Ланкаширское угольное месторождение

редактировать
Угольный регион в Англии Британские угольные месторождения

Ланкаширский угольный завод на Севере Западная Англия была важным британским угольным месторождениями. Его угольные пласты образовались из растительности тропических болотистых лесов в каменноугольный период более 300 миллионов лет назад.

римляне, возможно, были первыми, кто использовал уголь в Ланкашире, а его неглубокие пласты и обнажения в небольших масштабах разрабатывались со средневековья и после начала промышленной революции. Угольное месторождение находилось в авангарде инноваций в угледобыче, что привело к появлению первых каналов в стране, использованию паровых двигателей и созданию условий, благоприятных для быстрой индустриализации.

Карьеры на угольном месторождении были наиболее продуктивными в 1907 году, когда было добыто более 26 миллионов тонн угля. К 1967 году осталась всего 21 угольная шахта. Шахта Парксайд в Ньютон-ле-Уиллоус, Св. Район Хеленс, последняя глубокая шахта на угольном месторождении, была закрыта в 1993 году.

Содержание
  • 1 Геология
  • 2 География
  • 3 История
    • 3.1 Дренаж
    • 3.2 Транспорт
    • 3.3 Вентиляция
    • 3.4 Условия
    • 3.5 ХХ век
    • 3.6 Национализация
    • 3.7 Конец глубокой добычи
  • 4 Горнодобывающие катастрофы
  • 5 Профсоюзы
  • 6 Изобретения и инновации
  • 7 Наследие
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Примечания
    • 9.2 Ссылки
    • 9.3 Библиография
  • 10 Внешние ссылки
Геология

Геология угольного месторождения состоит из угольных пластов Верхнего, Среднего и Нижнего угольных отложений, слоев песчаников, сланцев и углей различной мощности, которые были заложены в каменноугольный период более 300 миллионов лет назад. Угольные пласты образовались из растительности тропических болотистых лесов. Уголь в Ланкашире битуминозный с 30–40% летучих веществ, твердость которых варьируется от пласта к пласту.

Угольные меры впоследствии подверглись складчатости ; это объясняет падение на юг и запад; ошибка произошла в то время. Угольные месторождения имеют толщину более 1200 метров (4000 футов), и уголь составляет около 4% их толщины. Угольное месторождение пересекается несколькими крупными разломами, которые обычно проходят в северном и южном направлении. Наиболее значительный восточный сброс, описанный Эдвардом Халлом, отбрасывает пласты вниз на восток. Он работал от Фэрботтома в Эштон-андер-Лайне через Ривер Медлок до Олдхэма и далее к западу от Рочдейла. Разлом Ред-Рок огибает северо-западную оконечность угольного месторождения Северного Стаффордшира в направлении Маклсфилда и Пойнтонской шахты в Чешире. Ирвелл-Вэлли или разлом Пендлтона проходит мимо Клифтона и Кирсли, где он сбрасывает угольные толщи вниз на северо-восток. Его высота составляет 3000 футов (900 метров), и этот район все еще геологически активен и подвержен подземным толчкам. Разлом с большим горизонтальным, но маленьким вертикальным выбросом обнаружен в Tyldesley. В глубоких шахтах на южной окраине угольного месторождения Шахта Плоддер в Ли и Шахта Арли в Тилдесли были жаркими: шахтеры работали при температуре более 100 градусов по Фаренгейту (38 ° C).

Пять существенных неисправностей влияют на Уиган Коулфилд; они проходят почти параллельно и на равном расстоянии друг от друга. Разлом Грейт-Хей начинается около шахты Бикершоу и проходит на север через Хиндли, Кирклесс-холл, Хей и Арли к западу от Адлингтон-парка. Великий Стэндиш или Разлом Святой Екатерины имеет наклон к востоку и проходит под церковью Святой Екатерины в Инсе. Разлом Зала Гигантов проходит мимо Абрама, к западу от шахты Инс-Холл, к западу от Гидлоу и под Фермой Зал Гигантов до Стэндиш-Черч. Большой Шевингтонский разлом проходит мимо Хокли-холла и к востоку от Кирклесс-холла. Разлом Грейт-Пембертон представляет собой обрыв и проходит Пембертон, Оррелл и к западу от Шевингтона. Дальше на запад находятся Большой разлом Афолланд, разлом Латом - Большой пограничный разлом, простирающийся от Бикерстафф до примерно двух миль (3,2 км) к востоку от Ормскирка.

География

угольное месторождение на западной стороне Pennines разделено на две части, разделенные Россендейлской антиклиналью. К северо-востоку находится Бёрнли-Коулфилд, а к югу - гораздо более крупный Южный Ланкаширский Коулфилд, который с запада на восток включает Сент-Хеленс, Уиган, Манчестер и Oldham Coalfields. Угольное месторождение Олдхэм простирается на юг и становится Чеширским угольным месторождениями. Площадь угольного месторождения составляет около 550 квадратных миль (1400 км) и простирается от Сталибридж на юго-востоке до Ормскирк на северо-западе и от Рейнхилла на юго-западе до Бернли на северо-востоке. Юго-восточная часть простирается до соседнего Чешира, где значительная добыча велась в районе Пойнтона и Дукинфилда. Область угольного месторождения стала сильно индустриализированной по мере развития новых отраслей промышленности, привлеченных наличием топлива. Небольшая территория вокруг Тодмордена в Западном Йоркшире геологически является частью угольного месторождения. Изменение административных границ графств в 1974 г. привело к тому, что почти все угольные поля Южного Ланкашира оказались за пределами современных границ Ланкашира. Отдельное и гораздо меньшее по размерам угольное месторождение расположено в долине Веннинг на северо-востоке графства, но упоминается как часть Угольного месторождения Инглтон, основная часть которого находится в Северный Йоркшир.

История

Вполне возможно, что римляне были первыми, кто использовал уголь в Ланкашире, но самое раннее письменное упоминание о «минерале» было сделано в 1246 году, когда Адам де Рэдклифф украл принадлежавший уголь Адаму, сыну Александра. В Средневековье добывали небольшое количество угля, но дров было много, и дерн предпочитался углю более низкого качества. Однако он использовался для обжига извести и кузнецами. Уголь был добыт в Шакерли в 1429 году, когда был зарегистрирован спор о краже «морских углей», а в 1521 году имеется запись об угольных шахтах в Уистоне. Большинство ям были очень маленькими и неглубокими, и Уиган и его окрестности были известны наличием множества каннел ям, к которым семьи могли получить доступ из-под своей собственности. Джон Лиланд посетил Хей в 1538 году и заметил, что «мистер Брэдшоу... заложил moche Canel, как уголь Se, в его очень выгодную для него землю». Горное дело не было постоянным занятием: часто работа была сезонной и сочеталась с другими занятиями, такими как земледелие или ткачество.

В елизаветинскую эпоху на угольном месторождении были карьеры, и шахты были зарегистрированы в Haslingden, Padiham, Ightenhill и Trawden. Вокруг Рочдейла работало более 50 небольших угольных шахт, где уголь добывался из небольших карьеров с 1580-х годов в Фалинге, Кронкишоу и около Литтлборо. Землевладельцы вступали в споры со своими арендаторами и соседями, некоторые из которых были насильственными. Мелкие карьеры в Брэдфорде, чуть более чем в миле от центра Манчестера, давали достаточно угля для города в начале 1600-х годов.

Разные участки угольного месторождения расширялись и сокращались в разное время. Область Уиган, с углем относительно близко к поверхности, была важна к 18 веку, питая промышленность латуни и олова ; а после начала промышленной революции - хлопковое и тяжелое машиностроение. Угольные месторождения вокруг Сент-Хеленса развивались с середины 18 века, поставляя медь, стекло и химическую промышленность, которая развивалась рядом с Санки-каналом.

В 1770-х годах записи показывают, что ямы были в Уигане, Болтоне, Олдхэме, Эштон-андер-Лайне и Дукинфилде. С XVI и XVII веков промышленность начали развивать отдельными землевладельцами, возникло несколько династий угольщиков. К ним относятся Брэдшоу, а впоследствии графы Кроуфорд и Балкаррес из Хей-Холла, Халтоны из Халтон-Парк, Флетчеры, Ноулз и герцог Бриджуотер и его преемники попечители Бриджуотера. В течение 19 века возникло больше компаний, в том числе «Ричард Эванс и компания» из Хейдока, возникшая в 1830 году. Компания «Пирсон и Ноулз» была образована в 1874 году в Инсе. Полковник Джон Харгривз основал компанию с карьеров в Бернли, а Джордж Харгривз владел карьерами в Аккрингтоне и Россендейл-Вэлли. Камерная угольная компания Джеймса Лиса владела карьерами в Олдхэме.

Дренаж

В 1600 году угольные шахты представляли собой штольни, где выходил уголь, и неглубокий колокол или лестница ямы, где обвалы крыш были обычным явлением, а плохой дренаж привел к тому, что они были заброшены. В качестве раствора воды в своих угольных ямах Роджер Брэдшоу выкопал Грейт-Хей-Су между 1653 и 1670 гг. Это был туннель длиной 1120 ярдов (1020 м) под его поместьем Хей-Холл. который дренировал ямы в ближайший ручей и использовался до 1929 года. Были выкопаны другие дуги, в том числе один в 1729 году для осушения шахт Уорсли, а другой - из шахты Стэндиш в Лидс и Ливерпульский канал в Круке. водяное колесо использовалось с 1720 года для подъема воды из выработок шахты Пламб-стрит в Бернли с помощью бесконечной цепочки ведер, а Джеймс Бриндли установил одно на влажной земле. Шахты в долине Ирвелл.

Изобретение паровых машин, сначала в 1698 году Томасом Савери, а затем в 1711 году Томасом Ньюкоменом, предоставил альтернативный метод осушения мокрых шахт и извилистых людей и угля из более глубоких шахт. Атмосферный двигатель Newcomen был установлен на Bardsley Colliery в Эштон-андер-Лайн примерно в 1760 году. Он был известен как Fairbottom Bobs и сохранился в Музей Генри Форда в Дирборн, Мичиган.

Транспорт

Уорсли-Дельф, вход в подземные шахты герцога Бриджуотерского

Транспортировка угля была затруднена; дороги были плохими, и перевозка тяжелых грузов усугубляла их. В 1720 году река Дуглас около Уигана и реки Ирвелл и Мерси стали судоходными, что обеспечило более эффективный и дешевый способ транспортировки угля. Санки-канал был построен в 1755 году, а к 1760 году Фрэнсис Эгертон, 3-й герцог Бриджуотер строил Бриджуотерский канал, обеспечивая прямую связь с его шахтами, Навигационные уровни Уорсли в Манчестер. Это способствовало развитию большего количества каналов, в том числе Лидс и Ливерпуль и Манчестерский канал Болтон и Бери.

Уильям Халтон был сторонником Болтона и Ли железной дороги, Ланкаширской первая общественная железная дорога, открытая в 1828 году для перевозки угля и хлопка. Железная дорога проходила к западу от его поместья Халтон и давала его ямам в Чекербенте доступ к новым транспортным средствам. В последующие 20 лет были построены основные линии железнодорожной системы, которые соединили все более промышленные города в Ланкашире с остальной частью страны. Доступ к транспорту, паровой двигатель, развитие текстильной промышленности с импортом хлопка-сырца через порт Ливерпуля и связанные с ним отрасли промышленности по мере ускорения промышленной революции. Это привело к увеличению спроса на уголь и к более крупным и глубоким шахтам.

Вентиляция

Обеспечение свежего воздуха и удаление рудничного газа из ям с одним валом было проблемой из-за скопления взрывоопасных газов. Первым решением было послать угольщика или пожарного, закутанного в мокрые тряпки и вооруженного длинным шестом с зажженной свечой, в выработки, чтобы взорвать скопившиеся газы до начала работ; это не всегда срабатывало. В 1688 году в Хейхе было записано, что «огненная влага прошла дважды, но не повредила». Система циркуляции воздуха в выработках была введена в 1760-х годах с использованием стен и дверей, что привело к использованию «звероловов», детей в возрасте шести или семи лет, работающих в темноте, которые открывали и закрывали двери.

Воздушный поток был улучшен с помощью подвешенных в шахте жаровен или пожарных корзин, а в конце 1700-х годов - подземных печей в сочетании с заглушками и дверьми. Эти методы были небезопасны из-за пожаров или взрывов.

Условия

На рубеже 19-го века спрос на уголь для бытового и промышленного потребления быстро увеличился: пар использовался для питания заводов и пароходов.. Шахтеры работали в невыносимых условиях. Уголь добывали вручную, рубить кирками и лопатками в шахтах, освещенных свечами. Пятилетние дети сидели в полной темноте, открывая вентиляционные двери для «беглецов», женщин и мальчиков, которые таскали бочки с углем на дно шахты. Некоторые владельцы угля использовали облигации, выплачивая вступительные взносы угольщикам, которые работали на своих угольных разрезах в течение года или должны были уплатить значительную неустойку в случае разрыва контракта. Владельцы угля использовали систему облигаций как инструмент для обеспечения дисциплины и предотвращения способности рабочих объединяться для борьбы за лучшую оплату и условия труда. Законы о комбинации 1799 г. объявили союзы незаконными. Некоторые владельцы угля, в том числе Уильям Халтон, платили своим работникам жетонами или купонами, которые можно было обменять только в магазинах их компании, - практика, запрещенная Законом о грузовиках 1831. Заработная плата была низкой, и угольщики ввели систему штрафов для обеспечения дисциплины. Герцог Бриджуотер заплатил восемь шиллингов (40 пенсов) за шестидневную рабочую неделю со сменой от 12 до 15 часов и оштрафовал опоздавших полкроны. Заработная плата была на несколько пенсов больше, чем указано в Законе о бедных, и горняки работали, чтобы не попасть в работный дом. Уильям Халтон, по общему мнению, платил самую низкую заработную плату в Ланкашире и враждебно относился к предоставлению своим работникам права на свободу собраний.

Закон о шахтах 1842 года запрещал прием на работу женщин, девочек и мальчиков согласно закону с десяти лет работать под землей на угольных шахтах. Многие женщины работали в подполье в Ланкашире, а после принятия закона некоторые из них продолжали работать еще какое-то время, так как инспекторов шахт было мало, а работодатели закрывали на это глаза. После 1842 года многие женщины продолжали работать на карьерах, но на поверхности, отделяя уголь от грязи на угольных решетах, как ягодицы. На этой должности в Ланкашире было занято больше женщин, чем на любом другом угольном месторождении.

20 век

Пасторская шахта в 1980 г.

В 1907 г. насчитывалось 358 угольных шахт, и уголь добывался в основном вручную и карьерные пони, используемые для перевозки в некоторых ямах. Самый высокий годовой тоннаж был произведен в 1907 году - более 26 миллионов тонн. В течение первой четверти 20-го века в среднем около 20 миллионов тонн угля ежегодно добывалось рабочей силой в 100 000 человек. Условия становились все труднее, так как лучший уголь добывался на глубоких и горячих шахтах. Ланкаширу стало труднее конкурировать с более легко обрабатываемыми рудниками в Йоркшире и Дербишире. В районе Бернли выход из тонких пластов к северу от угольного месторождения был небольшим. Несмотря на более высокую цену, ланкаширский уголь оставался важным. Потребление угля в основном предназначалось для местного рынка, но часть угля была отправлена ​​за границу. Манчестер был центром обширного промышленного района, и уголь пользовался большим спросом со стороны хлопковой промышленности и других производителей текстиля, машиностроения, металлургических и химических предприятий, а также множества других отраслей. В литейных цехах был спрос на кокс, и коксовые печи были построены рядом с некоторыми более крупными угольными предприятиями, энергетический уголь требовался для хлопковых фабрик, химических заводов, машиностроительных заводов, а в качестве топлива для локомотивов - домашний уголь имел большой рынок в густонаселенной местности.

Астлей Грин Шахт, офисы и головные уборы

После Первой мировой войны спрос на уголь упал: Британия потеряла экспортные рынки, а производительность упала. В 1925 году угольщики попытались снизить заработную плату и увеличить продолжительность рабочего дня, чтобы сохранить прибыль. Субсидия заработной платы со стороны консервативного правительства отложила забастовку, но после того, как в 1926 году Королевская комиссия сообщила, субсидия была отменена, и владельцы шахт выпустили новые условия оплаты труда и условия, увеличивающие рабочий день и снижающие заработную плату. Отказавшись принять условия, горняки были заблокированы из карьеров. Забастовка длилась с мая по сентябрь, и горняки ничего не получили, а некоторые не были повторно трудоустроены.

В 1927 году в Ланкашире насчитывалось 222 действующих угольных шахты, принадлежавших 125 владельцам. У 18 ям в Чешире было 15 владельцев. Большинство компаний были небольшими: более 100 карьеров имели менее 200 рабочих, в то время как на 60 карьерах было занято более 200, 14 - от 1000 до 2000, а 18 - более 2000 рабочих.

Закон о горнодобывающей промышленности 1925 года попытался остановить послевоенный спад и поощрение независимых компаний к слиянию, чтобы модернизироваться и лучше выжить в экономических условиях дня. Роберт Берроуз из компании Atherton, Флетчер Берроуз предложил слияние нескольких компаний, работающих к западу от Манчестера, и слияние было согласовано и состоялось в марте 1929 года с образованием Manchester Collieries, крупнейшего из таких предприятий.

Национализация

На дату передачи прав, 1 января 1947 года, оставшиеся угольные шахты были национализированы и переданы в государственную собственность, а контракты на обслуживание сотрудников переданы Национальный совет угля (NCB). В общей сложности 86 угольных шахт были национализированы, и угольное месторождение было разделено на четыре области: Манчестер с 20 карьерами, Уиган - 26, Сент-Хеленс 22 и 18 в Бернли, и количество угольных шахт продолжало сокращаться по мере истощения запасов.

В Чтобы максимизировать добычу угля, в начале 1950-х годов недалеко от Бернли и Сенели Холл Дрифт в Стэндише и Дейри-Пит в Хей были открыты краткосрочные штольни, в том числе «Заборный дрифт» и «Вуд энд дрифт». В то же время NCB приступил к обширным программам бурения, чтобы подтвердить запасы угля, и модернизировал существующие угольные шахты. В конце 1950-х годов некоторые более мелкие угольные шахты были закрыты в районах Уиган и Бернли, как и угольная шахта Дин в Болтоне.

Добыча на вновь открытой шахте Агекрофт возобновилась в 1960 году, и к 1962 году были произведены крупные инвестиции. была сделана для того, чтобы превратить Mosley Common Coliery в "суперкарту" стоимостью 7,5 миллионов фунтов стерлингов. Последней полностью новой угольной шахтой, которая была затоплена на угольном поле, была угольная шахта Парксайд в Ньютон-ле-Уиллоус. Погружение в пласты Кромбоук и Нижняя Флорида на глубине 886 ярдов началось в 1957 году, а добыча началась в 1964 году. На шахте работало 1400 человек.

Конец глубокой разработки

В 1960-х годах NCB начал закрывать угольные шахты, некоторые из которых имели реальные запасы угля, путем установления невыполнимых планов добычи, и к 1967 году оставалась только 21 шахта. Суперкарт Мосли Коммон был закрыт в 1968 году, а Астли Грин - в 1970 году. Оба месторождения обладали огромными запасами угля. Остальные угольные шахты закрылись после забастовки горняков 1984 года, угольные шахты Bold на Сент-Хеленсе закрылись в 1985 году, Agecroft в 1991 году и комплекс Bickershaw, Golborne, Parsonage годом позже. Parkside Colliery, последняя глубокая шахта на угольном месторождении, закрылась в 1993 году, так и не исчерпав свои запасы угля.

Бедствия на шахтах

"загазованные" угольные пласты, плохая вентиляция и использование свечей означало угольное месторождение было подвержено взрывам и в период с 1851 по 1853 год имело самый высокий уровень смертности среди всех британских угольных месторождений. В 1850 году 16 мужчин и мальчиков погибли на шахте Бент-Грейндж в Олдхэме, 36 человек погибли на шахте Коппал в 1852 году и в двух катастрофах в течение года на шахте Инс-Холл, 58 человек погибли в 1853 году и 89 человек умерли в 1854 году. В 1883 году около 68 человек. и мальчики были убиты и 53 были ранены на шахте Морфилд возле Аккрингтона.

Добыча была опасна: затопление, газы, обрушение крыш и взрывы рудничного газа привели к гибели тысяч рабочих в шахтах Ланкашира. В первой половине XIX века было много бедствий, многие из которых были вызваны рудничным газом и недостаточной вентиляцией. В 1859 году произошло 68 несчастных случаев со смертельным исходом в округе Манчестер и 57 в Уигане и Сент-Хеленсе. Третья самая серьезная катастрофа на шахтах в стране произошла на Hulton Colliery Company Pretoria Pit в 1910 году, когда неисправная лампа вызвала взрыв, в результате которого погибли 344 шахтера.

В 1962 году 16 человек погибли и 21 был ранен на шахте Хэптон-Вэлли недалеко от Бернли. Последняя катастрофа на угольном месторождении произошла на угольной шахте Голборн в марте 1979 года, когда трое мужчин погибли мгновенно в результате взрыва метана, вызванного электрической искрой, а семь человек позже скончались от полученных травм.

Станция спасения рудников Бутстауна была открыта угольниками Ланкашира и Чешира в 1933 году недалеко от Ист-Ланкашир-роуд. Он заменил четыре меньших по размеру станции и был постоянно укомплектован двумя спасательными бригадами, которые оказывали помощь в чрезвычайных ситуациях на всем угольном месторождении.

Профсоюзы

Владельцы шахт препятствовали формированию профсоюзов вплоть до XIX века. профсоюзное движение медленно захватило угольные месторождения. Работодатели произвольно штрафовали мужчин по незначительным причинам, не разрешали получать заработную плату под ложными предлогами и преследовали предполагаемых радикалов. Облигации использовались для обеспечения дисциплины. Горняки протестовали против низкой заработной платы в 1757 году, когда цены на хлеб выросли, и некоторые из них в знак протеста двинулись из Керсалла в Манчестер, но были возвращены. Когда вспыхнули неприятности, министр внутренних дел приказал войскам быть готовыми к подавлению беспорядков. Длительные забастовки были неприемлемыми, поскольку у шахтеров не было организации или финансов, чтобы поддержать их. Первой ассоциацией горняков было «Общество братских союзов», созданное в Пембертоне в 1794 году. Оно было описано как дружественное общество, чтобы избежать судебного преследования в соответствии с Законом о комбинировании, и в начале 19 века в стране насчитывалось 21 такое общество. центральный Ланкашир. Федерация горняков Ланкашира и Чешира (LCMF) была основана в 1881 году, а после образования Национального союза горняков в 1945 году LCMF стала его территорией в Ланкашире. Хотя профсоюз не считается воинствующим, он участвовал в нескольких забастовках, в том числе в национальных забастовках 1926, 1972, 1974 и 1984 гг.

Изобретения и инновации
Памятник Джеймсу Андертону, изобретателю очистного комбайна, расположенного в Сент-Хеленсе

Ланкашир был в авангарде инноваций в добыче угля, начиная с водяного колеса Джеймса Бриндли 1756 года на шахте влажной земли герцогу подземных каналов Бриджуотерс. Эдвард Ормерод запатентовал предохранительное звено «Бабочка» для повышения безопасности клетки в 1867 году, которое используется во всем мире. В Ланкашире были первые в стране шахтные ванны на Gibfield Colliery в Атертоне и первая шахтно-спасательная станция, которая покрыла все угольное месторождение на Howe Bridge в 1908 году. Шахтный комбайн Anderton, изобретенный Джеймсом Андертоном и впервые введенный в эксплуатацию на угольной шахте Равенхед, Саттон, Сент-Хеленс, произвел более половины общего объема добычи британского угля в 1960-х годах.

Наследие
Spoil груды или «рюкзаки» на угольной шахте Уортон-Холл, Литтл-Халтон

Не может быть никаких сомнений в том, что добыча угля существенно изменила ландшафт. В «Истории округа Виктория» есть несколько пренебрежительных описаний области Уиган в начале 20 века.

Хиндли расположен в центре большого угольного месторождения Ланкашира и представляет собой плоскую местность, усеянную угольными шахтами и черными карьерами. Густая сеть трамвайных и железных дорог покрывает лицо исключительно унылого участка страны, где пастбища скудные и почерневшие. Между угольными шахтами часто лежат лужи с водой, что указывает на проседание земли, вызванное добычей полезных ископаемых. Деревья, которые остались стоять, выглядят как мертвые пни с безлистными ветвями, странно отражающимися в «вспышках» воды.

Добыча угля оставила участки заброшенной земли и отвратила груды или «руины» на угольном поле. Некоторые рекультивации часто имели место после открытых разработок. Оседание привело к появлению «вспышек» или мелких озер, некоторые из которых были благоустроены для рекреационных целей, например, Три сестры в Эштон в Макерфилде и Пеннингтон Флэш Загородные парки в Ли. Музей зеленых угольных шахт Эстли и Благополучие горняков Джин-Пит в Астли - два последних ощутимых напоминания о некогда процветающей отрасли.

См. Также
Ссылки

Примечания

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-26 12:36:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте