The lauda (итальянское слово laude ) или lauda spirituale было самая важная форма народной священной песни в Италии в эпоху позднего средневековья и эпохи Возрождения. Лауд оставался популярным в девятнадцатом веке. Лауда часто ассоциировался с Рождеством, и поэтому отчасти эквивалентен английскому гимну, французскому noel, испанскому villancico, и, как эти жанры, занимает промежуточное положение между народными и научными текстами.
Первоначально лауда была монофонической (одноголосной) формой, но полифоническая форма возникла в начале пятнадцатого века. На ранний лауду, вероятно, повлияла музыка трубадуров, поскольку она показывает сходство в ритме, мелодическом стиле и особенно в нотах. Многие трубадуры покинули свои родные места, такие как Прованс, во время альбигойского крестового похода в начале 13 века и поселились в северной Италии, где их музыка оказала влияние на развитие итальянского светский стиль.
Монофоническая форма лауды широко распространилась по Европе в XIII и XIV веках как музыка флагеллантов ; эта форма была известна как Geisslerlied и использовала местные языки в каждой затронутой стране, включая Германию, Польшу, Англию и Скандинавия.
После 1480 г. пение лауд было чрезвычайно популярно во Флоренции, поскольку монах Савонарола (и другие) запретили распространение каких-либо других стилей священных писаний. народная музыка. Многие из мотетов Хоскина и мессы основаны на мелодиях, которые он слышал с отличием во время своего пребывания в Италии примерно в это время.
Лауд снова стал популярным во времена Контрреформации, поскольку одной из музыкальных целей Трентского совета было повышение разборчивости речи. текста, и простой, легко понимаемый laude послужил идеальным примером.
Важность лауды уменьшилась с развитием оратории. Однако мелодии и тексты продолжали влиять на более позднюю музыку.
Песни Латинские песни, в частности 13 латинских антифонов, сохранившихся в аббатстве Боббио, иногда назывались «Latin laude», однако которые больше напоминают латинскую версию итальянской баллаты.