Закон о возвращении (Иврит : חֹוק הַשְׁבוּת, ok ha-shvūt) - израильский закон, принятый 5 июля 1950 года, который дает евреям право приезжать и жить в Израиле и получить израильское гражданство. Раздел 1 Закона о возвращении гласит:
В Законе о возвращении Государство Израиль ввело в действие «Кредо» сионистского движения, которое призывает к созданию Израиля как еврейского государства.
В 1970 году право на въезд и поселение было распространено на людей с одним дедушкой и дедушкой-евреем и лицо, состоящее в браке с евреем, независимо от того, он или она считается евреем согласно Ортодоксы толкования Галахи.
В день прибытия в Израиль или позднее лицо, которое въезжает в Израиль в соответствии с Законом о возвращении в качестве оле, получит справку о том, что он / она действительно олех. У олеха есть три месяца на то, чтобы решить, желает ли он стать гражданином, и может ли он в течение этого времени отказаться от гражданства. В праве на выдачу свидетельства может быть отказано, если лицо занимается деятельностью, направленной против еврейского народа, ставит под угрозу общественное здоровье или безопасность государства или имеет криминальное прошлое, которое может поставить под угрозу общественное благосостояние.
Закон о возвращении был единогласно принят Кнессетом, парламентом Израиля, 5 июля 1950 года. Дата выбрана так, чтобы она совпадала с годовщиной смерти сионистского провидца Теодора Герцля. В нем говорилось:
. В заявлении в Кнессет тогдашний премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион утверждал, что закон не давал права, а, скорее, подтвердил право, которым евреи уже пользовались:
Последующее законодательство по вопросам иммиграции содержалось в Законе о гражданстве 1952 года..
Первоначально права Закон о возвращении применяется только к евреям. Однако из-за неспособности законодателей согласовать определение , кто является евреем, Закон не дал определения этого термина, вместо этого полагаясь на этот вопрос со временем разрешится. В результате Закон основывался на традиционном галахическом определении. Однако отсутствие определения еврея для целей Закона привело к разногласиям во взглядах различных течений иудаизма.
Те, кто иммигрирует в Израиль в соответствии с Законом о возвращении, сразу же имеют право на получение гражданства в Израиле. Однако возникли разногласия относительно того, должно ли лицо, претендующее на гражданство в соответствии с Законом о возвращении, иметь автоматически регистрируется как «еврейский» для c Ensus цели. Согласно галахическому определению, человек является евреем, если его или ее мать еврейка, или если он или она перешли в иудаизм. Ортодоксальные евреи не признают обращений, совершенных реформистским или консервативным иудаизмом. Однако закон предусматривает, что любой еврей независимо от принадлежности может мигрировать в Израиль и претендовать на гражданство.
В 1970 году в Закон о возвращении были внесены поправки, расширяющие право на возвращение для некоторых неевреев. В поправке № 2, 4а говорится:
Права еврея в соответствии с настоящим Законом и права оле в соответствии с Законом о гражданстве 5712-1952 ***, а также права оле в соответствии с любым другим постановлением, также принадлежат ребенку и внуку еврея, супруге еврея, супруге ребенка еврея и супруге внука еврея, за исключением человека, который был евреем и добровольно изменился его / ее религия.
Закон с 1970 года распространяется на следующие группы:
Поправка 1970 года была вызвана дебатами на тему «Кто такой еврей? ». закон не относился к этому вопросу. Существует несколько объяснений того, что решение является таким всеобъемлющим. Одно из них заключается в том, что Нюрнбергские законы не использовали галахическое определение в своем определении «Кто такой еврей»., определение права на получение гражданства в Законе о возвращении также не является галахическим. Другое объяснение - волна иммиграции 1968 года из Польши, последовавшая за антисемитизмом. кампания правительства. Эти иммигранты были очень ассимилированы, и в их семьях было много неевреев.
Второе объяснение состоит в том, что для увеличения уровня иммиграции, чтобы компенсировать «демографическую угрозу », создаваемую ростом арабского населения закон расширил базовую группу лиц, имеющих право на иммиграцию в Израиль.
Третье объяснение, выдвигаемое религиозными евреями, заключается в том, что подавляющее большинство светских лидеров в Израиле стремились подорвать влияние религиозных элементов в Израиле. политики и общества, позволяя иммигрировать большему количеству светских евреев и их нееврейских супругов.
Израильский раввинат - чисто ортодоксальный орган, который гораздо более строго определяет, «кто является евреем». Это создает ситуацию, в которой тысячи иммигрантов, которые имеют право на получение гражданства в соответствии с критериями Закона о возвращении, не имеют права на еврейский брак по решению раввината Израиля.
По состоянию на 2008 год с 1950 года в Израиль иммигрировало 2734245 евреев. Сотни тысяч людей, не имеющих еврейского статуса согласно ортодоксальной еврейской интерпретации Галахи, получили израильское гражданство, поскольку закон предоставляет гражданство всем потомкам еврея (включая внуков) и их супругам.
Раздел 2 (b) Закона о возвращении уполномочивает Министра внутренних дел отказывать в израильском гражданстве в соответствии с Законом о возвращении по ряду причин. Например, заявителю может быть отказано в гражданстве, если он или она считается угрозой безопасности Государства Израиль (например, изменой еврейскому государству), или если у него есть судимость за тяжкое преступление, такое как убийство, и представляет опасность для благополучия Государства Израиль; или, например, может быть скрывающимся от правосудия в другой стране за какое-либо уголовное преступление (если они не являются жертвами преследований); или таких лиц, которые в силу своей болезни могут представлять серьезную опасность для здоровья населения Израиля; а также любое лицо, которое может быть активно вовлечено в любую кампанию, которая громко выступает против еврейского народа и подрывает его дело (например, демагогия).
Это положение использовалось для исключения заявителей несколько раз с тех пор, как Израиль учреждение. Известные случаи включают Роберта Соблена, американского коммуниста, который шпионил в пользу Советского Союза и бежал в Израиль, пытаясь избежать пожизненного заключения; Мейер Лански, американский мафиози, которому первоначально разрешили въезд в Израиль, но через два года он был выслан; и Виктор Вансьер, американский активист каханистов, осужденный за участие в серии взрывов.
В 1962 году дело Освальда Руфайзена, польского еврея, а затем обращенного католика, было рассмотрено в Верховном суде Израиля. Верховный суд постановил, что «никто не может считать отступника принадлежащим к еврейскому народу».
Предоставление гражданства в соответствии с Законом о возвращении не препятствует тому, чтобы лицо выдан обратно в другую страну в соответствии с договором об экстрадиции с этой другой страной.
Верховный суд Израиля постановил в 1989 году, что мессианский иудаизм составляет другая религия, и эти люди, которые стали мессианскими евреями, не имели права на алию по закону.
16 апреля 2008 г. Верховный суд вынес решение по делу, возбужденному рядом людей с Еврейские отцы и деды, чьи заявки на получение гражданства были отклонены на том основании, что они были мессианскими евреями. Заявители утверждали, что они никогда не были евреями согласно галахе и, следовательно, не были исключены пунктом о конверсии. Этот аргумент был поддержан в постановлении, и правительство согласилось повторно обработать их заявления. Несмотря на это, мессианские евреи считаются имеющими право на закон, если они могут заявить о своем еврейском происхождении (имея еврейского отца или дедушку).
Критики утверждают, что Закон о возвращении противоречит требованиям демократического государства.
Палестинцы и выступают за Права палестинских беженцев критикуют Закон о возвращении, который они сравнивают с палестинскими претензиями на право палестинцев на возвращение. Эти критики считают закон, в отличие от отрицания права на возвращение, оскорбительным и узаконенным этнической дискриминацией.
. Доклад Экономической и социальной комиссии ООН для Западной Азии (ЭСКЗА) подвергся критике. Закон о возвращении ", дающий евреям во всем мире право на въезд в Израиль и получение израильского гражданства независимо от страны их происхождения и от того, могут ли они показать связи с Израилем и Палестиной, при этом лишая палестинцев любого сопоставимого права, в том числе тех, у кого есть документы родовые дома в стране », как политика« демографической инженерии », призванная поддержать статус Израиля как« еврейского государства ». Позднее отчет был отозван из-за разногласий.
10 июня 2011 года Закон о возвращении был проверен, когда пара геев, один еврей и один католик, совершили алию в Израиль. Эта пара была первой однополой супружеской парой, принадлежащей к разным религиям, которая запросила совместный статус алии, хотя супружеские пары противоположного пола и разных религий, естественно, получают совместную алию. Еврей быстро получил гражданство, но решение о предоставлении гражданства его мужу было отложено Министерством внутренних дел, несмотря на положение в законе, согласно которому супруга возвращающегося еврея также должна получить гражданство. 10 августа 2011 года Министерство внутренних дел предоставило гражданство мужу-нееврею в соответствии с требованиями Закона о возвращении.
В 2014 году министр внутренних дел Гидон Саар официально постановил, что в соответствии с Законом Возвращения, евреи, состоящие в однополых отношениях, состоящие в браке за границей, желающие иммигрировать в Израиль, могут это сделать - даже если их супруги не евреи - и они, и их супруги получат израильское гражданство.
Сторонники закона говорят, что он очень похож на гражданство многих европейских государств, в которых также присутствует этнический компонент.
Сторонники утверждают, что:
Среди израильских евреев продолжающаяся еврейская иммиграция пользуется большой поддержкой.. Согласно опросу 2016 года, проведенному Pew Forum, 98% всех израильских евреев хотели, чтобы закон продолжал разрешать иммиграцию евреев. Однако некоторые утверждают, что закон разрешает въезд слишком большому количеству неевреев, что подрывает его цель.
Поддержка закона среди израильских арабов намного меньше. Согласно опросу социолога Хайфского университета Сэмми Смуха среди 700 евреев и 700 арабов, проведенного в 2017 году, только 25,2% «приняли» Закон о возвращении, по сравнению с 39% в 2015 году.
В сентябре 2007 года Обнаружение агрессивной израильской неонацистской ячейки (Патруль 35 ) в Петах-Тикве, состоящей из подростков-иммигрантов из бывшего Советского Союза, привело к возобновлению призывов политиков внести поправки в Закон о возвращении. Эффи Эйтам из Национальной религиозной партии и Национального союза, которые представляют религиозные Сионистское движение и ранее пыталось внести законопроекты о внесении поправок в Закон о возвращении, заявило, что Израиль стал «убежищем для людей, которые ненавидят Израиль, ненавидят евреев и используют Закон о возвращении, чтобы бороться с этой ненавистью». На другом конце политического спектра депутаты Ахмед Тиби из United Arab List и Ta'al раскритиковали двойные стандарты системы, заявив, что «люди иммигрировали в Израиль и получил автоматическое гражданство в соответствии с Законом о возвращении, в то время как гражданам Назарета и Тайбе не разрешается посещать своих родственников только потому, что они арабы."
Тридцать семь процентов опрошенных израильтян заявили, что более тщательная проверка биографических данных новых иммигрантов равносильна расизму в отношении евреев из русскоязычных стран.
Среди тех, кто находится в в пользу сохранения Закона, существуют разногласия по поводу его формулировки. Определение Закона «еврей» и «еврейский народ» является предметом споров. Израильские евреи и евреи диаспоры расходятся друг с другом как группы и между собой относительно того, каким должно быть это определение. для целей Закона о возвращении. Кроме того, ведутся оживленные дискуссии по поводу значения терминов "Je желаю государства »и« государства евреев ».
Однако не только Кнессет неоднократно был вынужден прямо или косвенно решать эти вопросы. На протяжении многих лет многие министры внутренних дел Израиля изучали вопрос о Законе о возвращении и сомневались, как его применять. Судебные органы также были призваны выражать мнение по вопросам, касающимся Закона. Этот животрепещущий и постоянно повторяющийся вопрос в политическом диалоге страны не только выявляет, но и обостряет разногласия между израильтянами.
Один из центральных вопросов состоит в том, кто имеет власть определять законность обращения в иудаизм для целей иммиграции и гражданства. По историческим причинам это решение принял Главный раввинат Израиля, подчиненный Министерству по делам религий Израиля, но это положение находится под вопросом. Эта практика встретила сопротивление среди неправославных религиозных лидеров как в Израиле, так и в диаспоре. Было предпринято несколько попыток решить эту проблему, последней из которых была Комиссия Неемана, но тупиковая ситуация сохраняется.
31 марта 2005 г. Верховный суд Израиля постановил 7–4, что все преобразования, совершенные за пределами Израиля, будут признаны властями в соответствии с Законом о возвращении, несмотря на Закон о возвращении. Мнение Комиссии о том, что право на иммиграцию должен определять единый орган. В 1989 году суд уже постановил, что обращения, совершенные за пределами Израиля, действительны для Закона о возвращении (независимо от того, были ли они православными, консервативными или реформаторскими). Постановление 2005 г. расширило это, установив, что обращение в христианство за границу все еще действовало, даже если люди выполняли подготовительную работу для обращения, проживая в Израиле.