услуги государством, качество такого юридического представительства часто вызывает сомнения. Следовательно, возникает необходимость в клиническом юридическом образовании или создании юридических консультаций при юридических школах, где студенты-юристы могут предоставлять юридические консультации малообеспеченным людям.
Студенты обычно помогают в исследовании, составлении юридических аргументов и встречах с клиентами. Во многих случаях один из профессоров клиники появляется для устных аргументов в суде. Тем не менее, во многих юрисдикциях действуют правила «студенческой практики», которые позволяют студентам юридической клиники появляться и выступать в суде.
Клинические юридические исследования проводятся в различных областях, таких как иммиграционное право, экологическое право, интеллектуальная собственность, жилье, защита по уголовным делам, уголовное преследование, законы американских индейцев, права человека и международное уголовное право. Иногда клиники предъявляют иски крупным компаниям и государственным учреждениям, что приводит к противодействию в судах и законодательных органах, включая попытки установить ограничения на то, кого клиники могут возбуждать иски без потери государственных субсидий.
Хотя во многих юрисдикциях имеют правила «студенческой практики», которые позволяют студентам юридических клиник появляться и спорить в суде, в некоторых странах, таких как Индия, студенты-юристы все еще учатся в юридических школах и не могут сами представлять клиентов в судах.
Согласно Avani Bansal во многих юридических школах, клиническое юридическое образование предоставляется без поддержки практического компонента и без политики. Участие во многих из этих юридических клиник не дает академических кредитов. Нехватка ресурсов, нехватка подготовленных преподавателей для этой цели, недостаточное участие членов Совета адвокатов приводит к неэффективному и слабому клиническому юридическому образованию в таких странах, как Индия. Сообщества вокруг не информированы, поэтому не участвуют. Все эти аспекты подрывают эффективную цель юридической клиники в том смысле, что она не обучает студентов на практике и не доводит до общественности.