Лаоцзы

редактировать

Полулегендарный китайский персонаж, относящийся к VI веку, считается автором Дао Дэ Цзин и основателем даосизма
Лаоцзы. 老子
Чжан Лу-Лаоцзы верхом на быке.jpg Лаоцзы, автор Чжан Лу ; Династия Мин (1368–1644)
РодилсяЛи Дань. 李聃. Неизвестен, VI - IV век до н.э.. Деревня Чуджэнь, Государство Чу
УмерНеизвестно, VI век - IV век до нашей эры
ЭраАнтичная философия
РегионКитайская философия
Школа Даосизм
Известные идеиДао, ву вэй
Под влиянием
Лаоцзы
Лао-цзы (китайские иероглифы).svg «Лоозо» в письме печати (вверху) и обычном (внизу) китайских иероглифах
Китайское имя
Китайское 老子
Ханью Пиньинь Лоозо
Буквальное значение«Старый мастер»
Вьетнамское имя
Вьетнамский Лао То
Хан-Ном 老子
Корейское имя
Хангыль 노자
Ханджа 老子
Японское имя
Кандзи 老子
Хирагана ろ う し
Название клана :Li (, Lǐ)
Имя :Er (, Ěr)
Любезное имя :Боян ( , Bóyáng), Дэн (, Dān)
Стиль:Старый мастер (老子, Lǎozǐ)

Лао-цзы (или ), также отображается как Laozi (UK : ;US : ; китайский : 老子, мандаринский: ; обычно переводится как «старый мастер») и Лао-Цзы (), был древним китайским философом и писателем. Он - известный автор Дао Дэ Цзин, основатель философского даосизма и божество в религиозном даосизме и Традиционная китайская религия.

A полулегендарный персонаж, Лао-цзы обычно изображался как современник Конфуция в VI веке до нашей эры, но некоторые современные историки считают, что он жил в Период враждующих царств 4 века до нашей эры. Центральная фигура в китайской культуре, Лаоцзы провозглашается основателем своей линии как императорами династии Тан, так и современными людьми с фамилией Ли. Работу Лаоцзы приняли как различные антиавторитарные движения, так и китайский легализм.

Содержание

  • 1 Имена
  • 2 Исторические взгляды
  • 3 Дао Дэ Цзин
    • 3.1 Даосизм
  • 4 Влияние
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Цитаты
    • 5.2 Источники
  • 6 Дополнительная литература
    • 6.1 Переводы на английский
  • 7 Внешние ссылки

Имена

Сам Лао-цзы - китайский почетный титул : (Старый * rˤu ʔ, «старый, почтенный») и (старый * цо ʔ, «мастер»). В традиционных источниках фактическое личное имя Лаоцзы обычно обозначается как Ли Эр ( , Старый *ʔʔ,Мод. Lǐ r), а его любезное имя - как Боян (трад. , симп. , старый * Pˤrak -lang, Mod. Bóyáng). Известным посмертным именем было Ли Дан ( , Lǐ Dān). Сыма Цянь в своей биографии упоминает его имя как Lǐ r, а его литературное имя как Lǐ Dān, которое стало почтительный Лио Дан ( , Лио Дан). Имя Ло Дан также встречается взаимозаменяемо с Ло Цзы в ранних даосских текстах, таких как Чжуанцзы, а также может быть именем, которым Конфуций обращался к Лао-цзы, когда они, возможно, встречались. Согласно Companion Encyclopedia of Asian Philosophy, «основателем философского даосизма является квазигендарный Лаодан, более известный как Лао-цзы (Старый мастер)».

Почетный титул Лао-цзы был латинизировать разными способами, что иногда приводит к путанице. Самой распространенной современной формой по-прежнему остается Лао-цзы, основанная на ранее распространенной системе Уэйда – Джайлза. В 19 веке название обычно латинизировалось как Лао-цзы. Другие формы включают варианты Лао-цзы, Лао-цзы и Лао-цзы / Лао-цзы.

Как религиозному деятелю, ему поклоняются под именем «Верховный Старый Господь» (太上老君, Тайшанг Лооджун) и как один из «Трех Чистых ». Во время династии Тан он получил титул «в высшей степени таинственный и исконный император» (太 上 玄元 皇帝, Тайшанг Сюаньюань Хуанди).

Исторические взгляды

Ин. В середине двадцатого века ученые пришли к единому мнению, что историчность человека, известного как Лао-цзы, сомнительна и что Дао Дэ Цзин был «сборником даосских высказываний, сделанным многими руками». Самая ранняя определенная ссылка на нынешнюю фигуру Лаоцзы находится в I веке до н.э. Записки Великого Историка, собранные историком Сыма Цяном из более ранних источников. В одном из рассказов Лаоцзы считался современником Конфуция в VI или V веке до нашей эры. Его фамилия была Ли, а его личное имя - Эр или Дан. Он был чиновником в имперских архивах и перед отъездом на запад написал книгу, состоящую из двух частей. В другом случае Лао-цзы был другим современником Конфуция по имени Лао Лайзи ( ) и написал книгу, состоящую из 15 частей. В третьем он был придворным астрологом Лао Данем, который жил в 4 веке до нашей эры во время правления герцога Сиань из династии Цинь. Самый старый текст Дао Дэ Цзин, до сих пор восстановленный, был частью Guodian Chu Slips. Он был написан на бамбуковых листах и датируется концом 4 века до нашей эры.

Согласно традиционным источникам, Лаоцзы был ученым, который работал хранителем архивов при королевском дворе Чжоу. Сообщается, что это позволило ему получить широкий доступ к работам Желтого императора и другим классическим произведениям того времени. Истории утверждают, что Лаоцзы никогда не открывал формальную школу, но, тем не менее, привлекал большое количество студентов и преданных учеников. Существует много вариантов рассказа о его встрече с Конфуцием, наиболее известная из которых - Чжуанцзы.

. Иногда считалось, что он происходил из деревни в Чу. В сообщениях о том, что Лаоцзы женился, у него был сын по имени Цзун, который стал знаменитым солдатом.

История рассказывает о Воине Цзун, который побеждает врага и побеждает, а затем бросает трупы вражеских солдат на съедение стервятникам. По совпадению, Лао-цзы, путешествующий и обучающий пути Дао, появляется на сцене и оказывается отцом Цзун, с которым он был разлучен в детстве. Лао-цзы говорит своему сыну, что с побитым врагом лучше относиться с уважением, и что неуважение к их мертвым заставит его врагов мстить. Убежденный, Цзун приказывает своим солдатам похоронить врага мертвыми. По усопшим с обеих сторон проводится траур и устанавливается прочный мир.

Многие кланы семьи Ли ведут свое происхождение от Лаоцзы, включая императоров из династии Тан. Эта семья была известна как линия Лунси Ли (隴西 李氏 ). По словам Симпкинсов, хотя многие (если не все) из этих линий передачи сомнительны, они свидетельствуют о влиянии Лаоцзы на китайскую культуру.

В третьей истории в Сыма Цянь говорится, что Лаоцзы устал от морального разложения жизни в Чэнчжоу и заметил упадок королевства. Он отважился на запад, чтобы жить отшельником на неспокойной границе в возрасте 80 лет. У западных ворот города (или королевства) его узнал страж Иньси. Часовой попросил старого хозяина записать свою мудрость на благо страны, прежде чем ему будет разрешено пройти. Текст, который написал Лао-цзы, назывался Дао Дэ Цзин, хотя настоящая версия текста включает дополнения из более поздних периодов. В некоторых версиях сказки часовой был настолько тронут работой, что стал учеником и ушел с Лаоцзы, чтобы его больше никогда не видели. В других случаях «Старый мастер» путешествовал полностью в Индию и был учителем Сиддартхи Гаутамы, Будды. Другие говорят, что он был самим Буддой.

Работа седьмого века, Сандонг Чжунанг («Жемчужный мешок трех пещер»), украсила отношения между Лаоцзы и Иньси. Лао-цзы притворился фермером, когда подошел к западным воротам, но его узнал Иньси, который попросил его научить его. Лао-цзы не удовлетворилось тем, что охранник просто заметил его, и потребовал объяснений. Иньси выразил свое глубокое желание найти Дао и объяснил, что его долгое изучение астрологии позволило ему распознать подход Лаоцзы. Иньси был принят Лаоцзы в ученики. Это считается образцом взаимодействия между даосским мастером и учеником, отражающим испытания, которые должен пройти ищущий перед тем, как быть принятым. Ожидается, что потенциальный приверженец докажет свою решимость и талант, ясно выразив свои желания и показывая, что он сам добился прогресса в реализации Дао.

Жемчужный мешок Трех пещер продолжает параллель с квест приверженца. Иньси получил свое посвящение, когда Лао-цзы передал Дао дэ цзин вместе с другими текстами и заповедями, точно так же, как последователи даосов получают ряд методов, учений и писаний при рукоположении. Это только начальное посвящение, и Иньси все еще требовался дополнительный период для совершенствования своих добродетелей, поэтому Лаоцзы дал ему три года на совершенствование своего Дао. Иньси полностью посвятил себя религиозной жизни. По прошествии назначенного времени Иньси снова демонстрирует решимость и полное доверие, отправляя паршивую овцу на рынок в качестве согласованного знака. В конце концов он снова встречается с Лаоцзы, который объявляет, что бессмертное имя Иньси занесено в список небес, и созывает небесную процессию, чтобы облечь Иньси в одежды бессмертных. История продолжается, что Лаоцзы даровал Иньси ряд титулов и отправил его в путешествие по вселенной, даже на девять небес. После этого фантастического путешествия два мудреца отправились в западные земли варваров. Период обучения, воссоединение и путешествия представляют собой достижение наивысшего религиозного ранга в средневековом даосизме, называемого «Наставником Трех Пещер». В этой легенде Лао-цзы - идеальный даосский мастер, а Иньси - идеальный даосский ученик. Лао-цзы представлен как олицетворение Дао, дающего свое учение человечеству для их спасения. Иньси следует формальной последовательности подготовки, тестирования, обучения и достижений.

История Лаоцзы приобрела сильный религиозный оттенок со времен династии Хань. Когда даосизм пустил корни, Лаоцзы стали поклоняться как богу. Вера в откровение Дао от божественного Лао-цзы привела к формированию Пути Небесных Учителей, первой организованной религиозной даосской секты. В более поздней зрелой даосской традиции Лаоцзы стали рассматривать как олицетворение Дао. Говорят, что он претерпел многочисленные «трансформации» и принимал различные обличья в различных воплощениях на протяжении истории, чтобы инициировать верных на Пути. Религиозный даосизм часто считает, что «старый мастер» не исчез после написания «Дао дэ цзин», а скорее провел свою жизнь, путешествуя и раскрывая Дао.

Даосские мифы утверждают, что Лаоцзы был зачат, когда его мать смотрела на падающего звезда. Предположительно, он оставался в ее утробе 62 года, прежде чем родиться, когда его мать прислонилась к сливе. (Китайская фамилия Ли делит свой иероглиф со словом «слива».) Лаоцзы, как говорили, появился как взрослый мужчина с полной седой бородой и длинными мочками ушей, которые являются символами мудрости и долгая жизнь. Другие мифы утверждают, что он переродился 13 раз после своей первой жизни в дни Фуси. В своем последнем воплощении в качестве Лао-цзы он прожил девятьсот девяносто лет и всю свою жизнь путешествовал, чтобы раскрыть Дао.

Дао Дэ Цзин

Бессмертный Лаоцзы и Великий Магистр Неба

Лаоцзы традиционно считается автором Дао Дэ Цзин ( Daodejing), хотя личность его автора (ов) или компилятора (ов) обсуждалась на протяжении всей истории. Это один из самых важных трактатов в китайской космогонии. Как и в случае с большинством других древних, Лао-цзы часто объясняет свои идеи посредством парадоксов, аналогий, присвоения древних высказываний, повторения, симметрии, рифмы и ритма. Фактически, всю книгу можно рассматривать как аналогию: правитель - это осознание или я в медитации, а мириады существ или империя - это опыт тела, чувств и желаний.

Дао Дэ Цзин, часто называемый просто Лао-цзы в честь его известного автора, описывает Дао (или Дао) как источник и идеал всего сущего: он невидим, но не трансцендентен, чрезвычайно могущественен, но в высшей степени скромен, быть корнем всего. У людей есть желания и свобода воли (и, следовательно, они могут изменять свою природу). Многие действуют «неестественно», нарушая естественный баланс Дао. Дао дэ цзин стремится привести учеников к «возвращению» к их естественному состоянию в гармонии с Дао. Критически оцениваются язык и общепринятые представления. Даосизм рассматривает их как изначально предвзятые и искусственные, широко использующие парадоксы, чтобы заострить суть дела.

Ливия Кон представляет собой пример того, как Лао-цзы поощрял изменение подхода или возвращение к «природе», а не действия. Технологии могут вызвать ложное ощущение прогресса. Ответ Лао-цзы - не отказ от технологий, а поиск спокойного состояния у-вэй, свободного от желаний. Это связано со многими заявлениями Лаоцзы, призывающими правителей держать свой народ в «невежестве » или «простодушных». Некоторые ученые настаивают на том, что это объяснение игнорирует религиозный контекст, а другие ставят под сомнение его как апологетику философской связности текста. Это не было бы необычным политическим советом, если бы Лаоцзы буквально намеревался сказать правителям, чтобы они держали свой народ в неведении. Однако некоторые термины в тексте, такие как «дух долины» (гушен) и «душа» (по), несут метафизический контекст и не могут быть легко согласованы с чисто этическим прочтением произведения.

Wu wei (無為), буквально «бездействие» или «бездействие», является центральной концепцией Дао дэ цзин. Концепция wu wei многогранна и отражена в множестве значений слов даже в английском переводе; это может означать «ничего не делать», «не принуждать», «не действовать» в театральном смысле, «создавать небытие», «действовать спонтанно» и «течь в мгновение ока».

Это понятие, используемое для объяснения ziran (自然), или гармонии с Дао. Он включает в себя концепции, согласно которым ценностные различия являются идеологическими и рассматривают любые амбиции как исходящие из одного источника. Лаоцзы широко использовал этот термин: простота и смирение в качестве ключевых добродетелей, часто в отличие от эгоистичных действий. На политическом уровне это означает избегать таких обстоятельств, как война, суровые законы и высокие налоги. Некоторые даосы видят связь между у вэй и эзотерическими практиками, такими как цуован «сидение в забвении» (освобождение ума от телесного осознания и мыслей), обнаруженное в Чжуанцзы.

Даосизм

Лаоцзы традиционно считается основателем даосизма, тесно связанного с Дао Дэ Цзин и «изначальным» (или «изначальным») даосизмом. Популярный («религиозный») даосизм обычно представляет Нефритового Императора как официального главного божества. Интеллектуальные («элитные») даосы, такие как секта Небесных Мастеров, обычно представляют Лаоцзы (Лаоцзюнь, «Владыка Лао») и Трех Чистых на вершине пантеона

Влияние

Потенциальные официальные лица на протяжении всей истории Китая опирались на авторитет неконфуцианских мудрецов, особенно Лаоцзы и Чжуанцзы, чтобы отрицать служение любому правителю в любое время. Чжуанцзы, самый известный последователь Лаоцзы в традиционных источниках, имел большое влияние на китайскую литературу и культуру. Лао-цзы оказал влияние на миллионы китайцев своим психологическим пониманием. Он убеждал людей своим бездействием и молчанием.

Политические теоретики, находящиеся под влиянием Лао-цзы, выступали за смирение в руководстве и сдержанный подход к управлению государством, либо из этических и пацифистских соображений, либо из тактических целей. В другом контексте, различные антиавторитарные движения приняли учение Лао-цзы о силе слабых.

Лаоцзы был сторонником ограниченного правительства. Либертарианцы в особенности испытали влияние Лаоцзы - в своей книге 1937 года Национализм и культура, анархо-синдикалист писатель и активист Рудольф Рокер похвалил «мягкую мудрость» Лаоцзы и понимание противостояния между политическая власть и культурная деятельность людей и общества. В своей статье 1910 года в Encyclopdia Britannica Петр Кропоткин также отметил, что Лаоцзы был одним из первых сторонников по существу анархистских концепций. Совсем недавно анархисты, такие как Джон П. Кларк и Урсула К. Ле Гуин, писали о соединении анархизма и даосизма разными способами, особо выделяя учение Лаоцзы. В своем исполнении Дао Дэ Цзин Ле Гуин пишет, что Лаоцзы «не рассматривает политическую власть как магию. Он видит законную власть как заработанную, а неправомерную власть - как узурпированную... Он видит жертву собой или другими как искажение власти, и власть, доступная любому, кто следует Пути. Неудивительно, что анархисты и даосы становятся хорошими друзьями ».

правый либертарианец экономист Мюррей Ротбард предположил, что Лао-цзы был первый либертарианец, уподобивший идеи Лао-Цзы о правительстве теории спонтанного порядка Фридриха Хайека. Джеймс А. Дорн согласился, написав, что Лаоцзы, как и многие либералы 18-го века, «утверждал, что минимизация роли правительства и предоставление людям возможности развиваться спонтанно лучше всего для достижения социальной и экономической гармонии». Точно так же Институт Катона Дэвид Боаз включает отрывки из Дао Дэ Цзин в его книгу 1997 года «Либертарианский читатель». Философ Родерик Лонг, однако, утверждает, что либертарианские темы в даосской мысли фактически заимствованы у более ранних конфуцианских писателей.

Ссылки

Цитаты

Источники

Дополнительная литература

  • Кальтенмарк, Макс (1969), Лао-цзы и даосизм, Перевод Гривза, Роджера, Стэнфорд, Калифорния: Stanford University Press, ISBN 978-0-8047-0689-6
  • Лао, Цзы ( 2009), Taoteching Лао-Цзы, Портер, Билл (Red Pine) (3-е пересмотренное издание), Порт Таунсенд, Вашингтон: Copper Canyon Press, ISBN 978-1 -55659-290-4
  • Стерккс, Роэл. Пути небесные. Введение в китайскую мысль. New York: Basic Books, 2019.

Переводы на английский

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-26 13:23:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте