Языковая игра (философия)

редактировать
Философская концепция, касающаяся простых примеров использования языка и действий, в которые язык вплетен

A языковая игра (Немецкий : Sprachspiel) - философская концепция, разработанная Людвигом Витгенштейном и относящаяся к простым примерам использования языка и действий, в которые он вплетен. Витгенштейн утверждал, что слово или даже предложение имеют значение только в результате «правила» разыгрываемой «игры». В зависимости от контекста, например, высказывание «Вода!» может быть приказом, ответом на вопрос или другой формой общения.

Содержание

  • 1 Философские исследования
  • 2 Примеры
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Источники
  • 6 Дополнительная литература

Философские исследования

В его В работе «Философские исследования» (1953) Людвиг Витгенштейн регулярно ссылается на концепцию языковых игр. Витгенштейн отверг идею о том, что язык каким-то образом отделен и соответствует реальности, и утверждал, что понятия не нуждаются в ясности для определения значения. Витгенштейн использовал термин «языковая игра» для обозначения форм языка, более простых, чем сам язык в целом, «состоящих из языка и действий, в которые он вплетен» (PI 7) и связанных семейное сходство (Familienähnlichkeit). Концепция была призвана «привлечь внимание к тому факту, что говорение на языке является частью деятельности или формой жизни» (PI 23), которая придает языку его значение.

Витгенштейн развивает это обсуждение игр в ключевое понятие языковой игры. Витгенштейн вводит термин, используя простые примеры, но намеревается, что он будет использоваться для многих способов, которыми мы используем язык. Центральным компонентом языковых игр является то, что они используют язык, причем язык используется по-разному. Например, в одной языковой игре слово может использоваться для обозначения (или обозначения) объекта, но в другом то же слово может использоваться для отдавать приказы, задавать вопросы и так далее. Знаменитый пример - значение слова «игра». Мы говорим о различных видах игр: настольные игры, игры со ставками, спортивные состязания, «военные игры». Все это разные варианты использования слова «игры». Витгенштейн также приводит пример слова «Вода!», Которое может использоваться как восклицание, приказ, просьба или ответ на вопрос. Значение слова зависит от языковой игры, в которой оно используется. Витгенштейн еще раз формулирует эту точку зрения: слово «вода» не имеет значения, кроме того, как оно используется в языковой игре. Можно использовать это слово как приказ, чтобы кто-то другой принес вам стакан воды. Но его также можно использовать, чтобы предупредить кого-нибудь о том, что вода была отравлена. Можно даже использовать это слово в качестве кода членами тайного общества.

Витгенштейн не ограничивает применение своей концепции языковых игр значением слов. Он также применяет это к значению предложения. Например, предложение «Моисея не существовало» (§79) может означать разные вещи. Витгенштейн утверждает, что независимо от употребления предложение еще ничего не «говорит». Это «бессмысленно» в том смысле, что не имеет значения для конкретной цели. Он приобретает значение только в том случае, если мы исправляем его в каком-то контексте использования. Таким образом, в нем ничего не говорится, потому что предложение как таковое еще не определяет какое-то конкретное использование. Предложение имеет смысл только тогда, когда оно используется, чтобы что-то сказать. Например, его можно использовать, чтобы сказать, что ни одно лицо или историческая фигура не подходит под набор описаний, приписываемых человеку по имени «Моисей». Но это также может означать, что лидера израильтян звали не Моисей. Или что не могло быть никого, кто выполнил бы все, что Библия повествует о Моисее и т. Д. Таким образом, значение этого предложения зависит от контекста его использования.

Термин «языковая игра» используется для обозначения:

  • Вымышленных примеров использования языка, которые проще, чем наш собственный повседневный язык. (например, PI 2)
  • Простое использование языка, с помощью которого детей впервые учат языку (обучение языку).
  • Конкретные области нашего языка с их собственными грамматиками и отношениями с другими языковыми играми.
  • Весь естественный язык рассматривается как совокупность языковых игр.

Эти значения не отделены друг от друга резкими границами, а сливаются друг с другом (как подсказано идеей семейного сходства). Эта концепция основана на следующей аналогии: правила языка аналогичны правилам игры; таким образом, сказав что-то на языке, можно сделать ход в игре. Аналогия между языком и игрой показывает, что слова имеют значение в зависимости от того, как они используются в различных и разнообразных видах деятельности человека. (Эта концепция не означает, что в языке есть что-то тривиальное или что язык - это «просто игра».)

Примеры

Классическим примером языковой игры является так называемый «язык строителя», представленный в § 2 Философских исследований :

. Язык предназначен для общения между строителем А и помощником Б. Строитель А строит из строительных камней: есть блоки, столбы, плиты и балки. B должен передать камни в том порядке, в котором они нужны A. Для этого они используют язык, состоящий из слов «блок», «столб», «плита», «балка». А вызывает их; - Б приносит камень, который научился приносить по такому-то зову. Воспринимайте это как законченный примитивный язык. (PI 2.)

Позже добавляются «это» и «там» (с функциями, аналогичными функции, которую эти слова имеют в естественном языке), и «a, b, c, d» в качестве числительных. Пример его использования: строитель A говорит «d - плита - там» и указывает, а строитель B считает четыре плиты «a, b, c, d...» и перемещает их в место, на которое указывает A. Язык строителя - это деятельность, в которую вплетено то, что мы называем языком, но в более простой форме. Эта языковая игра напоминает простые формы языка, которым учат детей, и Витгенштейн просит, чтобы мы воспринимали ее как «законченный примитивный язык» для племени строителей.

См. Также

  • Семиотика - Изучение знаков и знаковых процессов
  • Мировоззрение, также известное как Weltanschauung - Фундаментальная когнитивная ориентация человека или общества

Ссылки

Источники

  • Jago, Mark (2007). Витгенштейн. Гуманитарные науки-электронные книги.
  • Витгенштейн, Людвиг (1953). Философские исследования. Блэквелл.
  • Витгенштейн, Людвиг (1942). Синие и коричневые книги. Harper Perennial.

Дополнительная литература

Последняя правка сделана 2021-05-26 13:09:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте