Latae sententiae - это латинская фраза, означающая «приговор (уже) вынесенный», используемый в каноническом праве католической церкви. Штраф latae sententiae - это наказание, которое следует ipso facto или автоматически, в силу самого закона, когда закон нарушается.
Наказание, которое связывает виновную сторону только после того, как оно было наложено на лицо, известно как наказание ferendae sententiae (что означает «приговор к вынесению»).
1983 Кодекс канонического права, который связывает католиков из Латинской церкви, предусматривает latae sententiae порицание за определенные запрещенные действия. Канонический закон, который связывает членов восточно-католических церквей (см. Кодекс канонов восточных церквей ), не включает штрафы latae sententiae.
Latae sententiae - это фраза прилагательного (в родительном падеже падеже ), сопровождающая существительное, например "latae sententiae отлучения". При использовании в сочетании с глаголом , фраза принимает наречие в аблативе , например: «они были отлучены от церкви lata sententia».
Порицания, предусмотренные Кодексом канонического права : отлучение, запрет, и приостановка. Отлучение от церкви запрещает участие в некоторых формах литургического богослужения и церковного управления. Интердикт включает те же литургические ограничения, что и отлучение от церкви, но не влияет на участие в церковном управлении. Отстранение, которое затрагивает только членов духовенства, запрещает определенные действия священнослужителя, независимо от того, носят ли эти действия религиозный характер, проистекающий из его рукоположения («действия власти приказов»), или являются его проявлениями. власть управления или прав и функций, связанных с занимаемой им должностью.
Если не существуют оправдательные обстоятельства, изложенные в канонах 1321–1330, Кодекс канонического права налагает отлучение от церкви latae sententiae следующее:
Законодательство, выходящее за рамки Кодекса канонического права, также может указывать на отлучение от церкви latae sententiae. Примером может служить регулирование папских выборов, которое применяет его к лицам, которые нарушают секретность или вмешиваются в выборы с помощью таких средств, как simony или сообщая о вето гражданского органа.
Отлучение ipso facto, применявшееся до 1983 года к католикам, которые стали членами масонских ассоциаций, не было сохранено в пересмотренном Кодексе канонического права, вступившем в силу в том же году. Однако Святой Престол объявил, что членство остается запрещенным и что «верующие, которые вступают в масонские ассоциации, находятся в состоянии тяжкого греха и не могут принимать Святое Причастие».
Случаи запрета latae sententiae включают следующее:
Пример запрета, который не является latae sententiae, а вместо этого ferendae sententiae, дан в каноне 1374 Кодекса канонического права: «Тот, кто присоединяется к ассоциации, которая замышляет против Церкви, должен быть наказан справедливым наказанием; тот, кто продвигает или сдерживает такую ассоциацию, должен быть наказан запретом».
Автоматическое отстранение применяется к клирикам (тем, кто был посвящен как минимум в диаконат) в следующих случаях:
Отстранение Ferendae sententiae (наряду с другими наказаниями) должно быть наложено на любого священнослужителя, который открыто нарушает целомудрие, и на любого священника, который «в действии, по случаю или под предлогом признание "ходатайствует
Если человек совершает церковное преступление, за которое предусмотрено наказание ferendae sententiae, наказание вступает в силу только тогда, когда оно наложено компетентной церковной властью. Также может случиться так, что церковная власть издает заявление о том, что конкретное лицо фактически подверглось порицанию latae sententiae. В обоих этих случаях последствия более суровы, чем последствия простого автоматического порицания.
Тем, кто подвергается запрету или отлучению от церкви любого рода, запрещено принимать таинства, включая Евхаристию., но священник не может публично отказывать в причастии тем, кто подвергается чисто автоматическому порицанию, даже если он знает, что они подверглись такого рода порицанию; Однако, если отлучение было наложено или объявлено, другие лица обязаны воспрепятствовать осужденному от участия в служении на литургии или, если это окажется невозможным, приостановить литургическое служение; и осужденный не должен быть допущен к Святому Причастию (см. канон 915 ).
За исключением случаев, когда снятие порицания зарезервировано за Святым Престолом, оно несет обычный, ответственный за его причинение, или после того, как с ним посоветовались или в исключительных обстоятельствах, когда такая консультация невозможна, обычное дело местности, где присутствует осужденное лицо, выразить заявленное или наложенное порицание, установленное законом. Тем не менее, рядовой может направить просто автоматическое порицание своим подданным, где бы они ни находились, и любому, кто находился на его территории или совершил правонарушение на его территории, и любой епископ может направить просто автоматическое порицание любому, чье причастное исповедание он слышит..
Если кающийся находит обременительным оставаться в тяжком грехе в течение времени, необходимого для получения прощения компетентным органом власти от необъявленного отлучения от церкви latae sententiae или интердикта, исключающего кающегося из причастия, духовник может немедленно отменить порицание на внутреннем сакраментальном форуме, требуя, чтобы кающийся в течение одного месяца обратился за помощью в компетентный орган.
Освобождение от наказания не может быть предоставлено тому, кто поддерживает неприкосновенность, и не может быть отказано тому, кто отказывается от контумации.