Юридическая школа Берита

редактировать
Древняя школа римского права, до 551 года нашей эры

Юридическая школа Бейрута
Bird's-eye view of people gathering around a clocktower at the center of a street light-lit square at night. Точное местонахождение школы неизвестно, но считается, что он лежал к северу от площади Неджмех (на фото), рядом с греческим православным собором Святого Георгия.
Находится в Бейруте Находится в Бейруте Предполагаемое местоположение юридической школы в Бейруте Показать карту Бейрута Находится в Бейруте Находится в Бейруте Юридическая школа Берита (Ливан) Показать карту Ливана
Альтернативное названиеЮридическая школа Берита
МестоположениеБейрут, Ливан
Координаты33 ° 53'46 ″ N 35 ° 30'16 ″ E / 33,89611 ° N 35,50444 ° E / 33,89611; 35,50444 Координаты : 33 ° 53'46 ″ N 35 ° 30'16 ″ E / 33,89611 ° N 35,50444 ° E / 33,89611; 35.50444
ТипУниверситет
ЧастьКолония Юлия Августа Феликс (Берит)
История
Заброшенный551 год нашей эры
ПериодыПоздняя античность
КультурыРимская, Византийская
Связанные сЮстинианом I, Кириллом, Патрицием, Захария Ритер, Св. Памфил, св. Трифиллий, Северус Антиохийский
Заметки с места
СостояниеНе раскопаны

Юридическая школа Берита (также известная как юридическая школа Бейрута и беритская школа римского права ) была центром изучения римского права в античности, расположенного в Берит (современный Бейрут, Ливан). Он процветал под патронажем римских императоров и функционировал как выдающийся центр юриспруденции в Римской империи до его разрушения в 551 году нашей эры

Юридические школы Римской империи учредили организованные хранилища имперских конституций и институционализировали изучение и практику юриспруденции, чтобы облегчить работу имперских судов. Архивирование имперских конституций облегчало задачу юристов ссылаться на правовые прецеденты. Истоки юридической школы Бейрута неясны, но, вероятно, это произошло при Августе в первом веке. Самое раннее письменное упоминание о школе относится к 238–239 годам нашей эры, когда ее репутация уже была установлена. Школа привлекала молодых и состоятельных римских граждан, а ее профессора внесли большой вклад в Кодекс Юстиниана. Школа достигла такого широкого признания во всей Империи, что Бейрут был известен как «Мать законов». Бейрут был одной из немногих школ, которым разрешено продолжать преподавать юриспруденцию, когда византийский император Юстиниан I закрыл другие провинциальные юридические школы.

Курс обучения в Бейруте длился пять лет и включал в себя пересмотр и анализ классических юридических текстов и имперских конституций, а также обсуждение конкретных случаев. Юстиниан лично проявил интерес к процессу обучения, поручив епископу Бейрута, губернатору Финикии Маритима и учителям поддерживать дисциплину в школе.

Помещения школы были разрушены в результате сильного землетрясения, поразившего финикийское побережье. Он был перенесен в Сидон, но не пережил арабское завоевание 635 г. н.э. Древние тексты свидетельствуют о том, что школа находилась рядом с древней церковью Анастасиса, остатки которой лежат под греческим православным собором Святого Георгия в историческом центре Бейрута.

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 История
  • 3 Академия
    • 3.1 Подготовительные занятия
    • 3.2 Учебная программа
    • 3.3 Профессорско-преподавательский состав
    • 3.4 Известные студенты
  • 4 Местоположение
  • 5 Репутация и наследие
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Библиография
  • 9 Дополнительная литература

История вопроса

В качестве гаранта справедливости римский император должен был уделять значительное количество времени судебным вопросам. Он был главным мировым судьей, главной прерогативой которого (jus ) было управление всеми государственными делами, для чего он мог в любое время потребовать помощи от кого угодно.

С судебные апелляции, петиции субъектов и судебные запросы магистратов и губернаторов, императоры тщательно консультировались с юристами (iuris consulti), которые обычно были секретарями, набранными из конный орден. Начиная с правления Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.), юристы начали составлять организованные хранилища имперских указов (конституций), и юридическая наука стала спонсируемой империей функцией администрации. Каждое новое судебное решение основывается на архивных судебных прецедентах и ​​ранее проведенных обсуждениях. Хранилища указов и спонсируемая империей юридическая стипендия положили начало самой ранней системе юридических школ западного мира, специально нацеленной на подготовку профессиональных юристов.

История

царствование Августа, Бейрут был основан под названием Колония Юлия Августа Феликс Берит (и получил статус Иус Италикум ) как колония для битвы ветеранов Акция из пятого македонского и третьего галльского легионов. Он был выбран в качестве регионального центра вместо наиболее известных финикийских городов Тир и Сидон, которые в прошлом были агрессивными против Рима.

Большая церковь на краю археологического поля. Св. Георгиевский собор находится на оси древнего Бейрута Cardo Maximus. Юридическая школа раньше располагалась рядом с византийской церковью Анастасиса, предшественником собора.

Бейрут впервые упоминается в письменной форме как крупный центр изучения права в 239 работах Григория Тауматурга, епископ Нео-Кесарии. В других ранних письменных источниках не упоминается, когда была основана юридическая школа, и эта дата вызывает много споров среди современных историков и ученых. Эдвард Гиббон ​​ предположил, что его основанием мог руководить местный император Александр Северус, правивший в 222–235 гг. эту гипотезу поддержал Жиль Менаж, французский ученый конца XVII века. Итальянский юрист Сципионе Джентили, однако, приписал основание школы Августу, а немецкий теолог XIX века Карл Хазе выступал за ее учреждение вскоре после победы при Акции (31 г. до н.э.). Адольф Фридрих Рудорф датировал ее правлением Адриана, а Франц Петер Бремер предположил, что она открылась около 200 г., основываясь на Тауматурге.

Теодор Моммзен связал создание юридической школы в Бейруте с необходимость в юристах, поскольку город был выбран в качестве хранилища римских имперских указов, касающихся восточных провинций. По прибытии в Бейрут они были переведены на греческий, опубликованы и заархивированы. Эта функция была впервые зафиксирована в 196 году нашей эры, дате самых ранних конституций, содержащихся в Григорианском кодексе, но считается, что город служил хранилищем с более ранних времен. Близость хранилища к юридической школе позволила юристам Бейрути ознакомиться с архивными документами, а студентам - узнать о самых последних императорских указах - преимущество, которое юридические школы Кесарии Маритима и Александрии отсутствует.

Императоры 3-го века Диоклетиан и Максимиан издали конституции, освобождающие студентов юридического факультета Бейрута от обязательной службы в их родных городах. В 4 веке греческий ритор Либаний сообщил, что школа привлекает молодых студентов из зажиточных семей, и выразил сожаление по поводу использования в школе латыни, от которой постепенно отказывались. в пользу греческого языка в течение века. К V веку Бейрут утвердил свое лидирующее положение и репутацию среди юридических школ Империи; ее учителя пользовались большим уважением и играли главную роль в развитии юридического образования на Востоке до такой степени, что их называли «экуменическими учителями». С 425 года юридическая школа Константинополя стала конкурирующим центром изучения права и была единственной школой, наряду с школой Бейрута, которая сохранялась после Юстиниана I закрыла школы Александрии, Кесарии Маритима. и Афины в 529 г., потому что их учения противоречили христианской вере.

9 июля 551 г. прибрежные финикийские города были разрушены землетрясением большой силы. В Бейруте за землетрясением последовало цунами и пожар, уничтоживший город. В результате погибло 30 000 человек, в том числе многие студенты из-за границы. Юстиниан выделил средства на восстановление Бейрута, и юридическая школа была временно переведена в южный финикийский город Сидон, ожидая реконструкции; однако лучшие учителя переехали в Константинополь. Несчастье снова обрушилось на Бейрут в 560 году нашей эры, когда массивный пожар разрушил выздоравливающий город. Юридическая школа не была открыта, и всякая перспектива ее возвращения была оставлена ​​с арабским завоеванием в 635 году нашей эры.

Academia

Учебный курс в юридической школе Бейрут был ограничен римским правом ; оно не распространялось на местные законы провинции Финикии. Древние тексты дают представление об учебной программе, методе преподавания, языках курса и его продолжительности.

Подготовительные занятия

Предполагалось, что потенциальные студенты будут изучать грамматику, риторику и энциклопедические науки. Еще одним обязательным условием было владение греческим и латынью, учитывая, что классические юридические ссылки и имперские конституции, используемые в программе обучения, были написаны на латыни. Претенденты могли продолжить свое подготовительное обучение в государственных школах или иметь частных репетиторов.

Учебная программа

Мозаика с изображением бюста сурового человека в короне и сложной пурпурной тунике. Юстиниан I, император, который спровоцировал переписывание римского права

Мало что известно о Бейрутском законе школьная программа до V века. Scholia Sinaitica и Scholia в Базилика дают представление о методе преподавания школы, сравнимой с методом школ риторики в время. Лектор обсуждал и анализировал юридические тексты, добавляя свои собственные комментарии, которые включали ссылки на аналогичные отрывки из имперских конституций или из работ известных классических римских юристов, таких как Ульпиан. Затем он формулирует общие правовые принципы и использует их для решения юридических проблем, основанных на реальных практических делах. Этот метод отличался от схемы классических времен, когда студент должен был овладеть основами права, прежде чем приступить к изучению конкретных случаев.

Юриспруденция преподавалась на латыни даже в юридических школах Востока, но ближе к концу в четвертом и начале V века латинский язык был вытеснен греческим в Бейруте, который был давно установленным lingua franca восточных территорий Римской империи. Подобный сдвиг, вероятно, произошел в школе Константинополя примерно в то же время.

Конституция Омнема в начале Дайджеста является единственным источником информации о существующей системе обучения в V век до реформ Юстиниана 533 года. Старая программа была четырехлетним курсом, который нужно было закончить до 25 лет. Курсы основывались на трудах Гая, Ульпиана, Папиниана и Паулюс. Студенты посещали лекции в течение трех лет, а четвертый год они провели в частном изучении Паулюса Responsa ; у них была возможность остаться на пятый год для изучения имперских конституций. Студенты каждого года отличались особыми прозвищами: первокурсник - Dupondii; во-вторых, Эдикты; в-третьих, Papinianistae; в-четвертых, Лита.

Омнемская конституция Юстиниана установила продолжительность юридического курса в школах Бейрута и Константинополя на уровне пяти лет. Курсы состояли из лекций и самостоятельных занятий с использованием материалов, представленных в его Corpus Juris Civilis, а именно Institutiones (институты), Digesta (дайджест) и Кодекс (Код). Студентам первого курса были прочитаны лекции об Институтах и ​​о первой части Дайджеста; Студенты второго курса обучались большей части Дайджеста, а студенты третьего курса должны были выучить различные тексты на папинском языке и leges singulares. На четвертом году курса лекций не было, но ученики изучали оставшуюся часть Дайджеста. Прозвища по-прежнему давались в зависимости от года обучения, но Юстиниан изменил имя первокурсников с легкомысленного Dupondii (что означает «два пенни») на Iustiniani novi и назвал студентов пятого курса Prolytae. По окончании курса выпускникам выдали сертификаты, позволяющие им работать адвокатами в суде или на государственной государственной службе.

Профессорский корпус

Древние тексты раскрывают имена и дела некоторых из них. самые известные профессора права в Бейрутской школе. Немногочисленные источники включают исторические отчеты, труды по юридическим наукам, антологии, древние переписки и погребальные надписи.

Антиохийский учитель риторики Либаний написал много писем Домнину Старшему, профессору юридической школы 4-го века. В 360 году Либаний пригласил Домнина покинуть Бейрут и преподавать вместе с ним в школе риторики Антиохии. Домнин, по-видимому, отклонил это предложение, поскольку более поздняя переписка с ним от Либаниуса, между 361 и 364 годами, служила рекомендацией для кандидатов на юридический факультет.

Самая блестящая эра юридической школы Бейрута, охватывающая столетие между 400 и 500 годами, была известна как эпоха «Вселенских мастеров» (греч. τῆς οἰκουμένης διδάσκαλοι). В течение этого периода семь уважаемых магистров права в значительной степени ответственны за возрождение юридического образования в Восточной Римской империи. Семь почитаемых мастеров, с похвалой упоминаемых учеными VI века, были Кирилл, Патриций и

Кирилл был основателем экуменической школы юристов. Считается, что он учил с. 400 или ок. 410. Его прозвали «великим» из-за своей репутации учителя, он был известен своим прямым использованием древних источников права и толкованием таких юристов, как Ульпиан и Папиниан. Кирилл написал точный трактат об определениях, который послужил материалом для многих важных схолий, приложенных к первому и второму заголовкам одиннадцатой книги Базилики. В третьем предисловии к «Дайджесту Юстиниана» (Constitutio Tanta) Патриций был отмечен как выдающийся профессор бейрутской школы права. Археологические раскопки, проведенные в Бейруте на рубеже 20-го века, обнаружили погребальный памятник, предположительно принадлежавший Патрицию. Сын Евдоксия Леонтий был описан церковным историком Захарией Ретором, который был его первокурсником в 487 или 488 годах, как имеющий большую репутацию в юридической сфере. Он был возведен в должность преторианского префекта Востока при императоре Анастасии I между 503 и 504 годами, а в 528 году стал Magister militum. в качестве уполномоченного при составлении первого кодекса Юстиниана. Его современник, Амблих, написал комментарий к Libri ad Edictum Ульпана.

Исторические источники также рассказывают о Евксении, учителе юридической школы Бейрута, который преподавал во времена «Вселенских мастеров». Евксений был братом городского епископа Евстафия и участвовал в 460 религиозных спорах, вызванных Тимофеем Аэлуром, который противопоставил миафизитов последователям Халкидонского собора. Дорофей, Анатолий (сын Леонтия) и Юлиан были школьными профессорами, современниками Юстиниана I. Первые двое были вызваны к императорскому двору и им поручили составить Дигесту. Под руководством Трибона Дорофей также сотрудничал с Феофилом, константинопольским учителем права, в разработке проекта Institutiones. Юлиан, последний известный профессор юридической школы Бейрута, был превознесен Теэтетом как «свет закона». После землетрясения Юлиан покинул Бейрут и поселился в Константинополе, где он написал Эпитоме Юлиани в 555 году.

При Юстиниане в юридических школах Византии было восемь учителей. Империя, предположительно по четыре в каждой из школ Бейрута и Константинополя. Юстиниан поручил надзор и соблюдение дисциплины в школе Бейрута учителям, епископу города и губернатору Финикии Маритима.

Известные ученики

Сохранившиеся древние тексты предоставить список имен 51 студента, посещавшего юридический факультет Бейрута; эти студенты были из двадцати различных римских провинций. Некоторые из этих студентов были признаны известными и добились известности.

В своем 238 году нашей эры панегирике христианскому ученому Оригену Александрийскому, каппадокийскому епископ Григорий Тауматург рассказывает о прохождении обширных курсов латинского и римского права в Бейруте..

Согласно Евсевию Кесарийскому, Памфил Кесарийский родился в богатой семье в Бейруте во второй половине III века и учился в его юридической школе. Позже Памфил стал пресвитером Кесарии Приморской и основателем ее обширной христианской библиотеки. Он отмечен как мученик как Римско-католической церковью, так и Восточной православной церковью. Евсевий также рассказывает о братьях-мучениках Афиане и Эдезиусе, рожденных в знатной ликийской семье. Они обратились в христианство во время изучения права в Бейруте, и их преследовали и казнили за свои убеждения.

историк четвертого века Евнапий писал о Анатолии, высокопоставленном римлянине. чиновник, известный своим врагам как Азутрио. Анатолий занимал должности консула Сирии, викарий Азиатской епархии, проконсул Константинопольский, городской префект Константинополя в 354 г., и преторианский префект Иллирика до своей смерти в 360. В своем рассказе об Анатолии Евнапий резюмировал: «Он достиг вершины юридической науки. В этом нет ничего удивительного, потому что Бейрут, его родина, является мать и медсестра этих исследований ". В переписке Либания с Гаяном Тирским обсуждаются достижения последнего после окончания юридического факультета Бейрута; Гайан стал консульским губернатором Финикии в 362 году. Газанский юрист и церковный историк Созомен, также студент юридического факультета Бейрута, писал в своей Historia Ecclesiastica о Трифиллий, обращенный в христианский мир, ставший епископом Никосии. Трифиллий получил юридическое образование в Бейруте и подвергся критике со стороны своего учителя святого Спиридона за его аттицизм и за использование юридической лексики вместо библейской.

Захария Ритер изучал закон в Бейруте между 487 и 492 годами, затем работал юристом в Константинополе, пока его имперские связи не принесли ему назначения епископом Митилены. Среди работ Ритора - биография Северуса, последнего миафизитского патриарха Антиохии и одного из основателей Сирийской православной церкви, который с 486 г. также был студентом юридического факультета в Бейруте. Еще одним учеником конца V века был Иоанн Руф, священник-анти- халкидонский, который перебрался в Майуму после изгнания своего учителя Петра I. Фуллер. В Майуме Джон Руфус написал «Плерофории и жизнь» Петра Иберийского.

Местоположение

Исторически римские станции или аудитории, где проводилось обучение, стояли рядом с публичными библиотеками, размещенными в храмах. Это расположение было скопировано в римской колонии в Бейруте. Первое упоминание о помещении школы датируется 350 годом, но в описании не указано его местонахождение. В V веке Захария Ретор сообщил, что школа стояла рядом с «Храмом Бога», описание которого позволило отождествить его с византийским собором Анастасиса.

На рубеже 20-го века были проведены археологические раскопки. на базаре между Греческим православным собором Святого Георгия и Маронитским собором Святого Георгия была обнаружена погребальная стела с эпитафией человеку по имени Патриций ", чья карьера была посвящена изучению права ". Было установлено, что эпитафия посвящена знаменитому профессору юридической школы V века. В 1994 году археологические раскопки под греческим православным собором Святого Георгия на площади Неджмех в Центральном районе Бейрута выявили структурные элементы собора Анастасия, но они были ограничены площадью 316 квадратных метров (3400 квадратных футов). и не удалось найти захороненную школу.

Репутация и наследие

A white flag with a shield at its center. The shield's upper party is a bendy sinister gules and argent flanked by an open book. The lower party features a sail ship on azure background. The shield is topped by a fortress. На флаге Бейрута изображена открытая книга с девизом «Berytus Nutrix Legum» (Бейрут, Мать законов) на одной стороне и Арабский перевод «بيروت أم الشرائع» с другой.

Юридическая школа Бейрута снабжала Римскую империю, особенно ее восточные провинции, юристами и магистратами в течение трех столетий, пока школа не была разрушена. Приток студентов был обильным и постоянным из-за изобилия, чести и гарантированной занятости, предлагаемых профессией. Высшее юридическое образование стало очень востребованным после указа, изданного в 460 г. императором Львом I. Указ предписывал кандидатам в адвокатуры восточной преторианской префектуры предъявить свидетельства о профессиональном мастерстве от учителей права, которые давали им инструкции в одной из признанных юридических школ Империи.

глубокие исследования классических юридических работ в Бейруте, а затем и в Константинополе придали юриспруденции беспрецедентное научное измерение; это академическое движение породило умы, стоящие за правовыми реформами Юстиниана. В результате нового понимания классических юридических текстов, по мнению историка права Джорджа Мусуракиса и историка права Джорджа Мусуракиса, имперские законы конца V - начала VI веков были более ясными и последовательными, чем законы начала постклассической эпохи. другие ученые.

Школа завоевала признание на протяжении всего своего существования и была удостоена титула Berytus Nutrix Legum (Бейрут, Мать законов) Евнапием, Либанием, Захарией Ретором и, наконец, императором Юстинианом. Его конституция 533 Omnem гласила:

Эти три сочинения, которые мы составили, мы желаем передать в их руки в королевских городах, а также в самом прекрасном городе Берит, который вполне может быть назван кормящей матерью закона, поскольку действительно, предыдущие императоры приказывали, но ни в одном другом месте, которое не пользовалось такой же привилегией в старые времена, как мы слышали, даже в блестящем городе Александрии, в Кесарии и других местах были невежественные люди, которые вместо выполняя свой долг, преподносили своим ученикам ложные уроки, и мы хотим воздержаться от этой попытки, установив вышеупомянутые ограничения, чтобы, если они впоследствии будут виновны в таком поведении и будут выполнять свои обязанности вне королевской власти городов и метрополии Берит, они могут быть наказаны штрафом в размере десяти фунтов золота и изгнаны из города, в котором вместо обучения закону они нарушают закон.

С 3-го века школа терпела христианские учения, продукция обучение ряда студентов, которые станут влиятельными церковными лидерами и епископами, такими как Памфил Кесарийский, Север Антиохийский и Афиан. При Кирилле, первом из Вселенских Учителей, христианская вера стала неотъемлемым элементом юридической подготовки.

Два профессора юридической школы Бейрута, Дорофей и Анатолий, имели такая репутация за свою мудрость и знания, что Юстиниан особенно хвалил их в открытии своей конституции Танты. Император призвал обоих профессоров помочь своему министру Трибониану составить Кодекс Юстиниана, свод гражданских законов Империи, изданный между 529 и 534 годами. Отрывок из Танты гласит:

Дорофей, выдающийся человек, обладавший большим красноречием и квесторианским рангом, которого, когда он занимался преподаванием права студентам в самом блестящем городе Берит, мы, тронутые его большой репутацией и известностью, вызвали к себе и заставили участвовать в рассматриваемой работе; Опять же, Анатолий, выдающийся человек, магистрат, который, как и последний, был приглашен на эту работу, когда выступал в качестве представителя закона в Берите, человек из древнего происхождения, как и его отец Леонтий и его дед Евдоксий оставил после себя превосходный отчет о юридических знаниях...

В течение столетий после его составления работа комиссии Юстиниана изучалась и включалась в правовые системы разных народов и оказала глубокое влияние на византийское право и западная правовая традиция. Питер Штайн утверждает, что тексты древнеримского права представляют собой «своего рода юридический супермаркет, в котором юристы разных периодов находили то, что им было нужно в то время».

Титульный лист старой книги с богато украшенными декоративными мотивами, изображающими русалку, водяного и различных других существ, окружающих текст заголовка Титульный лист издания «Дайджеста» конца XVI века., часть Юстиниана I Corpus Juris Civilis

Corpus Juris Civilis оставался основой византийского права до публикации Ecloga legum в 741 году императором Лев III и его сын и соправитель Константин V. Эклога была сокращенной и более филантропической версией Кодекса Юстиниана, чьи взгляды более созвучны христианским ценностям. Он был написан по-гречески, поскольку латынь вышла из употребления, и ее положения продолжали применяться в последующие века в соседних Балканских и Малой Азии регионах, с сохранившимися переводами на славянский, армянский и арабский. Император Василий I, правивший в IX веке, издал «Прохирон» и «Эпанагогу», которые представляли собой юридические сборники, отменяющие часть Эклоги и восстанавливающие законы Юстиниана. Прохирон послужил основой для юридических писаний первого архиепископа Сербии XII века, святого Саввы. Его юридический сборник был предназначен для сербской церкви, но влиятельная работа была принята в качестве основной конституции болгарской и русской православных церквей. Около 900 г. император Лев VI ввел в эксплуатацию Базилику, греческую переработку законов Юстиниана, которая считается родоначальником законодательства современной Греции до принятия Кодекса 1940 г.

Кодекс Юстиниан также оказал большое влияние на западное право, особенно на юридическую историю и традиции Западной Европы и ее американских колоний. В Италии единственный полный экземпляр «Дайджеста Юстиниана» сохранился и лежал забытым до его повторного открытия в 1070 году. В 1088 году Ирнерий, юрист и преподаватель гуманитарных наук в Болонье, был первым преподал недавно восстановленный Дайджест и остальные книги Юстиниана. Он и его преемники объясняли своим ученикам римские законы с помощью глосс или пояснительных записок, написанных по краям или между строками текста. Римские правовые концепции, возникшие в результате исследований этих «глоссаторов », распространились в университеты и судебные органы Европы. Возрождение римского права, начавшееся в Италии в средние века, было продолжено во Франции, Нидерландах и Германии в более поздние века. Принятие Гражданского кодекса Германии в 1900 году положило конец применению существующих форм права, основанных на кодексах Юстиниана, в большинстве европейских государств.

Репутация Бейрута как «матери законов» возродилась в наше время. В 1913 году Поль Хувелин, первый декан только что созданного Юридического факультета Университета Сен-Жозеф, посвятил вступительную речь классической юридической школе Бейрута, чтобы придать легитимность новой академии. Эпитет Berytus Nutrix Legum используется как девиз и как часть эмблемы Бейрутской коллегии адвокатов, основанной в 1919 году. Он также изображен на печати и флаге муниципалитета Бейрута.

Примечания

Ссылки

Библиография

Дополнительная литература

  • Садовски, Петр (2019). Szkoła prawa w rzymskim i bizantyńskim Bejrucie. Studium prawno-historyczne [Школа права в римском и византийском Бейруте. Юридические и исторические исследования] (на польском языке). Uniwesytet Opolski. ISBN 978-83-7395-801-2. Проверено 27 августа 2019.
Последняя правка сделана 2021-05-26 03:15:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте