Лапу-Лапу

редактировать

Дату Мактана
Лапулапу
Лапу - лапу Статуя в Себу, Филиппины.jpg Статуя Лапулапу на острове Мактан
Дату из Мактан
Правлениеfl. 1521
Предшественник?
ПреемникМангубат

Лапулапу или Лапу-Лапу (fl. 1521), имя которого впервые было записано как ilapulapu или Cilapulapu, был дату из Мактан в Висайских островах. Современное филиппинское общество считает его первым филиппинским героем, потому что он был первым уроженцем, который сопротивлялся имперской испанской колонизации. Он наиболее известен благодаря битве при Мактане, которая произошла на рассвете 27 апреля 1521 года, где он и его воины победили португальского исследователя Фердинанда Магеллана, который был убит в бою. Смерть Магеллана положила конец его кругосветному плаванию и задержала испанскую оккупацию островов более чем на сорок лет до экспедиции Мигеля Лопеса де Легаспи в 1564 году. Памятники Лапулапу были построены в Себу и Манила, в то время как Филиппинская национальная полиция и Бюро пожарной безопасности используют его изображение как часть своих официальных печатей.

Помимо того, что он соперник Раджи Хумабона из соседнего Индианизированного Себу, о жизни Лапулапу достоверно известно очень мало. Единственный существующий первоисточник, в котором его имя упоминается, - это отчет Антонио Пигафетты, и, по словам историка Ресила Б. Мохареса, ни один европеец, оставивший первичные записи о путешествии Магеллана, "не знал, что он выглядел так, слышал, как он говорил (все его записанные слова вызова и гордости - косвенные, заявленные речи), или упоминал, что участвовал в битве, которая сделала его знаменитым ». Его имя, происхождение, религия и судьба до сих пор остаются предметом споров.

Содержание
  • 1 Имя
  • 2 Ранняя жизнь
  • 3 Битва за Мактан
  • 4 Религия
  • 5 Наследие
  • 6 В популярной культуре
  • 7 Храм
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
Имя

Историческое имя Лапулапу является предметом споров. Самое раннее упоминание его имени принадлежит итальянскому дневнику Антонио Пигафетта, который сопровождал экспедицию Магеллана. Пигафетта отмечает имена двух вождей острова Матан (Мактан), вождей Зула и Чилапулапу или Чилапулапу (пишется с Ç ). Отчет Пигафетты о путешествии Магеллана, который содержит единственное упоминание Лапулапу по имени в неоспоримом первоисточнике, существует в нескольких вариативных рукописях и печатных изданиях, самое раннее из которых датируется примерно 1524 годом.

В аннотации к его изданию 1890 года. из Антонио де Морга 1609 г. Сусесос-де-лас-Ислас Филиппин, Хосе Ризаль произносит имя как Си Лапулапу. Это дополняет отрывок, в котором Морга упоминает смерть Магеллана на Мактане, но не упоминает вождя Мактана по имени. В филиппинских языках, si (множественное число siná) - это артикль, используемый для обозначения личных имен. Таким образом, Си Лапулапу в переводе Ризала впоследствии интерпретировался другими как означающий этот путь (хотя сам Ризал никогда явно не заявляет об этом), и Си был отброшен, что в конечном итоге закрепило имя лидера Мактана в филиппинской культуре как Лапулапу или Лапу-Лапу (например, Сия си Лапулапу «Он - Лапулапу» против Сия си Си Лапулапу «Он - Си Лапулапу»). Однако это значение Si или Ci в записанном имени Лапулапу сомнительно, потому что другие имена, записанные Пигафеттой, не содержат его. В аннотации к своему изданию 1800 года отчета Пигафетты Карло Аморетти предположил, что Si или Ci, встречающиеся в нескольких местных именах, записанных Пигафеттой, были почетным титулом. Э. П. Патанне (1999), таким образом, предполагает, что это использование Si произошло от искажения санскритского титула Шри.

в 1604 году о. Пруденсио де Сандовал в своей Historia de la Vida y Hechos del Emperador Карлос V записал это имя как Calipulapo, возможно, переставив первые буквы A и I. Это впоследствии стало Кали Пулако в поэме 1614 года Que Dios le perdone ( Да простит его Бог) поэт метис де Сангли. Это исполнение, написанное как Kalipulako, позже было принято как один из псевдонимов филиппинского героя Мариано Понсе во время Пропагандистского движения. Декларация независимости Филиппин от 1898 года Кавите II эль-Вьехо также упоминает Лапулапу под именем Рей Калипулако де Манктан [sic ] (король Калипулако Мактана). Это изменение названия привело к утверждениям, что Лапулапу был халифом и, следовательно, мусульманином, тогда как Пигафетта отмечает, что этот регион не был исламизирован.

В 2019 году Национальная историческая комиссия Филиппин ', которой было поручено вести подготовку к празднованию 500-летия прибытия Магеллана, заявила, что Лапулапу без дефиса является правильное написание имени правителя Мактана, основанное на оригинальном написании Пигафетты, которое они приняли за ilapulapu. Комитет согласился с предыдущими учеными, что Си в его имени, о котором сообщает Пигафетта, вероятно, был местной формой индуистского почетного Шри, поэтому Лапулапу, вероятно, назывался Си Лапулапу.

Хроника Агинидов, историческая достоверность которой сомнительна., называет его Лапулапу Димантаг.

Ранняя жизнь
Остров Мактан в Себу

Было много народных рассказов о происхождении Лапулапу. Одна устная традиция гласит, что Сугбуанами из Опонга когда-то правил Дату по имени Мангал, а позже ему наследовал его сын по имени Лапулапу.

Другой взят из устных хроник времен правления последнего царя Себу Раджа Тупаса (ум. 1565). Это было составлено и записано в Байбайин в книге «Агинид, Байок са Атонг Таварик» («Скольжение, оды нашей истории») в 1952 году Ховито Абеллана. В хрониках говорится об основании раджахнатов Себу неким Шри Лумаем (также известным как Раджамуда Лумайя), который был принцем из индуистской династии Чола с Суматры. Его сыновья, Шри Алхо и Шри Укоб, правили соседними общинами Сиало и Нахалин соответственно. Острова, на которых они находились, все вместе назывались Пулуа Канг Даянг или Кангдая (буквально «[острова] женщины»). Шри Лумай был известен своей строгой политикой защиты от набегов моро и работорговцев из Минданао. Использование им тактики выжженной земли для отражения захватчиков дало начало названию города Канг Шри Лумайнг Сугбо (буквально «великий огонь Шри Лумая»), которое позже было сокращено до Сугбо («пожар»)

После его смерти в битве с налетчиками Шри Лумаю наследовал его младший сын Шри Бантуг, правивший из региона Сингхапала (буквально «город львов»), ныне Маболо в современном Себу. Шри Бантуг умер от болезни во время эпидемии, и ему наследовал его сын Раджа Хумабон (также известный как Шри Хумабон или Раджа Хумабара). Во время правления Хумабона регион стал важным торговым центром. Гавани Сугбо стали называть в просторечии синибуайнг хингпит («место для торговли»), сокращенно до сибу или сибо («торговать»), откуда и происходит современное название «Себу».

Согласно эпос Агинид, это был период, когда Лапулапу (как Лапулапу Димантаг) впервые был зарегистрирован как прибывший из «Борнео » (Сабах ). Он попросил у Хумабона место для поселения, и король предложил ему область Мандавили (ныне Мандауэ ), включая остров, известный как Опонг (или Опон ), надеясь, что народ Лапулапу возделывал бы землю. Им это удалось, и приток сельскохозяйственной продукции из Мандавили еще больше обогатил торговый порт Сугбо.

Отношения между Лапулапу и Хумабоном позже ухудшились, когда Лапулапу обратился к пиратству. Он начал совершать набеги на торговые корабли, проходящие мимо острова Опонг, что повлияло на торговлю в Сугбо. Таким образом, остров получил название Мангатанг («те, кто сидит в засаде»), позже эволюционировавший в «Мактан».

Битва при Мактане

Лапулапу был одним из двух датус Мактана до того, как испанцы прибыли на архипелаг, а вторым был некий зула, оба принадлежали к классу Магино. Когда португальский исследователь Фердинанд Магеллан прибыл на Филиппины на службу Испании, Зула был одним из тех, кто отдал дань уважения испанцам. король, в то время как Лапулапу отказался.

Изображение битвы при Мактане в святилище Магеллана

В полночь 27 апреля 1521 года Магеллан возглавил войско из примерно шестидесяти испанцев и двадцати до тридцати боевых лодок (каракоа ) воинов Хумабона из Себу. Они прибыли на Мактан за три часа до рассвета. Однако из-за наличия обнажений скал и коралловых рифов корабли Магеллана не могли приземлиться на берегах Мактана. Их корабли были вынуждены поставить на якорь «два арбалетных звена» подальше от берега. Согласно Антонио Пигафетта, они столкнулись с примерно 1500 воинами Лапулапу, вооруженными железными мечами, луками и «бамбуковыми» копьями.

Магеллан повторил свое предложение не нападать на них, если Лапулапу присягнет на верность Раджа Хумабон повиновался испанскому королю и заплатил дань, которую Лапулапу снова отверг. По насмешливой просьбе Лапулапу битва началась только утром. Магеллан, возможно, надеясь произвести впечатление на воинов Хумабона превосходством европейских доспехов и оружия, приказал воинам Хумабона оставаться в своем балангае. Магеллан и сорок девять хорошо вооруженных испанцев (вооруженных копьями, мечами, арбалетами и мушкетами ) вышли на берег, чтобы встретить силы Лапулапу. Они подожгли несколько домов на берегу, пытаясь напугать их. Вместо этого воины Лапулапу пришли в ярость и атаковали. Двое испанцев были убиты сразу в бою, а Магеллан был ранен в ногу отравленной стрелой. Он приказал отступить, которому последовало большинство его людей, за исключением нескольких, которые остались защищать его. Однако туземцы признали его капитаном, после чего он стал объектом атаки. Превышенные численностью и обремененные своей броней, силы Магеллана были быстро разбиты. Магеллан и несколько его людей были убиты, а остальные сбежали на ожидающие корабли.

На иллюстрации из дневника Антонио Пигафетты показаны Себу, Мактан, и Бохол ; с этикеткой, указывающей, что «генерал-капитан» умер на Мактане (ок. 1525)

Историк Уильям Генри Скотт считает, что враждебность Лапулапу могла быть результатом ошибочного предположения Магеллана. Магеллан предположил, что древнее филиппинское общество было структурировано так же, как и европейское общество (то есть с королевской властью, управляющей регионом). Хотя это могло быть правдой в исламских султанатах в Минданао, висаянские общества были структурированы по свободной федерации городов-государств (точнее, вождество ). Самый могущественный Дату в такой федерации имеет ограниченную власть над другим членом Дату, но не имеет прямого контроля над подданными или землями другого Дату.

Таким образом, Магеллан полагал, что, поскольку Раджа Хумабон был «королем» Себу, он также был королем Мактана. Но остров Мактан, владение Лапулапу и Зула, находился в месте, которое позволяло им перехватывать торговые корабли, заходящие в гавань Себу, владения Хумабона. Таким образом, было более вероятно, что Лапулапу был на самом деле более могущественным, чем Хумабон, или, по крайней мере, был бесспорным правителем Мактана. Хумабон был женат на племяннице Лапулапу. Когда Магеллан потребовал, чтобы Лапулапу подчинился своему «королю» Хумабону, Лапулапу якобы ответил, что: «он не хотел прийти и оказать почтение тому, кем он так долго командовал».

В хрониках Агинидов также говорится, что Хумабон на самом деле целенаправленно подталкивал испанцев к борьбе с Лапулапу, который был его врагом в то время. Однако люди Хумабона, сопровождавшие Магеллана, не вступили в бой с Лапулапу, хотя они помогли вылечить раненых испанцев. Позже Хумабон отравил и убил двадцать семь испанских моряков во время пира. По словам Агинидов, это произошло потому, что они начали насиловать местных женщин. Возможно, это также помогло Магеллану Малай переводчику, Энрике Малаккскому, в обретении свободы. Испанцы отказывались освободить его, хотя Магеллан прямо пожелал, чтобы он был освобожден после его смерти. В беседе Джованни Баттиста Рамузио также утверждается, что Энрике предупредил вождя «Субута», что испанцы замышляют захват короля и что это привело к убийству испанцев на банкете. Энрике остался в Себу с Хумабоном, в то время как испанцы сбежали на Бохол.

В результате битвы у экспедиции осталось слишком мало людей для экипажа трех кораблей, поэтому они покинули «Консепсьон». Остальные корабли - «Тринидад» и «Виктория» - плыли к островам специй в современной Индонезии. Оттуда экспедиция разделилась на две группы. «Тринидад», которым командовал Гонсало Гомес де Эспиноза, пытался плыть на восток через Тихий океан к Панамскому перешейку. Из-за болезни и кораблекрушения путешествие Эспинозы было прервано, и большая часть команды погибла. Выжившие на Тринидаде вернулись на Острова специй, где португальцы заключили их в тюрьму. «Виктория» продолжала плыть на запад под командованием Хуана Себастьяна Элькано и сумела вернуться в Санлукар-де-Баррамеда, Испания в 1522 году. В 1529 году Карл I Испании отказался от всех прав на Острова Специй в пользу Португалии в договоре Сарагосы. Однако договор не остановил колонизацию Филиппинского архипелага из Новой Испании.

Согласно Агиниду, Лапулапу и Хумабон восстановили дружеские отношения после битвы при Мактане. Позже Лапулапу решил вернуться на Борнео с одиннадцатью своими детьми, тремя своими женами и семнадцатью своими людьми. После этого о нем больше ничего не известно.

После путешествия Магеллана на острова были отправлены последующие экспедиции. Было отправлено пять экспедиций: Лоайса (1525), Кэбот (1526), ​​Сааведра (1527), Вильялобос (1542) и Легаспи (1564). Экспедиция Легаспи была наиболее успешной и привела к колонизации островов.

Религия
Изображение Висайцев Пинтадо в Боксерском кодексе (ок. 1595 г.))

Религия и верования Лапулапу являются еще одним предметом споров, но настоятельно предполагают, что они практикуют анимизм. Жители архипелага Сулу верят, что Лапулапу был мусульманином из таусуг или сама-баджау. Из устной истории Сулу есть анекдоты, в которых утверждается, что Лапулапу был мусульманским воином таусугом по имени Илиджи Раджики, который был союзником султана Сулу и знатоком таусугского боевого искусства фехтования под названием Силатан. Некоторые также считают, что Лапулапу и Раджа Хумабон были основателями мусульманского раджахната Себу (как «Султаната Себу»); или, по крайней мере, что Лапулапу основал колонию Султаната Сулу на острове Себу, существующую вместе с раджанатами Себу с согласия Хумабона. Однако известный кебуанский антрополог Хосе Элеазар Берсалес оспаривает это утверждение, говоря в комментариях относительно раскопок на юге Себу: «Себу никогда не исламизировался ». Дальнейшие исследования древней традиции, как обсуждалось в предыдущем разделе, эпос Sugbuanon также предполагает иное, поскольку записи основателя Rajahnate Себу как Шри Лумай, который был дедушкой Раджи Хумабона, и принцем

В конечном итоге, несомненно, предполагается, что кебуано были преимущественно анимистами (мало чем в отличие от минданао Лумада ) или индианизированных (например, современное Королевство Бутуан ) по прибытии испанцев.

Школа мысли также предполагает, что Лапулапу, возможно, был из Борнео, согласно одному сообщению, записанному в Агинидах как оранг-лаут («человек моря») и чужак, поселившийся в Себу из «Борнео». Опонганон - устная традиция Себуано фактически оспаривает утверждение, утверждая, что его отцом был Дату Мангал, правитель Мактана до него, указал, что Лапулапу был уроженцем Опонга.

Висайцев были известны своей широко распространенной практикой татуажа ; Испанцы называли их Пинтадо. Пигафетта, записавший встречу Магеллана с кебуано, прямо описал Раджу Хумабона как татуированного. Он также отмечает потребление свинины, собачьего мяса и пальмового вина (арак) кебуано, а также общий обычай пирсинга полового члена (тугбук или сакра). Татуировка, модификация тела, свинина, собачье мясо и алкоголь харам (запрещено) в исламе.

Верховным богом религии Висайцев, если это явно указано современными историками, было идентифицированный как «Абба» Пигафеттой и «Кан-Лаон » (также пишется «Лаон») историком-иезуитом Педро Чирино в 1604 году, что сопоставимо с тагальским «Батхалом. ". Нет упоминания об исламе. Это контрастирует с другими местами, которые посетила экспедиция Магеллана, где Пигафетта легко идентифицирует мусульман, с которыми они столкнулись; он назвал бы их моросами в честь мусульманских мавров средневековой Испании и Северной Африки, чтобы отличить их от политеистов «язычников ». Фактически, во время массового крещения кебуанов в христианство он четко определил их как «язычников», а не моросов:

Мы установили там крест, потому что эти люди были язычниками. Если бы они были моросами., мы бы воздвигли там колонну как знак большей твердости, потому что моро гораздо труднее обратить, чем язычники.

— Антонио Пигафетта, Primo viaggio intorno al mondo, c. 1525

Действительно, вишайцы были известны своим сопротивлением обращению в ислам в эпической поэме Диянди из хроники Агинидов. Название столицы острова (Сугбо, «пожар» или «пламя») произошло от метода защиты, используемого туземцами от набегов моро с Минданао, которые заключались в том, чтобы сжечь свои поселения дотла, чтобы предотвратить грабежи. Они называли налетчиков Магалосами. Кроме того, прямые свидетельства, такие как рассказы о Пигафетте и местные устные традиции, указывают не на Лапулапу как на мусульманина, а на висайского анимиста и уроженца Сугбуанона.

Наследие
Слева : профиль Лапулапу на лицевой стороне филиппинской монеты 1- сентаво из серии Пилипино. Средний и Справа : Лапулапу - центральная фигура на печати Филиппинской национальной полиции и Бюро противопожарной защиты.

Лапулапу считается, задним числом, как первый филиппинский герой. Правительство установило статую в его честь на острове Мактан и переименовало город Опон в Себу в Город Лапу-Лапу. Его большая статуя, подаренная Южной Кореей, стоит в центре Agrifina Circle в Rizal Park в Маниле, заменяя фонтан и каток. Лапулапу изображен на официальной печати Филиппинской национальной полиции. Его лицо использовалось в качестве основного рисунка на монете в 1 сентаво, которая циркулировала на Филиппинах с 1967 по 1974 год.

Согласно местной легенде, Лапулапу никогда не умирал, но был превращен в камень, и с тех пор остается охраняя моря Мактана. Рыбаки в островном городе бросали монеты в камень в форме человека, чтобы попросить разрешения ловить рыбу на территории монарха. Другая городская легенда касается статуи Лапулапу, воздвигнутой в центре городской площади. Статуя обращена к старой ратуше, где раньше занимали должности мэры; Лапулапу был показан с арбалетом в стойке, стреляющей во врага. Суеверные граждане предложили заменить этот арбалет мечом после того, как три последовательных мэра города умерли от сердечного приступа.

В США, улица в к югу от Рынок Район Сан-Франциско, Калифорния назван в честь Лапулапу. 31 августа 1979 года эта и другие улицы в непосредственной близости были переименованы Наблюдательным советом Сан-Франциско с именами исторических филиппинских героев.

В течение первого регулярного сезона 14-го Конгресса Филиппины, сенатор Ричард Гордон представил законопроект, предлагающий объявить 27 апреля официальным национальным праздником Филиппин, известным как Адлав ни Лапу-Лапу, (Себуано, «День Лапу-Лапу ").

27 апреля 2017 года президент Родриго Дутерте объявил 27 апреля (дата, когда произошла битва при Мактане) Днем Лапу-Лапу в честь первого героя. в стране, победившей иностранное правление. Дутерте также подписал Указ № 17 о создании Ордена Лапу-Лапу, в котором признаются заслуги государственных служащих и частных лиц в отношении кампаний и защитников президента.

В популярных культура
Храм

Координаты : 10 ° 18′39 ″ N 124 ° 0′54,8 ″ E / 10,31083 ° N 124,015222 ° E / 10,31083 ; 124.015222 Храм Лапу-Лапу - это 20-метровая бронзовая статуя в Пунта Энганьо, Лапу-Лапу, Себу, Филиппины.

Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
  • Агонсилло, Теодоро А. «Магеллан и Лапу-Лапу». Ежегодник Fookien Times, 1965, стр. 634
  • Альсина, Франсиско, Historia de las Islas e Indios de Bisaya, MS 1668
  • Correa, Gaspar, Lendas de India, Vol. 2, стр. 630
  • Круз, Джемма, "Создание маленького героя Мактана"
  • Эстабая, DM, "445 лет Лапу-лапу", Weekly nation 1 : 26-27, 25 апреля 1966 г.
  • Пигафетта, Антонио, Примо Viaje en Torno al Globo Terraqueo, Corredato di Notte de Carlo Amoteti, Milano, 1800
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Lapu- Лапу.
Последняя правка сделана 2021-05-26 13:27:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте