Автор | Оноре де Бальзак |
---|---|
Исходное название | Полковник Шабер |
Художник с обложки | Эдуар Тудуз |
Страна | Франция |
Язык | Французский |
Серия | La Comédie humaine |
Жанр | Scènes de la vie privée |
Издатель | Мам-Делоне |
Дата публикации | 1829 |
Ему предшествует | Ле Пер Горио |
, за которым следует | La Messe de l'athée |
Полковник Шабер (англ. Colonel Chabert) - это повесть 1832 французского романиста и драматурга Оноре де Бальзака (1799 –1850). Она включена в его серию романов (или Roman-fleuve), известную как La Comédie humaine (Человеческая комедия), в которой изображено и пародируется французское общество в период Реставрации (1815–1830) и Июльской монархии (1830–1848). Эта новелла, первоначально опубликованная в Le Constructionnel, была адаптирована к шести различным фильмам, включая два немых фильма.
Полковник Чабер женится на Роуз Шапотель, проститутке. Затем полковник Шабер становится французским кавалерийским офицером, которого Наполеон Бонапарт уважает. После тяжелого ранения в битве при Эйлау (1807 г.) Шабер записан как мертвый и похоронен вместе с другими французскими жертвами. Однако он выживает, и после того, как он выбрался из собственной могилы, местные крестьяне вылечили его. Ему нужно несколько лет на выздоровление. Вернувшись в Париж, он обнаруживает, что его вдова вышла замуж за социального альпиниста, графа Ферро, и ликвидировала все имущество Шабера. Стремясь вернуть себе имя и деньги, которые были ошибочно переданы по наследству, он нанимает Дервилля, адвоката, чтобы вернуть свои деньги и свою честь. Дервиль, который также представляет графиню Ферро, предостерегает Шабера от получения взятки от графини. В конце концов, Чаберт уходит с пустыми руками и проводит остаток своих дней в приюте.
В «Полковнике Шабере» Бальзак сопоставляет два мировоззрения: наполеоновскую систему ценностей, основанную на чести и воинской доблести; и что из Реставрации. Чаберт не был убит в битве при Эйлау, хотя считалось, что это так. Он пытается вернуться к жизни, но не может вернуть себе личность. Его «вдова», которая на самом деле является его женой и которая в первые годы своей зрелости была проституткой, теперь графиня Ферро, замужем (или так может показаться) за влиятельного дворянина Реставрации и политического деятеля. Она отвергает своего «бывшего» мужа (так же, как Ферро в изменившихся политических обстоятельствах теперь был бы счастлив отвергнуть ее). Все, что имеет значение в современную эпоху, - это социальный статус, основанный на владении деньгами, особенно унаследованным богатством.
Эта тема непоколебимой чистоты военного образа жизни - это то, к чему Бальзак возвращается в La Rabouilleuse, но там этот предмет трактуется совершенно иначе.
––