Железная дорога Ланаркшира и Дамбартоншира была железнодорожной компанией в Шотландии. Он продвигался независимо, но поддерживался Каледонской железной дорогой, и он был разработан для соединения Баллоха (на Лох-Ломонд ) и Думбартон с центральный Глазго, связанный с тяжелой промышленностью на северном берегу реки Клайд. Линия от Думбартона до Баллока должна была полностью дублировать существующую железную дорогу, и переговоры привели к тому, что последняя стала совместно эксплуатироваться, и LDR завершилась сразу к востоку от Думбартона, поезда продолжали движение по объединенному участку.
С двадцатого века графство теперь пишется Данбартоншир, но во время образования компании, Думбартоншир использовался повсеместно, и компания приняла это написание.
Линия постепенно открывалась с 1894 по 1896 год. Она была очень успешной в привлечении товарооборота из тяжелой промышленности на Клайдсайде и в доставке рабочих к местам работы и обратно. Это было усилено подключением к Центральной железной дороге Глазго.
Тяжелая промышленность пришла в упадок после 1950 года, и использование линии пассажирскими и грузовыми перевозками также уменьшилось, а в плане модернизации Британских железных дорог предлагалась электрификация и модернизация параллельный бывший маршрут North British Railway и закрытие бывшей линии LDR. Электрификация была введена в эксплуатацию в 1960 году, а маршрут LDR был закрыт в 1964 году, за исключением короткого участка возле Думбартона.
Каледонская железная дорога была уполномочена в 1845 году построить свою магистраль из Глазго и От Эдинбурга до Карлайла: эта линия открывалась в 1847–1848 годах. В течение длительного периода планирования маршрута и получения Акта парламента Каледониан приступил к получению контроля над другими шотландскими железнодорожными компаниями. Многие другие линии продвигались в то время из-за легкого доступа к капиталу, и Каледониан быстро закрепил за собой железную дорогу Глазго, Пейсли и Гринок и договорился об аренде нескольких других линий, в основном к северу от центральной полосы.
В долине реки Левен и в самом Думбартоне было много промышленности, и независимые промоутеры выдвинули линию, которая будет проходить от Глазго до Думбартона и Баллоха. Связь в Глазго должна была быть с железной дорогой Эдинбурга и Глазго (EGR) около Коулэрса, в основном по нынешнему маршруту Вестертона. В 1846 году линия получила разрешительный акт парламента; она должна была называться соединительной железной дорогой Каледонии и Думбартоншира (C DJR).
Каледониан выразил интерес к линии и предложил сдать ее в аренду по завершении ее строительства и подписался на некоторые акции. C DJR решил, что Каледонская железная дорога будет лучшим партнером, чем EGR, и в 1847 году успешно представила в парламент еще один законопроект, в котором предлагалось переделать терминал в Глазго, чтобы соединить его с Каледонией.
На самом деле у G DJR были серьезные проблемы с привлечением капитала, и ей удалось построить свою линию только от Боулинга через Думбартон до Баллока. Терминал в Боулинге находился в бассейне канала Форт и Клайд ; В то время канал находился в процессе приобретения Каледонской железной дорогой. G DJR открылся в 1850 году.
Денег на строительство железной дороги было трудно достать, но после 1850 года ситуация улучшилась и привлекательность соединения Думбартона с Глазго привело к новому предложению: железная дорога Глазго, Думбартон и Хеленсбург. Он был разрешен в 1855 году и открыт в 1858 году. Он соединял конец с C DJR в Боулинге и простирался от Далреока до Хеленсбурга. C DJR сформировал центральный участок маршрута, и была согласована система распределения доходов. Компания была передана железной дороге Эдинбурга и Глазго в 1862 году, и эта компания вошла в состав Северо-Британской железной дороги в 1865 году.
Линия проходила от Глазго до Боулинг на северной стороне реки Клайд, но на некотором расстоянии от берега. В годы, прошедшие после строительства, промышленность развивалась все более интенсивно вблизи берега, особенно в Йокере и Клайдбанке. По мере того, как навигация на Клайде была улучшена, были развиты более крупные портовые сооружения, и в 1880 году в Стобкроссе был открыт док Квинс (сейчас это место Шотландского выставочного и конференц-центра ). Северо-Британская железная дорога построила ответвление к причалу.
В 1888 г. была разрешена Центральная железная дорога Глазго; Поддерживаемый Каледонской железной дорогой, он должен был пройти от Далмарока до Мэрихилла через центр Глазго с низкоуровневой станцией под Глазго-Централ и соединиться в Стобкроссе с обширными подъездными путями к докам. Линию было невероятно сложно построить, и она не открывалась до 1896 года. Она интенсивно использовалась для пригородных пассажирских перевозок, а также для грузовых поездов от и до дока.
Каледонская железная дорога не имела доступа к промышленным предприятиям и докам на северном берегу Клайда к западу от Стобкросса (кроме бассейна канала Боулинг канала Форт и Клайд, имеющего выкупил канал в 1853 г.). Компания использовала вариант написания «Данбартоншир».
В 1891 году парламентский законопроект был внесен для железной дороги Ланаркшира и Думбартоншира (LDR). Номинально она была независимой, хотя и поддерживалась сильной каледонской поддержкой, и 5 августа 1891 г. был принят закон о разрешении.
Линия была вынуждена идти по окольному маршруту с несколькими участки туннелей для проникновения в холмистый рельеф. Центральная железная дорога Глазго соединялась с Каледонией на южной стороне, но LDR должна была исходить из перекрестков в Балорноке, недалеко от Прованмилла, на линии, отходящей от конечной остановки на Бьюкенен-стрит, на северо-восточной стороне города. В 1883 году была открыта ветка от Балорнок до Гамильтонхилла; предназначен для обслуживания чугунолитейных заводов и других предприятий на маршруте канала Форт и Клайд. Маршрут огибал к северу от Спрингберн-парка, но проблемы с приобретением земли не позволили достроить линию в Гамильтонхилле. Маршрут LDR теперь должен был использовать первую часть линии Гамильтонхилла до Поссила, затем продолжаться на запад и переходить под рекой Кельвин до новой сквозной станции в Мэрихилле, соединяющейся с Центральной железной дорогой Глазго неподалеку оттуда. предоставление дальнейшего доступа к Stobcross.
От Мэрихилла LDR продолжили движение на запад, а затем на юг по туннелю к треугольному перекрестку у берега Клайда. Ветвь на восток вела через Партик к станции Стобкросс на Центральной линии; западное плечо продолжалось близко к реке через Скотстоун и Йокер, обслуживая многочисленные промышленные объекты, затем петляло на север у Клайдбанка. Пересекая и затем под линией Северной Британии, он продолжил путь между каналом Форт и Клайд и Клайдом до Боулинга, где он пересек на север канала и линию NBR, затем повернул к югу от NBR в Дамбаке до нового Думбартона. Восточная станция, наконец, присоединяющаяся к Северной британской линии на перекрестке Думбартон.
Линия Ланаркшира и Думбартоншира была первоначально предложена (в 1891 году), чтобы пройти через Думбартон до Абер-Бей, недалеко от монастыря Росс на восточном берегу озера Лох-Ломонд. Это должно было точно следовать линии северных британцев в пределах долины реки Левен. Дублирование вызвало значительную оппозицию жителей и акционеров, и был достигнут компромисс, согласно которому участок существующей линии от Думбартона до Баллоха будет объединен. Эта договоренность была подтверждена парламентским актом от 27 июля 1892 года и, между прочим, включала передачу под совместный контроль пароходов на озере Лох-Ломонд. От Dumbarton Junction линия NBR до Balloch должна была быть передана под совместный контроль между NBR, LDR и Каледонской железной дорогой в тот день, когда LDR открыла свою линию для пассажиров в этот пункт. Объединенный участок будет называться Объединенной железной дорогой Думбартон и Баллок.
Каледонская железная дорога подписала 82000 фунтов стерлингов на строительство линии, но большая часть капитала была легко подписана промышленниками в обслуживаемом районе; эффективный и удобный транспорт имел важное значение для тяжелой промышленности. Каледонский согласился работать на линии за 4% капитала.
Строительные работы начались 6 октября 1891 года.
26 ноября 1894 года открылась линия для товаров между Мэрихиллом и Балорнок-Джанкшен. Ответвление филиала в Гамильтонхилле пока оставалось подключенным, а после 1901 года оно стало хорошо использоваться для доставки припасов в больницу Рухилла. (Часть оставшейся неиспользованной земли была продана в мае 1919 года.)
Следующий участок открылся от Мэрихилл Сентрал через Келвинсайд и Кроу-роуд до треугольного перекрестка в Партик, а также между Стобкроссом и Клайдбанком 1 мая 1896 года.
Линия была продлена до Думбартона 15 июня 1896 года. Также открыта от Мэрихилл-Сентрал через Келвинсайд и Кроу-роуд до треугольного перекрестка в Партик 1 мая 1896 года.
Эти проходы предназначались только для товарных поездов. : Мэрихилл имел пассажирские перевозки с 10 августа 1896 года, Поссил - с 1 февраля 1897 года только для рабочих, и был полностью открыт с 1 октября 1897 года; в тот же день пассажирские перевозки достигли Dawsholm (Центральная железная дорога Глазго).
Линия на Думбартон была полностью открыта с 1 октября 1896 года, с которого была создана Объединенная железная дорога Думбартон и Баллок.
LDR обеспечила значительный бизнес на многих предприятиях тяжелой промышленности вдоль Клайда. ; Компания бесплатно обеспечивала подъездные пути от своей магистрали. Однако очень крупная фабрика Singer не обеспечивала грузовых перевозок в течение периода LDR: Северно-Британская железная дорога уже обслуживала ее и заключила с ней долгосрочное эксклюзивное соглашение о перевозках до завершения строительства линии LDR.
Линия LDR была построена на Каледонии, и ее доход гарантировался этой компанией; кроме того, Caledonian значительно увеличила свой пакет акций, и 1 августа 1909 года LDR была передана Каледонской железной дороге.
По мере роста судоходства 25 апреля 1907 года в Клайдбанке открылся новый док Ротсей. трафик из традиционных портов и доков. В ожидании этого Каледонская железная дорога построила соединительную линию от линии LDR. Поскольку линия находилась на виадуке в этом районе, ответвление расходилось с главной линии дальше на восток, в Скотстоуне, и шло к северу от Дамбартон-роуд, пересекая обратно под дорогой и главную линию LDR к западу от Йокер - Ренфрю Ферри. и Келсо-стрит.
Интенсивная концентрация промышленности вдоль северного берега Клайда привела к огромному потоку грузов и пассажиров на линию: рабочие преодолевали значительные расстояния в поездах, пользующихся Центральным вокзалом Глазго. Железная дорога. Конкуренция на трамваях была серьезной для обычных пассажирских перевозок, но концентрированные объемы поездок на работу и с работы могли выполняться только по железной дороге, и Каледонии и Северной Британии между ними контролировали.
В 1947 году канал Форт и Клайд и бассейн Боулинга все еще были важны:
Причалы простираются на 740 футов с шестью рядами рельсов, и есть пристань длиной 460 футов, выходящая к реке Клайд. Большое количество экспортируемого угля и импортных руд, минералов, железа и стали, а также общие перевозки обрабатываются в Боулинге...
Закон 1921 года о железных дорогах привел к «группировке» основных железнодорожных линий Великобритании, а с 1923 года Каледонская железная дорога была составной частью новой Лондонской Мидлендской и Шотландской железной дороги ; конкурирующая компания NBR была составной частью новой Лондонской и Северо-Восточной железных дорог, так что конкуренция продолжалась, и теперь эти две компании объединили совместную железную дорогу Думбартон и Баллок.
Железные дороги были национализированы в 1948 году, и линии в Шотландии стали частью нового Шотландского региона Британских железных дорог. Несмотря на то, что давление конкуренции было ослаблено, прежний маршрут LDR и маршрут NBR обслуживали разные жилые и промышленные районы, и в течение некоторого времени оба маршрута оставались в основном без изменений. Однако промышленные модели существенно менялись, особенно из-за роста дешевой тяжелой промышленности и добычи полезных ископаемых в Азии и Южной Америке, а также истощения многих угольных и железных карьеров Ланаркшира. Это привело к упадку отраслей, обслуживаемых железной дорогой. В то же время эффективность автобусных перевозок существенно повысилась, и стало ясно, что параллельные железные дороги нуждаются в модернизации и упрощении.
Было решено электрифицировать линию между Глазго и Баллоком и Хеленсбургом, но сохранить только один из дублирующих маршрутов: бывший маршрут NBR. Однако сразу к востоку от Думбартона бывшая линия LDR обслуживала промышленные комплексы, а также Восточную станцию Думбартона в большом жилом районе, так что часть маршрута была сохранена. Две линии подошли вплотную друг к другу в Данглассе, немного восточнее Боулинга, и там была проложена связь, так что поезда из Глазго по маршруту NBR могли перейти на линию LDR.
Новая договоренность началась с базового обслуживания 5 ноября 1960 года, когда ходили электропоезда между Глазго и Баллоком и Хеленсбургом. Полное обслуживание началось со следующего дня. Паровозы по маршруту LDR из Глазго в Баллох продолжали свое существование.
30 октября 1960 г. во время пробной эксплуатации произошел взрыв трансформатора в электропоезде в Чаринг-Кросс, Глазго; 13 декабря в Рентоне произошел серьезный взрыв в кабине охранника электропоезда, за которым последовали другие серьезные проблемы, и электричество было приостановлено. Паровозы возобновили работу (хотя некоторые паровые машины были окончательно выведены из эксплуатации). После модификации электрооборудования поездов 1 октября 1961 года нормальное электроснабжение было наконец возобновлено.
Обычное движение паровых поездов по маршруту LDR в Глазго продолжалось до 1964 года, когда эта линия была закрыта. Вся бывшая сеть LDR была теперь закрыта для пассажирских перевозок, за исключением участка между Данглассом и Думбартон-Джанкшен, на котором выполнялись новые частые электрические пассажирские перевозки, которые в настоящее время (2015 г.) обслуживает Abellio ScotRail.
Грузовые перевозки обслуживаются более отдельные участки трассы обслуживают производственные помещения. От Старого Килпатрика до Глазго продолжалось до 1993 года; в 1976 году было проложено соединение с линией NBR между Килбови и Клайдбанком, а участок LDR в восточном направлении был закрыт. Док в Clydebank продолжал обслуживаться из Stobcross до 1980 года; от Стобкросса до Поссила использовались до 1966 года; и участок от Поссила до Балорнок был закрыт в 1965 году.
.
С запада на восток на железных дорогах Ланаркшира и Дамбартоншира были: