Морское право

редактировать
Международное право, касающееся морской среды Mare Liberum (1609 г.) Гуго Гроциуса - одна из самых ранних работ по праву

Морское право - это свод международного права, регулирующий права и обязанности государств в морской среде. Это касается таких вопросов, как права судоходства, притязания на морские полезные ископаемые и юрисдикцию в отношении прибрежных вод.

Хотя современное морское право основано на ряде международных обычаев, договоров и соглашений, оно в значительной степени основано на Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS), действующей с 1994 г., который обычно считается кодификацией обычного международного права, и иногда рассматривается как "конституция Мирового океана".

Морское право - публичное право аналог закона адмиралтейства (также известного как морское право), которое применяется к частным морским вопросам, таким как морская перевозка грузов, права аварийно-спасательные работы, столкновения судов и морское страхование.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Конвенция ООН по морскому праву
  • 2 Признание и обеспечение соблюдения морское право
  • 3 Морское право
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

История

Среди самых ранних примеров правовых кодексов, касающихся морских дел, является Византийский Лекс Родиа, pro был основан между 600 и 800 годами н. э. для управления торговлей и судоходством в Средиземноморье. Кодексы морского права также были созданы во время европейского средневековья, например, Свитки Олерона, основанные на Lex Rhodia, и Законы Висби, принятый среди торговых городов-государств Ганзейского союза.

Однако самая ранняя известная формулировка публичного международного морского права была в Европе 17-го века, которая увидела беспрецедентное мореплавание, разведку, и торговля через мировые океаны. Португалия и Испания возглавили эту тенденцию, заявив права как на сухопутные, так и на морские пути, которые они обнаружили. Испания считала Тихий океан mare clausum - буквально «закрытым морем», недоступным для других военно-морских держав, отчасти для защиты своих владений в Азии. Точно так же, как единственный известный вход со стороны Атлантики, Магелланов пролив периодически патрулировался испанскими флотами, чтобы предотвратить вход иностранных судов. Папская булла Romanus Pontifex (1455) признала исключительное право Португалии на судоходство, торговлю и рыболовство в морях вблизи открытых земель, и на этом основании португальцы заявили о монополии на Восточно-Индийская торговля, вызвавшая сопротивление и конфликты со стороны других европейских военно-морских держав.

В условиях растущей конкуренции за морскую торговлю голландский юрист и философ Хуго Гроций, считавшийся отцом международного права в целом, написал Mare Liberum (Свобода морей), опубликованный в 1609 году, в котором изложен принцип, согласно которому море является международной территорией и что все народы могут свободно использовать его для торговли. Он основывал этот аргумент на идее, что «каждая нация может свободно путешествовать к любой другой нации и торговать с ней». Таким образом, существовало право мирного прохода над сушей и аналогичное право мирного прохода в море. Гроций заметил, что в отличие от суши, на которой суверены могли разграничивать свою юрисдикцию, море было сродни воздуху, общей собственности всех:

Воздух принадлежит к этому классу вещей по двум причинам. Во-первых, он не подвержен оккупации; и, во-вторых, его общее использование предназначено для всех людей. По тем же причинам море является общим для всех, потому что оно настолько безгранично, что не может стать владением кого-либо, и потому что оно приспособлено для использования всеми, независимо от того, рассматриваем ли мы его с точки зрения судоходства или

В ответ на Гроция английский юрист Джон Селден утверждал в Mare Clausum, что море может быть присвоено суверенными державами так же, как и земная территория. Отвергая посылку Гроция, Селден утверждал, что не было никаких исторических оснований для того, чтобы к морю относились иначе, чем к суше, и не было ничего неотъемлемого в природе моря, что препятствовало бы государству осуществлять господство над его частями. По сути, международное право может развиваться, чтобы приспособиться к формирующейся системе национальной юрисдикции над морем.

«Mare clausum» в эпоху европейских открытий.

По мере того, как все большее число наций начало расширять свое военно-морское присутствие по всему миру, возрастали противоречивые претензии по поводу открытого моря. Это побудило морские государства смягчить свою позицию и ограничить степень своей юрисдикции в направлении моря с суши. Этому способствовала компромиссная позиция, представленная голландским теоретиком права Корнелиусом Бинкершуком, который в своей книге De dominio maris (1702 г.) установил принцип, согласно которому морское владение ограничено расстоянием, на котором пушки могут эффективно защищать его.

Концепция Гроция «свобода морей » стала практически универсальной в течение 20-го века после глобального господства европейских военно-морских держав. Национальные права и юрисдикция над морем были ограничены определенным водным поясом, простирающимся от береговой линии страны, обычно трех морских миль (5,6 км), согласно пушке «» Бинкершука. выстрел "правило. Согласно принципу mare liberum, все воды за пределами национальных границ считались международными водами : свободными для всех наций, но не принадлежащими ни одной из них.

В начале 20-го века. века, некоторые страны выразили желание расширить национальные морские притязания, а именно на разработку минеральных ресурсов, защиту рыбных запасов и обеспечение контроля за загрязнением. С этой целью в 1930 году Лига Наций созвала конференцию в Гааге, но никаких соглашений не последовало. К середине 20-го века технологические улучшения в рыболовстве и разведке нефти расширили морской диапазон, в котором страны могли обнаруживать и разрабатывать природные ресурсы. Это побудило президента Соединенных Штатов Гарри С. Трумэна в 1945 году распространить американскую юрисдикцию на все природные ресурсы своего континентального шельфа, далеко за пределами территориальных вод страны. В прокламации Трумэна цитируется принцип обычного международного права, согласно которому нации защищают свои природные ресурсы. Другие страны быстро последовали их примеру: между 1946 и 1950 годами Чили, Перу и Эквадор расширили свои права до 200 морских миль (370 км), чтобы покрыть свои рыболовные угодья течения Гумбольдта.

Конвенция ООН по морскому праву

Морские зоны являются основным компонентом современного морского права. Острова и скалы UNCLOS CN.svg

Первая попытка обнародовать и кодифицировать всеобъемлющее морское право была в 1950-х годах, вскоре после провозглашения Трумэна о континентальном шельфе. В 1956 году Организация Объединенных Наций провела свою первую Конференцию по морскому праву (UNCLOS I) в Женеве, Швейцария, в результате чего в 1958 году были заключены четыре договора:

Конвенция о континентальном шельфе эффективно кодифицирует провозглашение Трумэна нормой международного обычного права. Хотя ЮНКЛОС I считалась успешной, в ней оставался открытым важный вопрос о протяженности территориальных вод. В 1960 году ООН провела вторую Конференцию по морскому праву («ЮНКЛОС II»), но она не привела к каким-либо новым соглашениям. Острый вопрос о различных притязаниях на территориальные воды был поднят в ООН в 1967 году Мальтой, что побудило в 1973 году провести третью Конференцию Организации Объединенных Наций по морскому праву в Нью-Йорке. Пытаясь уменьшить вероятность доминирования групп национальных государств на переговорах, конференция использовала процесс консенсуса, а не большинство голосов. Конференция, в которой участвовали более 160 стран, продолжалась до 1982 года, в результате чего была принята Конвенция ООН по морскому праву, также известная как Договор по морскому праву, которая определяет права и обязанности стран при использовании ими Мирового океана..

ЮНКЛОС ввела ряд положений, наиболее важные из которых касались судоходства, архипелажного статуса и транзитных режимов, исключительных экономических зон (ИЭЗ), юрисдикции континентального шельфа, глубоководной разработки морского дна, эксплуатации режим, охрана морской среды, научные исследования и разрешение споров. Он также устанавливает границы различных площадей, измеряемых от тщательно определенного моря базовой линии.

Конвенция также кодифицирует свободу моря, явно предусматривая, что океаны открыты для всех государств, и ни одно государство не может подчинять часть его суверенитета. Следовательно, государства-участники не могут в одностороннем порядке расширять свой суверенитет за пределы своей ИЭЗ, 200 морских миль, в которых это государство имеет исключительные права на рыболовство, полезные ископаемые и месторождения морского дна. «Мирный проход» разрешен как через территориальные воды, так и через ИЭЗ, даже для военных судов, при условии, что они не причиняют вреда стране и не нарушают какие-либо ее законы.

Стороны Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву ( по состоянию на июнь 2019 г.).

Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 г., через год после ее ратификации 60-м штатом Гайана ; Следовательно, четыре договора, заключенные на первой конференции ООН в 1956 году, были отменены. По состоянию на июнь 2019 года ЮНКЛОС ратифицировали 168 государств. Многие из стран, не ратифицировавших договор, например США, тем не менее признают его положения как отражающие международное обычное право. Таким образом, он остается наиболее широко признанным и отслеживаемым источником международного права в отношении моря.

Между 2018 и 2020 годами состоится конференция, посвященная возможному изменению морского права в отношении сохранения и устойчивого использования морского биологического разнообразия за пределами действия национальной юрисдикции (резолюция 72/249 Генеральной Ассамблеи).

Признание и обеспечение соблюдения морского права

Хотя UNCLOS была создана под эгидой ООН, организация не играет прямой оперативной роли в ее реализации. Однако специализированное учреждение ООН, Международная морская организация, играет роль в мониторинге и обеспечении соблюдения определенных положений Конвенции, наряду с межправительственной Международной китобойной комиссией и Международный орган по морскому дну (ISA), учрежденный Конвенцией для организации, регулирования и контроля всей деятельности, связанной с полезными ископаемыми, в международном районе морского дна за пределами территориальных границ.

ЮНКЛОС учредила Международный трибунал по морскому праву (ITLOS), расположенный в Гамбурге, Германия, для разрешения всех споров, касающихся толкования или применения Конвенции (в соответствии с положениями статьи 297 и заявлениям, сделанным в соответствии со статьей 298 Конвенции). Его 21 судья выбран из самых разных стран. Поскольку ИЭЗ настолько обширна, многие дела ITLOS касаются конкурирующих претензий между государствами по поводу границ океана. По состоянию на 2017 год ITLOS урегулировал 25 дел.

Морское право

Следует выделить морское право из морского права, который касается морских вопросов и споров между частными лицами, такими как частные лица, международные организации или корпорации. Однако Международная морская организация, агентство ООН, которое играет важную роль в имплементации морского права, также помогает разрабатывать, кодифицировать и регулировать определенные нормы и стандарты морского права.

См. Также

  • Правовой портал
  • icon Портал по океанам

Ссылки

Внешние ссылки

  • СМИ, связанные с Морское право в Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-05-26 03:15:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте