Лаосский народ

редактировать
Лаосский народ. ລາວ
Общая численность населения
c.4 миллиона . ( исключая Исан )
Регионы со численностью населения
Лаос 3,427,665
Таиланд 222432 (исключая жителей Исана ) (2010)
Франция 200000
США 200000 (2015)
Камбоджа 23000
Канада 24580 (2016)
Мьянма 17000
Вьетнам 17,532
Языки
Лаосский
Религия
Буддизм Тхеравады, Лаосская народная религия
Родственные этнические группы
Другие Тайские народы (например, черный тайский народ, исанский народ, дайский народ и т. д.)

лаосский народ или лаосцы - это тай этническая группа, уроженка Юго-Восточной Азии, говорящая на одноименном языке кра -дай языки, происходящие из современного южного большого Китая. Они составляют большинство этнической группы Лаоса, составляющая 53,2% он всего населения. Большинство лаосцев придерживаются буддизма тхеравады. Они связаны с другими тайскими народами, особенно (или синонимами) с исанцами, которые также говорят на лаосском языке, но являются коренными жителями соседнего Таиланда.

В американских историографии термины лаосский народ и лаосский язык не имеютясное значение. Оба термина нерегулярно применялись как ко всем уроженцам Лаоса в целом, помимо этнического Лаоса или вместе с ним в разные периоды истории; с момента окончания французского правления в Лаосе в 1953 году, лаосский язык относится исключительно к этнической группе, в то время как лаосский относится к любому гражданину Лаоса, независимо от его этнической принадлежности. Некоторые страны по-прежнему объединяют термины в своей статистике.

Содержание
  • 1 Имена
  • 2 Подразделения лаосского народа
  • 3 История
    • 3.1 Период перемещения Тай
    • 3.2 Ланьксан
    • 3.3 Лаосский после Ланьсаня
      • 3.3.1 Лаосский ин Лаос
      • 3.3.2 Лаос в Таиланде
  • 4 Географическое распространение
  • 5 Язык
    • 5.1 Лаос в Лаосе
    • 5.2 Лаос в Таиланде
  • 6 Религия
    • 6.1 Буддизм
    • 6.2 Лаосский народная религия
    • 6.3 Индуизм
  • 7 Культура
    • 7.1 Лаосская кухня
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки
  • 10 Другие источники
  • 11 Внешние ссылки
Имена

этаология слова лао сомнительна, хотя это может быть связано с племенами, известными как ай лао (лао: ອ້າ ຽ ລາວ, исан: อ้าย ลาว, китайский : 哀牢; пиньинь : iláo, вьетнамский : ai lao), которые появляются в такихх династии Хань в Китае и Вьетнаме как люди того, что сейчас провинция Юньнань. Племена, произошедшие от ай лао, включая племена тай, которые мигрировали в Юго-Восточную Азию.

Согласно Мишелю Ферлу (2009), этноним и автоним лаосского народа (ລາວ); национальность жителей Лаоса образована односложным австроазиатским этимоном для «человека» * k.raw . Народы по имени Лао (lǎo 獠), которые предположительно являются предками Лао и некоторых других популяций Тай-Кадай, поселились в верховьях Тонкина и в некоторых частях Юннана и Гуйчжу во времена Тан.

lǎo 獠< MC lawX < OC * C-rawʔ [C. rawˀ ]

Эта реконструкция произношения фонограммы подтверждает, что «лаосский» происходит отона * k.raːw .

Слово лаосское, используемое как синонимы с Лаосом в большинстве контекстов, происходит от французского laotien / laotienne. Доминирующая этническая принадлежность Северо-Восточного Таиланда, выходцы из Лаоса, отличаются от Лаоса и Тайцев термином Исан или Тайский Исан (Лаосский: ໄທ ອີ ສານ, Исан: ไทย อีสาน, Тайское произношение: ), полученный из санскрита термин, означающий северо-восток, но слово «лаосский» все еще используется.

Подразделения лаосского народа

В Лаосе мало различий между лаосцами и другими близкородственными тайскими народами с взаимно понятными языками, которые сгруппированы вместе как Лао Лум или «Низменный Лао» (лаосский: ລາວ ລຸ່ມ láːu lūm, тайский: ลาว ลุ่ม, IPA: laːw lum). Большинство этих групп имеют много общих черт и говорят на диалектах или языках, которые очень похожи на небольшие различия в тонах, словарном запасе и произношении слов, обычно но недостаточно, чтобы препятствовать разговору, но многие из этих групп, такие как Ньяу и Пхутаи считают себя разными, и часто их разные в одежде, которая отличает.

История

Тайский период перемещения

Карта показывает лингвистическое генеалогическое древо, наложенное на карту географического распространения Тай-Кадай. Эта карта показывает маршруты вдоль линий распространения тайоязычных, а не провальные маршруты, которые пролегали вдоль рек и по нижним проходам.

Ранние китайские записи использовали термин Юэ для описания некитайского народа на юг. Янцзы. В весенне-восточный период (770–475 гг. До н.э.) это действие было применено к государству на юго-восточном побережье, которое было разрушено в 334 г. до н.э., когда ханьцы двинулись через Янцзы на юг. Впервые термин «Сотня юэ» был применен в общем к порабощенным людям на юге, с модификаторами для обозначения групп в разных местах или с другими отличительными характеристиками (Phomphan 1988). Термин «юэ» исчезает из употребления примерно в 0 г. н.э., поскольку китайцы больше узнают о южанах и начали использовать другие дескрипторы (Barlow 2001, chs. 1-2; Taylor 1983, 41-4). Ни один из современных терминов, используемых для обозначения тайных групп, может быть обнаружен в этих дескрипторах, кроме лао или ай-лао, которые применяются к множеству групп, в основном горожанам (Taylor 1983, 172; Cholthira 2001, 22-4).

Это указывает на то, что лаосцы являются как минимум протайскими группами; возможно, даже то, что все группы тайн на самом деле являются подгруппами древних лаосских народов, поскольку нет никаких дескрипторов, указывающих на существование какой-либо группы под названием Тай, живущей к югу от Янцзы, обеспечивающих первые упоминания о группе под названием Тай появились в 13 веке, похоже не существует таких упоминаний о группах, называемых или называющих себя Тай.

Другие признаки того, что эти ранние прото-тайские группы называли себя лаосскими народами, можно увидеть в Хрониках Тай Дам или народа Черного Тай: «Возвращаясь по Маенам Таав (Красная река), как и было обещано, экспедиция проходил недалеко от сегодняшней границы Вьетнама и Китая. В ознаменование своего места они назвали этот район Лаокай, что означает «, где прошли Лао». Лаокай - теперь провинция на северо-западе Вьетнама. Кроме того, примерно в 5 км к северу от Лаокая есть город, который до сих пор носит название «Лао Фан», что означает «место, где проходили лаосцы». Некоторые тайцы все еще живут там »(GE Hall, A History of SEA (1981))

Согласно легенде, распространенной среди различных тайских племен, возможно, мифический король, Кхун Бором Рачатириат из ( ເມືອງ ແຖນ, เมือง แถน, [mɯ́əŋ tʰɛ̌ːn]) породил несколько сыновей, которые поселились и правили другими муангами, или городами-государствами, в Юго-Восточной Азии и южном Китае. Происходя от древних народов, известных китайцев как юношество и ай лао, племена начали мигрировать в Юго-Восточную Азию в начале 1-го тысячелетия, но крупномасштабные миграции имели место между 7 и 13 веками нашей эры, особенно из того, что сейчас называется Сипсонгбанна, провинция Юньнань и Гуанси. Возможные причины экспозиции тайцев включают давление со стороны ханьской монголов, нашествий монголов, пригодных земель для выращивания влажного риса и падения штатов, которые населяли тайцы. Согласно лингвистическим и другим историческим свидетельствам, тайоязычные племена мигрировали на современной территории Лаоса и Таиланда из Гуанси где-то между VIII - X веками.

Тай ассимилировались или вытеснились. indigenonus австроазиатские моно-кхмерские народы, поселившиеся на окраинах индийских королевств мон и кхмерской империи. Смешение народов и приток индийской философии, религии, язык, культуры и обычаев через и вместе с некоторыми австроазиатским в основном обогатили народы тай, но остались в контакте с другими тайами муангами.

Ланьсан

Зона влияния и соседи Лан Ксанга, ок. 1540

Государства Тайные воспользовались угасающей Кхмерской империей и стали независимыми. Лаосцы начала своей национальной истории это время, поскольку многие важные памятники, храмы, произведения искусства и другие аспекты классической лаосской культуры восходят к периоду времени. С этого момента можно называть тайские государства долины реки Чао Прайя Сиамом, а Лан Ксанг - Лаосом, хотя и довольно анахронично.

Королевство Лансанг, «Страна миллиона слонов», началось в 1354 году нашей эры, когда вернулся Сомдедж Пхра Чао Фа Нгум (1354 - 1373 гг.) До Муанг Суа (ເມືອງ ຊວາ, เมือง ซ วา), оттуда переименованный в Сиенг Тонг (ຊຽງ ທອງ, เชียง ทอง) и теперь известный как Луангпрабанг. В этой базе Лан Ксанг распространил сферу влияния на весь современный Лаос и плато Корат Таиланда, а также на части Сипсонгбанна на юге Китая, Сип Сонг Чау Тай на северо-западе Вьетнама, Кенгтунг в Мьянме и Стунг Тренг в Камбодже.

Могущественное Королевство Лансанг имело богатство и влияние местоположению своей столицы на Великом шелковом пути, а также служило буддизма в Юго-Восточной Азии. Королевство процветало благодаря речному движению вдоль Меконга и сухопутным караванным путям в порты Сиама, который превратился в оживленный перевалочный пункт морской торговли, а также в Южном Китае и другие Тай мыанг. Первые западные посетители во время правления Пхра Чао Соуринья Вонгса (ພຣະ ເຈົ້າ ສຸ ຣິ ຍະ ວົງ ມິກ ຣາດ, พระเจ้า สุริย วงศา ธรรมิก ราช) (1634–1697 гг. Н.э.) отметили, как королевство процветало за счет экспорта золота, бензоиновой смолы, лака. и лакированная посуда, лекарственные травы, слоновая кость, шелк и шелковая одежда и дерево. В этом большом множестве храмы, особенно в Сиенг Тонг (ныне Луангпхрабанг ) и Вьентьян.

В то время легенды о Кхун Бором были записаны в рукописях на пальмовых листах, и был составлен лаосский классический эпос Син Хай. Буддизм Теревады был Государственный религией, а Вьентьян был важным городом буддизма. Культурные влияния, помимо буддизма, включали форпосты мон, ассимилированные королевством, и кхмеров. Краткое объединение корон Ланнатая и Ланксанга при Пхра Чао Сай Сетатират (ພຣະ ເຈົ້າ ໄຊ ເສດ ຖາ ທິ ຣາດ, พระเจ้า ไชย เชษฐา ธิ ราช) (1548–1572 гг.) Представило множество архитектурных и художественных достижений в подражание стилю Ланнатая, но тоже интеллектуальное. Были скопированы библиотеки Ланнатая, в том числе много религиозной литературы. Это могло привести к принятию или, возможно, повторному принятию Мон на основе Туа Тхам, или «сценария дхармы» для религиозных писаний.

королевство раскололось на три соперничающие фракции, правящие из Луанг Пхра Банга, Вьентьяна и Чампасака (ຈຳ ປາ ສັກ, จำปา ศักดิ์). Королевства быстро подпали под сиамское правление. Остатки Лан Ксанга получили свои последние удары в 18 и 19 веках, во время кампаний Таксина, и возмездия за Лаосское восстание Чао Аноувонга (ເຈົ້າ ອ ນຸ ວົງ, เจ้า อนุวงศ์) против сиамского правления во время правления Рамы III. В течение обоих этих периодов Вьентьян и другие города были разграблены, а их изображения Будды и произведения искусства были перемещены в Таиланд. Города и большая часть населения были насильственно насильственно расселены в менее населенных районах Исана и центрального Таиланда, другие были порабощены для выполнения барщин проектов, что привело к поиску лаосского искусства и языка их путь в Центральный Таиланд. К тому времени, когда французы достигли Лаоса в 1868 году, они нашли только обезлюдевший регион, где даже великий город Вьентьян исчез в лесу.

Лаос после Ланьсана

Лаос в Лаосе

Французы вынудили сиамцев отказаться от своих притязаний на территорию Лаоса в 1893 году, тем самым обозначив происхождение современного лаосского государства.

Территория Лаоса, затем аннексированная Сиамом, была исследована французами, и под Огюстом Пави французы стремились контролировать Меконг. Французы, как повелители Вьетнама, хотели получить все притоки Вьетнама, включая оставшиеся территории Ланксана. Это к французской дипломатии канонерок и пограничным столкновениям, известным как франко -амская война 1893 года, что вынудило Сиам уступить свои претензии большей части территории современного Лаоса.

Французы не позволили лаосцам стать региональной подкатегорией тайской нации, как и их собратья из Исана, также известного как «северо-восточные тайцы». Как и в прошлом историческом соперничество между королем Луангпхабанга, Чампасака и Вьентьяна, Лаос после обретения независимости был быстро разделен между роялистами под властью принца Боун Оума Чампасака (ເຈົ້າ ບຸນ ອຸ້ມ ນະ ຈຳ ປາ ສັກ, เจ้า บุญ อุ้ม ณ จำปา ศักดิ์). нейтралисты под принца Суванна Фума (ເຈົ້າ ສວັນ ນະ ພູ ມາ, เจ้า สุวรรณ ภู), и коммунист Патет Лао (ປະ ເທດ ລາວ, ประเทศ, pá tʰêːt lá: w) под своим сводным братом принцем Суфанувонг (ເຈົ້າ ສຸ ພານ ນະ ວົງ, เจ้า สุภา นุ วงศ์). Эти внутренние разногласия с холодной войной и быстрым втягиванием региона в Вьетнамскую войну привели к затяжной битве за государственный контроль, которая не закончилась до победы коммунистов в 1975 году.

Гражданская война в Лаосе была катастрофой для страны, однако за прошедшие годы страна ослабила многие из своих ограничений, что открыло страну для торговли и бизнеса, в результате чего Лаос в частности, это вторая по темп роста экономики в Азии за последние годы.

Лаос получил несколько известных туристических наград, успешно продвигая свой северный город, Луангпхабанг, как новейшее туристическое направление, в том числе служащий религиозным центром, где туристы могут участвовать в раздаче милостыни во время утренней процессии. лаосских буддийских монахов.

Лаос в Таиланде

Хотя части Исана были заселены и входили в состав Ланьксана, многие из лаосцев были насильно заселены в менее населенные южные и западные регионы или отправлены для увеличения численности лаосского населения. mueang верен сиамцам. Этот район был изолирован от остальной части Таиланда горами Петчабун до начала 20 века, когда прямое железнодорожное сообщение было построено до Накхонратчасима. Изоляция региона от Центрального Таиланда и большое количество людей в Исане, которые все еще были привязаны к своему культурному наследию, помогли сохранить лаосскую культуру.

Хотя Исан является многонациональным регионом, в котором проживает смесь лаосского и вьетнамского языков., Чам, монопольные, кхмеры и другие тайные группы, осознанная угроза культурного и политического доминирования Исан со стороны центральных тайцев привела к принятию таификационных политик, направленная на окончательную интеграцию многоэтнического народа исан в Таиланде. «Лао» доминирует из категории в переписи, и была принята принята жесткая политика. Ссылки на лаосский народ или его прошлое были удалены, а язык был запрещен в школах и книгах.

Хотя регион остается в основном сельскохозяйственным и более бедным по другим регионам Таиланда, многие уезжают из региона в поисках работы во Вьентьяне., Бангкок или заграницей, регион вновь стал проявлять интерес к традиционной культуре, которая весьма отличается, хотя и похожа на тайскую культуру. Регион становится все более урбанизированным, и возникло много крупных городов. В связи с большой численностью населения и функцией пропаганды Исана как избирательного блока на выборах, правительство страны уделяет больше внимания улучшению инфраструктуры.

В последнее время популярные лаосские средства массовой информации, включая лаосскую музыку и телевидение, вернулись в регион Исан, поскольку спутниковый сигнал Лаоса стал доступ в Исане. С вновь открывшимся интересом к лаосской поп-музыке лаосские концерты не только в Лаосе, но и в регионе Исан в Таиланде, что постоянно привлекает новых тайских поклонников лаосской поп-музыки. Национальные каналы Таиланда также транслируют лаосские СМИ по всему Таиланду, а также тайские СМИ в результате чего тай населения, проживающего в других регионах Таиланда (северном, центральном и южном), обнаруживает возобновленное родство с жителей Лаоса.

Географическое распространение

В Лаосе проживает около 3,6 млн лаосцев, что составляет примерно 68% от населения (остальные в основном составляют горные племена человек). Этнические лаосцы в Лаосе составляют основную часть лаосских лаосов («низменных лаосцев») (лаосский: ລາວ ລຸ່ມ, тайский: ลาว ลุ่ม, IPA: laːw lum). Небольшие лаосские общины существуют в Таиланде и Камбодже, проживая в основном на бывшей лаосской территории Stung Treng (Xieng Teng в Лао), и Вьетнам.

За границей проживает значительное число лаосцев, насчитывающее более 500 000 человек. Лаосская миграция за пределы Индокитая впервые произошла во время французского колониализма в Лаосе, начавшегося в начале 20 века. В этот период в Францию ​​ приехали лаосские студенты и рабочие, в том числе члены королевской семьи Лаоса, и некоторые из них переселились туда насовсем. Однако большинство лаосских мигрантов были беженцами, бежавшими из Лаоса после гражданской войны в Лаосе (часть большой войны во Вьетнаме ) и из нового коммунистического Патета. Правительство Лаоса. Основными местами убежища для лаосских беженцев были США, Франция, Канада и Австралия. Другие страны, такие как Германия, Япония, Аргентина и Сингапур, также приняли лаосских беженцев.

По данным переписи населения США 2010 года, проживающих в стране более 200 000 американцев лаосского происхождения, в эту цифру не входят хмонг и миен, но могут быть включены лица Тай Дам, Кхму И прочее происхождение помимо лаосского из-за путаницы между национальной и этнической принадлежностью. По оценке 2012 года, во Франции проживает около 140 000 этнических лаосцев, при этом более половины населения проживает в Париже и прилегающих к нему районах Иль-де-Франс.

В Таиланде проживает около 20 миллионов лаосских исаанцев, проживающих в основном на плато Корат на северо-востоке Таиланда, а также в Бангкоке и его окрестностях. Правительство Таиланда исторически отговаривало лаосских исаанцев идентифицироваться или идентифицироваться как лаосцы.

Язык
Файл: WIKITONGUES- Лаосский Лаос. Webm Воспроизведение мультимедиа Лаосский носитель, записанный для Викитонгов.

Лаосский язык - это тональный, аналитический, правосторонний язык, поддерживающий местоимения Тай-кадай языковая семья, тесно связанная с тайским и другими языками тайских народов. Большая часть словарного запаса имеет коренное тайское происхождение, хотя важный вклад внесли пали и санскрит, а также моно – кхмерский языки. Алфавит основан на индикации. Хотя у лаосцев пять основныхдиалектов, все они понятны друг другу, и лаосцы верят, что все они говорят на разных языках.

Лаосский в Лаосе

Лаосский язык (ພາ ສາ ລາວ) официальным языком Лаосской Народно-Демократической Республики и его официальным письмом лаосский алфавит. Являясь доминирующим языком большей части лао-лум и, следовательно, большей части лаосского населения, этот язык закреплен в качестве доминирующего языка образования, правительства и официального использования. На многих языках меньшинств говорит примерно половина населения, в том числе языки австроазиатского, китайско-тибетского, австронезийского и хмонг-миенского языковые. Хотя орфография не является полностью единообразной, несмотря на несколько вариантов, направленных на то, чтобы приблизить язык к фонетическим системам, это помогло стабилизировать язык. Официального стандарта не существует, но диалект Вьентьяна считается де-факто официальным.

Лао в Таиланде

Границы лаосских диалектов также простираются на северо-востоке Таиланда, известный как исан, но лаосский язык, на котором говорят в Таиланде в целом, может отличаться за счет использования большого количества тайской лексики и переключения кода. Этот язык не преподается и не используется в школах, правительстве и большинстве средств массовой информации. Политика тайной классификации удалила алфавит, и теперь язык написан на тайском алфавите, если вообще существует, а название было изменено на Исан, чтобы разорвать политические связи с Лаосом. Несмотря на это, на лаосском языке говорят 20 миллионов человек, почти треть населения Таиланда, он является основным языком 88% домохозяйств исана. Он по-прежнему является важным региональным языком и символом исландской (следовательно, лаосской) идентичности, с расширением тайского языка он переживает упадок.

Религия

Религия в Лаосе в высшей степени синкретична, и заимствован из трех основных источников, хотя большинство лаосцев заявляют, что они тхеравады буддисты, многие традиции от индуистских и анимистских практик.

Буддизм

Приношение монахам для заслуг в храме в Вьентьяне

Буддизм (ພຣະ ພຸດ ທະ ສາ ສ ນາ, พระพุทธ ศาสนา, ) - самая популярная и государственная религия в Лаосе, ее исповедуют 67% населения страны и почти все лаосцы. Цифры могут быть намного выше, поскольку буддизм также повлиял на многие другие этнические группы, которые обычно считаются другими анимистами. Это также преобладающая религия Исана и сообществ народов за пределами Лаоса. Большинство из них принадлежат к секте Теревады (ເຖຣະ ວາດ, เถรวาท, [tʰěː rā wâːt]), хотя исторические влияния буддизма Махаяны остаются, и это основное секта вьетнамцев и китайские меньшинства, которые поселились среди лаосцев, и это стало синкретическим с анимистическими практиками.

Предполагается, что большинство мужчин в какой-то момент будут соглашаться в монастырь, чтобы продвигать свои проблемы. религиозные убеждения. знания и заслуги.

Для религиозной жизни первостепенное значение имеют пять буддийских заповедей (ປັນ ຈະ ສິນ,, เบญจศีล, [беːн тɕаʔ син]), а именно воздерживаться от убийства, воровства, сексуальных проступков, лжи и интоксикации. Лаосские культурные и поведенческие черты, проистекающие из буддийской веры, включая терпимость, уважение к старшим и семейной иерархии, бескорыстие, непривязанность к мирным благам и заботам, заботу о младших братьях и сестрах, вежливость, самоотрицание и скромность. Основные верования включают перевоплощение и карма.

Важные праздники, связанные с буддизмом, включая Боун Пхра Вет (ບຸນ ພຣະ ເວດ, บุญ พระ เว ส, [бун пunаʰ вет]), Магха Пуджа (ມະ ຄະ ບູ ຊາ, มาฆบูชา), Сонгхан (ສັງ ຂານ, สงกรานต์), Весак (ວິ ສາ ຂະ ບູ ຊາ, ຊາ), Васса (ວັນ ເຂົ້າ ພັນ ສາ, วัน เข้าพรรษา), Ван Авк Панса (ວັນ ອອກ ພັນ ສາ วัน ออกพรรษา), Катина, (ກະ ຖິນ, กฐิน). В дополнение к этому дням, буддийские субботние дни (ວັນ ພຣະ, วัน พระ, [van pʰaʔ]), во время фаз луны и храмовые ярмарки также регулярным временем для посещения храмов, молитвы, совета монахов для духовного заботы, пожертвовать еду, деньги помочь с храмовыми делами, известными в Лаосе как тамбун (ທຳ ບຸນ, ทำบุญ, [tʰam bun]).

Лаосская народная религия

Лаосская народная религия является местной религией превенций мон - кхмеров и более поздних хмонг - миен и Тибето-бирманские меньшинства, а также традиционная религия таисов до буддизма, хотя некоторые тайские племена и по сей день остаются народно религиозными. Для этнического лаоса анимизм стал переплетаться с буддизмом и некоторыми элементами индуизма. Несмотря на подавление в различные периоды времени, оно продолжает оставаться в церкви лаосской религиозной традиции.

A дом духов около Ват Кхам Чанот, Провинция Удонтхани, Таиланд

Разнообразные боги (ຜີ, ผี, [pʰiː]) почитаются как божества-покровители зданий или территорий, природных мест, вещей или явлений; они также духи предков и другие духи, защищающие людей, включая злых духов. Божества-хранители мест, таких как пхи ват (ຜີ ວັດ, ผี วัด) в храмах и лак-муанг (ຫລັກ ເມືອງ, หลักเมือง, [lak mɯːaŋ]) в городах отмечаются совместными собраниями и подношением еды. Боги индуистского происхождения включенного в пантеон. Боги вездесущи, и некоторые из них связаны с универсальными элементами: небом, землей, огнем и водой. Лаосцы также верят в тридцать два духа, известных как хван (ຂວັນ, ขวัญ, ), которые защищают тело, и баци (ບາ ສີ, [baː siː], บายศรี, [bɑj siː]) церемония во время важных событий или тревожных моментов, чтобы привязать духов к телу, поскольку их отсутствие, как считается, вызывает болезнь или вред.

В повседневной жизни большинство людей отдают дань уважения, которые живут в домах духов, которые, как считается, защищают окрестности от вреда. Даются подношения цветов, и свечей, и во время перемен или во времена жестокости обращаются за помощью и защитой к духам. К естественным божествам, которые обитают на деревьях, в горах или лесах. Духи-хранители людей часто включают в себя предков или ангельских существ, которые достигают различных этапов жизни, более известных как тевада. К злобным духам духи людей, которые были плохими в прошлых жизнях или умерли трагической смертью, такие как ужасный фи-поб (ຜີ, ผี ป อบ) и вампирический фи-дип (ຜີ ດິບ, ผีดิบ). К фи также местные, неиндуистские боги, фи-тхэны (ຜີ ແຖນ, ผี แถน).

Мофи (мо-фи ໝໍ ຜີ, หมอผี), «счетчики», обученные на местном уровне шаманы, специалисты по ритуалам и общению со своими личными духами и богами в целом. Используя транс, священные предметы, наделенные сверхъестественной силой, или вещи и ритуалы, такие как lam phi fa (ລຳ ຜີ ຟ້າ, ลำ ผีฟ้า, [lam pʰiː faː]) или baci, шаман становится часто консультируются во время неприятностей, привидений, болезней или других несчастий, которые могут быть вызваны злыми или несчастными духами. Они также обычно присутствуют во время религиозных фестивалей.

Индуизм

Статуя Господа Брахмы (фон) в храме в Вьенне.

Индуизм оказал существенное влияние на большую часть Кхмерской империи, и примеры индуистских тем можно на их храмах той эпохи, например, Ват Фу. Храмы часто строились на местах древних индуистских святынь, статуи или индуистские богов обычно встречаются за пределами храма. Хотя влияние важно можно проследить в индуистских ритуалах, лаосцы не так явно подвержены влиянию индуизма, как их соседи тайтай.

Лаосцы адаптировались и адаптировали Рамаяна в местную версию, известную как Пхра Лак Пхра Рам (ລັກ ພຣະ ຣາມ, พระ ลักษมณ์ พระราม, [pʰaʔ lak pʰaʔ laːm]). Лаосская версия была переплетена с лаосским мифом о сотворении мира и также ошибочно считается историей Джатаки, поэтому пользуется большим уважением. Многие придворные танцы были основаны на событиях этой истории. Индуизм легко смешался как с анимизмом, так и с буддизмом, поэтому многие индуистские боги считаются пифтанами, а буддийские монахи вобрали в себя большую часть брахманических ритуалов. Для лаосцев характерно почитание наг, змееподобных полубогов, управляющих водными путями.

Культура

Лаосская кухня

Блюдо из Там мак хунг, пинг гай и кхао нио, очень распространенная лаосская еда.

Кухня Лаоса похожа на другие региональные кухни, такие как тайская и камбоджийская кухни, но имеет несколько уникальных отличительных черт. Самыми известными блюдами лаосской кухни являются ларб и зеленый салат из папайи, оба возникли в Лаосе. Кухни Лаоса в Лаосе и Исане разошлись лишь на мгновение, ключевыми отличиями в том, что в лаосской кухне отсутствуют влияние тайской кухни, а в исанской кухне отсутствуют многие из французских влияний в Лаосе. Рис является основным продуктом питания, и его основной разновидностью является клейкий рис или хаонио (ເຂົ້າ ຫນຽວ, ข้าวเหนียว, ), что также характерно для Исана и Северной Тайских столы, так как оба находились под ласосской кухни. Хотя иногда его заменяют лапшой или другими, популярными сортами риса, обычно его заменяют различными соусами и различными соусами, которые делятся вместе с овощами и блюдами, которые используются вместе. Многие блюда очень острые, приправленные множеством разновидностей перца чили и острые благодаря сильным травам и ферментированным рыбным соусам.

Тропический климат и горные районы дают Лаосу широкий выбор блюд. климата, а также изобилие съедобных продуктов, поэтому большая часть традиционной лаосской кухни состоит из овощей и трав, собранных в дикой природе, сорняков с рисовых полей, а также овощных участков. Выращивается множество разнообразных овощей и фруктов, в том числе огурцы, тыквы, капуста, змеиные бобы, крылатые бобы, ямс, водяной шпинат, манго, помело, папайя и сахарный тростник. Сырые овощи часто сопровождают еду, чтобы охладить язык. Самым популярным мясом является пресноводная рыба, которая также используется для приготовления двух приправ: рыбного соуса (ນ ້ ຳ ປາ, [nâm paː]; น้ำปลา Nampla) и padaek (ປາ ແດກ, [paː dèːk ]; ปลาร้า Пла ра). Другие распространенные виды мяса включают свинину, курицу, утку, говядину, яйца, водяного буйвола. Потребление белка включает широкий спектр деликатесов, в том числе ящериц, насекомых, лягушек и диких оленей, которые также происходят из лесов. Распространенными напитками являются чай, кофе и алкоголь, включая местное рисовое вино, лао-лао (ເຫລົ້າ ລາວ, เหล้า ลาว, [làu láːw]). Кухня известна своим использованием мяты и укропа, которые относительно редко встречаются в местных кухнях.

Лаос в целом был очень сельской страной, и большинство людей поддерживают себя сельским хозяйством, а рис является наиболее важной культурой.. Как жители долин рек и низменностей, которые были заселены уже давно, этнические лаосцы не практикуют подпольное земледелие, как горные народы.

Традиционная народная музыка - лам лао (ລຳ ລາວ, ลำ ลาว, ), хотя она также известна как морлам (лаосский: ໝໍ ລຳ, หมอลำ, [mɔ̌ːlám]), который является предпочтительным термином в исанском языке. Художники из Таиланда также популярны в Лаосе и наоборот, что усилило лаосскую культуру в Исане, несмотря на сильную тайификацию. В музыке используется инструмент khene (лаосский: ແຄນ, Isan: แคน, [kʰɛːn]).

См. Также
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Лаосский народ.
  • icon Азиатский портал
Ссылки
Другие источники
Внешние ссылки
Wikisource содержат текст Британской энциклопедии 1911 года статья о народе Лаоса.
Последняя правка сделана 2021-05-26 13:20:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте