Ли Морган | |
---|---|
Ли Морган | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Эдвард Ли Морган |
Родился | (1938-07-10) 10 июля 1938 г.. Филадельфия, Пенсильвания, США |
Умер | 19 февраля 1972 (1972-02-19) (33 года). Нью-Йорк, Нью-Йорк, США |
Жанры | Джаз, бибоп, хард-боп |
Род занятий | Музыкант |
Инструменты | Труба, флюгельгорн |
Годы работы | 1956-1972 |
Лейблс | Blue Note Records, Ви-Джей |
Ассоциированные группы | Арт Блейки, Джон Колтрейн, Кертис Фуллер, Диззи Гиллеспи, Джо Хендерсон, Эндрю Хилл, Чарльз Эрленд, Art Farmer, Джонни Гриффин, Джеки Маклин, Хэнк Мобли, Уэйн Шортер, Джимми Смит, Ларри Янг, Винтон Келли, Грачан Монкур III, Клиффорд Джордан, Бенни Голсон |
Эдвард Ли Морган (10 июля 1938 - 19 февраля 1972) был американским джазовым трубачом и композитором.
Один из ключевых хард-боп музыкантов 1960-х, Морган стал известен в подростковом возрасте, записавшись на Джона Колтрейна Blue Train (1957) и с группой барабанщиков. Арт Блейки до начала сольной карьеры. Морган оставался с Блейки до 1961 года и стал лидером в конце 50-х годов. Его песня "The Sidewinder " из одноименного альбома стала неожиданным перекрестным хитом в поп- и RB чартах в 1964 году, в то время как записи Моргана заставили его коснуться других музыкальных стилей по мере созревания его артистизма.. Вскоре после выхода «Сайдвиндера», Морган ненадолго присоединился к Блейки. Покинув Блейки в последний раз, Морган продолжал плодотворно работать в качестве лидера и помощника с такими, как Хэнк Мобли и Уэйн Шортер, став краеугольным камнем Ярлык Blue Note.
Карьера Моргана оборвалась в возрасте 33 лет, когда его гражданская жена Хелен застрелила его после столкновения в Салуне Слага, в Нью-Йорке.
Эдвард Ли Морган родился в Филадельфии, штат Пенсильвания, 10 июля 1938 года, младший из четырех детей Отто Рикардо и Нетти Беатрис Морган.
Первоначально интересовался вибрафон, вскоре он начал проявлять растущий энтузиазм по поводу трубы. Морган также умел играть на альт-саксофоне. На тринадцатый день рождения его сестра Эрнестина подарила ему первую трубу. Его основным стилистическим влиянием был Клиффорд Браун, с которым он брал несколько уроков в подростковом возрасте.
Морган много записывался с 1956 года до дня перед своей смертью в феврале 1972 года. Он присоединился к биг-бэнду Диззи Гиллеспи в 18 лет и оставался участником в течение полутора лет, пока не стал экономическим обстоятельства вынудили Гиллеспи распустить подразделение в 1958 году. Морган начал запись для Blue Note в 1956 году, в конечном итоге записав 25 альбомов в качестве лидера лейбла. Он также записал на лейбле Vee-Jay и один альбом для Riverside Records на его недолговечной дочерней компании Jazzland. Он был фигурантом нескольких ранних записей Хэнка Мобли, а также периодически после этого. На единственном альбоме «Blue Note» Джона Колтрейна в качестве лидера, Blue Train (1957), он играл на трубе с угловым колоколом (подаренным ему Гиллеспи).
Присоединение к Jazz Messengers Арта Блейки в 1958 году еще больше развило его талант как солиста и композитора. Он гастролировал с Блейки в течение нескольких лет и был представлен на многочисленных альбомах Messengers, включая Moanin ', который является одной из самых известных записей группы. Когда Бенни Голсон покинул Jazz Messengers, Морган убедил Блейки нанять Уэйна Шортера, молодого тенор-саксофониста, чтобы он занял кресло. Эта версия Jazz Messengers, включая пианиста Бобби Тиммонса и басиста Джими Мерритт, записала много альбомов в 1959–61, в том числе для Blue Note Africaine, The Big Beat, Ночь в Тунисе и Всадник свободы. За время работы с The Jazz Messengers Морган также написал несколько мелодий, включая The Midget, Haina, Celine, Yama, Вальс Кодо, Pisces и Blue Lace. Проблемы с наркотиками Моргана и Тиммонса вынудили их покинуть группу в 1961 году, и трубач вернулся в свой родной город Филадельфию. По словам Тома Перчарда, биографа Моргана, именно Блейки познакомил трубачей с героином, что помешало его продвижению в карьере.
Ли Морган (1959)Вернувшись в Нью-Йорк в 1963 году, он записал The Sidewinder. Заглавный трек взломал поп-чарты в 1964 году и послужил фоновой темой для телевизионной рекламы Chrysler во время World Series. Мелодия использовалась без согласия Моргана; после того, как он пригрозил подать в суд, Chrysler согласился больше не показывать рекламу и уладил дело. Из-за того, что "The Sidewinder" стал кроссовером на быстро меняющемся рынке поп-музыки, Blue Note призвала других своих артистов подражать ритму этой мелодии "бугалу ". Сам Морган повторил эту формулу несколько раз с такими композициями, как «Cornbread» (из одноименного альбома Cornbread ) и «Yes I Can, No You Can't» на The Gigolo. По словам барабанщика Билли Харта, Морган сказал, что записал "The Sidewinder " в качестве наполнителя для альбома и был поражен тем, что он превратился в его самый большой хит. Он чувствовал, что его игра была намного более продвинутой на по существу авангардном альбоме Evolution Grachan Moncur III, записанном месяцем ранее, 21 ноября 1963 года.
После этого коммерческого успеха Морган продолжил плодотворно записываться, выпустив такие работы, как Search for the New Land (1964), которые попали в топ-20 чартов RB. Он также ненадолго воссоединился с Jazz Messengers после того, как его преемник Фредди Хаббард присоединился к другой группе. Вместе с тенор-саксофонистом Джоном Гилмором, пианистом Джоном Хиксом и басистом Виктором Спролесом этот состав был снят BBC для основополагающей джазовой телепрограммы Jazz 625.
По мере продвижения 60-х он записал около двадцати дополнительных альбомов в качестве лидера и продолжал записываться в качестве сайдмена на альбомах других артистов, включая Night Dreamer Уэйна Шортера; Стэнли Террентайн Мистер Натурал; Фредди Хаббард Ночь поваров ; Диппин Хэнка Мобли, Кэдди для папочки, Кусочек верха, Прямо без фильтра ; Джеки Маклин «Отбойный нож и последствия»; Режим Джо Хендерсона для Джо ; Маккой Тайнер Нежные моменты ; Лонни Смит «Мышление и поворотный момент»; Элвин Джонс 'Главный элемент; "Восточные ветры" Джека Уилсона ; Жук любви Рубена Уилсона ; Корабль-Мать Ларри Янга ; Ли Морган и Клиффорд Джордан живут в Балтиморе, 1968 год; Эндрю Хилл "Корни травы"; а также на нескольких альбомах с Артом Блейки и Jazz Messengers.
Он стал более политически вовлеченным в последние два года своей жизни, став одним из лидеров джазового и народного движения. Группа выступала во время записи ток-шоу и варьете в 1970-71 годах в знак протеста против отсутствия джазовых исполнителей в качестве приглашенных исполнителей и участников программных оркестров. В его рабочую группу в те последние годы входили тростниковые игроки Билли Харпер или Бенни Мопин, пианист Гарольд Маберн, басист Джими Мерритт и барабанщики Микки Рокер или Фредди Уэйтс. Мопин, Маберн, Мерритт и Рокер представлены на хорошо зарекомендовавшем себя трехдиске Live at the Lighthouse, записанном во время двухнедельной помолвки в клубе Hermosa Beach, Калифорния, в июле 1970 года.
Морган был убит рано утром 19 февраля 1972 года в Салуне Слагов, джаз-клубе в Нью-Йорке Ист-Виллидж, где выступала его группа. После ссоры между съемками, гражданская жена Моргана Хелен Мур (также известная как Хелен Морган) застрелила его. Травмы не привели к немедленному смертельному исходу, но скорая помощь медленно прибыла на место происшествия, поскольку в городе был сильный снегопад, который привел к чрезвычайно тяжелым условиям вождения. Они добирались туда так долго, что Морган истек кровью. Ему было 33 года. Хелен Морган была арестована и провела короткое время в тюрьме, прежде чем была освобождена условно-досрочно. После освобождения она вернулась в свою родную Северную Каролину и умерла там от сердечного приступа в марте 1996 года.
Ли и Хелен Морган - герои документального фильма 2016 года Я позвонил Хим Морган шведского режиссера Каспера Коллина. Премьера фильма состоялась 1 сентября 2016 года на 73-м Венецианском кинофестивале и был показан в США 24 марта 2017 года. В его обзоре New York Times A. О. Скотт назвал фильм «деликатной человеческой драмой о любви, амбициях и славе музыки».
Название | Год | Лейбл | ||
---|---|---|---|---|
Ли Морган В самом деле ! | 1956 | Blue Note | ||
Представляем Ли Моргана | 1956 | Savoy | ||
Lee Morgan Sextet | 1957 | Blue Note | ||
Dizzy Atmosphere | 1957 | Специальность | ||
Ли Морган Том. 3 | 1957 | Blue Note | ||
City Lights | 1957 | Blue Note | ||
The Cooker | 1957 | Blue Note | ||
Candy | 1958 | Blue Примечание | ||
Вот Ли Морган | 1960 | Ви-Джей | ||
Молодые львы | 1960 | Ви-Джей | ||
Expoobident | 1960 | Ви-Джей | ||
Ли-Вэй | 1960 | Blue Note | ||
Take Twelve | 1962 | Jazzland | ||
The Sidewinder | 1964 | Blue Note | ||
Search for the New Land | 1966 | Blue Note | ||
Tom Cat | 1964 | Blue Note | ||
The Rumproller | 1965 | Blue Note | ||
The Gigolo | 1968 | Blue Note | ||
Cornbread | 1965 | Blue Note | ||
Infinity | 1965 | Blue Note | ||
Delightfulee | 1966 | Blue Note | ||
Charisma | 1966 | Blue Note | ||
Раджа | 1966 | Blue Note | ||
Стандарты | 1967 | Blue Note | ||
Sonic Boom | 1967 | Blue Note | ||
Прокрастинатор | 1978 (записи 1967-1969) | Blue Note | ||
The Sixth Sense | 1967 | Blue Note | ||
Taru | 1968 | Blue Note | ||
Карамба ! | 1968 | Blue Note | ||
Live at the Lighthouse | 1970 | Blue Note | ||
Последняя сессия | 1971 | Blue Note |