Пейзаж с Хароном, пересекающим Стикс | |
---|---|
Художник | Иоахим Патинье |
Год | c. 1515–1524 |
Средний | Дерево, масло |
Размеры | 64 см × 103 см (25 дюймов × 41 дюйм) |
Местоположение | Museo del Prado, Мадрид |
Пейзаж с Хароном, пересекающим Стикс - картина фламандского художника Северного Возрождения Иоахима Патинье. Встреча с. 1515–1524 гг., Находится в Museo del Prado в Мадриде, Испания.
Пейзаж с Хароном, пересекающим Стикс, вписывается в общие тенденции северного Возрождения и раннего маньеризма в искусстве. 16 век стал свидетелем новой эры живописи в Германии и Нидерландах, которая объединила в себе влияние местных традиций и иностранных влияний. Многие художники, в том числе Патинье, ездили учиться в Италию, и эти путешествия на юг дали новые идеи, в частности, касающиеся изображения мира природы. Таким образом, религиозные сюжеты Патинье сочетают в себе точное наблюдение и натурализм с фантастическими пейзажами, вдохновленными северными традициями Босха.
На нем изображены классические темы, связанные с Вергилием в его «Энеиде» (книга 6, строка 369) и Данте в Inferno (книга 3, строка 78) в центре изображения в рамках христианских традиций Страшного суда и Ars moriendi. Более крупная фигура в лодке - Харон, который переносит души мертвых к воротам Аида. Пассажир в лодке, слишком мелкий, чтобы различать выражения его лиц, - это человеческая душа, выбирающая между Небесами справа от него (слева от зрителя) или Адом слева от него. Река Стикс разделяет картину по центру. Это одна из четырех рек подземного мира, которая протекает в самой глубокой части ада. С левой стороны картины находится фонтан Рая, источник, из которого река Лета течет через Небеса.
В правой части композиции - видение Ада Патинье, в значительной степени опирающееся на босхианские влияния. Он адаптирует описание Аида, в котором, согласно греческому писателю Павсанию, одни из ворот были расположены на южной оконечности Пелопоннеса, в заливе, который все еще виден на Мыс Матапан. Перед воротами Цербер, трехголовый пес, который охраняет вход в ворота и пугает все потенциальные души, входящие в Аид. Душа в лодке в конечном итоге выбирает свою судьбу, глядя в ад и игнорируя ангела на берегу реки в раю, который манит его на более трудный путь в рай.
Патинье использовал композицию Weltlandschaft («мировой пейзаж») с трехцветной схемой, типичной для его работ, переходя от коричневого на передний план, до голубовато-зеленого, до бледно-голубого на заднем плане). Этот формат, широко известный как популяризирующий Patiner, дает возможность взглянуть на обширный ландшафт с высоты птичьего полета. Кроме того, в картине используется цвет, чтобы наглядно изобразить рай и ад, добро и зло. Слева от зрителя - райское место с ярко-синим небом, кристально-голубыми реками со светящимся фонтаном и ангелами, украшающими травянистые холмы. В дальнем правом углу картины изображено темное небо, окутывающее Ад и повешенные фигуры на его воротах. На холмах пылают пожары. На переднем плане картины коричневые скалы в раю и коричневые сгоревшие деревья в аду.
Посередине - река и луга ярких оттенков синего и зеленого. Фон, отсеченный линией горизонта более темно-синей реки, представляет собой бледно-голубое небо, выделенное белыми и серыми облаками. Эта композиционная форма применена здесь переполненными левой и правой сторонами, заключенными в скобки холмов, что выталкивает взгляд зрителя в открытое пространство в центре и подчеркивает, что люди в лодке являются основным центром картины.