Лалгуди Джаяраман | |
---|---|
Общая информация | |
Родился | (1930-09-17) 17 сентября 1930 г.. Эдаятумангалам, округ Тричинополия (ныне часть Лалгуди талук, округ Тиручираппалли ), Британская Индия |
Умер | 22 Апрель 2013 (2013-04-22) (82 года). Ченнаи, Тамил Наду, Индия |
Жанры | Индийская классическая музыка |
Род занятий (ы)) | Скрипач, композитор, |
Инструменты | Скрипка, ударные, синтезаторы |
Годы работы | 1942–2013 |
Лалгуди Гопала Айер Джаяраман (17 сентября 1930 - 22 апреля 2013) был индийским скрипачом, вокалистом и композитором Carnatic. Его обычно группируют с М.С. Гопалакришнан и Т.Н. Кришнан как часть скрипичной троицы Carnatic Music. Он был награжден Падма Бхушан Правительством Индии в 2001 году.
Среди его учеников были двое его детей Лалгуди Г.Дж.Р. Кришнан, Лалгуди Виджаялакшми, его сестра Лалгуди Шримати Брахманандам, известный музыкант С.П. Рамх (внук Шрилы Г.Н. Дандапани Айера), известный представитель Харикатхи Вишака Хари, ведущий певец-певец Сакетараман, Виттал Рамамурти, доктор Н. Шашидхар, композитор музыки из фильмов Гириш Г, Падма Шанкар, Канчан Чандран, Рагурам Хосахалли, Шринивасамурти, Паккала Рамдас, Санкари Кришнари Рамеш, Мумбаи Шилпа, Шрейя Девнатх, Критика Натараджан, Сестры Салем, Аруши Рамеш, ведущая Вайника Шрикантх Чари и номинированный на премию Оскар Бомбей Джаяшри Рамнатх.
Лалгуди Джаяраман, рожденный в семье ученика святого музыканта Тьягараджи, унаследовал суть карнатической музыки от его разностороннего отца, В.Р. Гопала Айера, который обучал его. Гопала Айер, солдафон, наставлял в юном Джаярамане черты сосредоточенности и дисциплины с помощью строгих уроков. Хотя Гопала Айер был суровым отцом и гуру, он не позволял юному Джаяраману даже точить карандаши, считая его нежные пальцы слишком драгоценными.
В возрасте 12 лет он начал его музыкальная карьера в качестве скрипача-аккомпанирующего музыкантам Carnatic, прежде чем стать выдающимся солистом.
Он расширил стиль игры на скрипке, изобретая совершенно новую технику, которая наилучшим образом соответствует потребностям индийской классической музыки. Музыка и создание уникального стиля, который стал известен как Лалгуди Бани. Джаяраман сочинил несколько «крити », «тиллан » и «варнамы », а также танцевальных композиций, которые представляют собой смесь рага, бхава, ритм и лирическая красота. Инструментальный талант Лалгуди проявляется в лирическом совершенстве. Он привнес в скрипку наиболее востребованный вокальный стиль, а его исполнения демонстрируют знание лирического содержания композиций. Лалгуди активно и научно учился самокритике своих выступлений и послушно писал подробные обзоры после каждого концерта, что поощрялось его отцом и гуру. Он не любил экспериментировать на сцене в своих сольных концертах и почти всегда планировал до мельчайших деталей, что привело к тому, что определенный критик назвал их интеллектуальными, а не эмоциональными по духу, но спонтанность и врожденный музыкальный гений Лалгуди часто проявлялись, когда он аккомпанировал ведущим. вокалисты.
Он всегда пользовался большим спросом на аккомпанирующих вокалистов и аккомпанировал таким выдающимся вокальным виртуозам, как Ариякуди Рамануджа Айенгар, Чембай Вайдьянатха Бхагаватар, М. Д. Раманатан, Семмангуди Шриниваса Айер, Г. Н. Баласубраманиам, Мадураи Мани Айер, Волети Венкатешварулу, Недунури Кришнамурти, К. В. Нараянасвами, Махараджапурам Сантанам, Д. К. Джаяраман, М.Баламураликришна, Т. В. Шанкаранараянан, Т. Н. Сешагопалан и маэстро флейты Н. Рамани. Отец запретил ему сопровождать артисток - обещание, которое он сдержал. Он много концертировал в Индии, а также за рубежом. Правительство Индии отправило его в Россию в качестве члена индийской культурной делегации. Его сопутствующее волшебство и быстрые ответы на различные вызовы, которые ставят главные артисты, остаются непревзойденными. Его достижения многочисленны, но главным из них является то, что он первым привлек международное внимание к стилю игры на скрипке карнатик. Он также представил новую концепцию музыкального ансамбля со скрипкой, venu (флейта) и veena в 1966 году, и дал несколько выдающихся концертов.
После приглашения его сыграть на Эдинбургском фестивале в 1965 году Иегуди Менухин, известный скрипач, впечатленный техникой и исполнением Лалгуди, подарил ему свою итальянскую скрипку. Лалгуди подарил Менухину танец из слоновой кости, танцующий Натараджу, когда Менухин посетил Индию.
Он также выступал в Сингапуре, Малайзии, Маниле и странах Восточной Европы. Его записи, представленные AIR New Delhi в Международный музыкальный совет, Багдад, Азиатско-тихоокеанский музыкальный трибуну и иракское вещательное агентство, были признаны лучшими и заняли первое место из 77 записей. получил из разных стран в течение 1979 года. Его пригласили дать концерты в Кельн, Бельгия и Франция. Правительство Индии выбрало его представлять Индию на Фестивале Индии в США, Лондоне, и он дал сольные концерты и концерты «Джугалбанди» в Лондоне, а также в Германии и Италии, получившие восторженные отзывы. обзоры. В 1984 году Шри Лалгуди совершил поездку в Оман, ОАЭ, Катар и Бахрейн, которое имело большой успех. Он написал тексты и музыку для оперного балета «Джая Джая Деви», премьера которого состоялась в 1994 году в Кливленде, штат Огайо (США), и ставилась во многих других городах США. В октябре 1999 года Лалгуди выступил в Великобритании под эгидой Sruthi Laya Sangham (Институт изящных искусств). После концерта была поставлена танцевальная драма «Панчешварам», сочиненная Лалгуди.
Его биография «Неизлечимый романтик» Лакшми Девнатха была опубликована посмертно в 2013 году. Она содержит предисловие ситариста Рави Шанкара. и отмечает свои 70 лет в музыкальной индустрии.
Джаяраман получил несколько титулов, таких как «Nada Vidya Tilaka» Ассоциации любителей музыки Лалгуди в 1963 году ». Падма Шри 'Правительством Индии в 1972 г., «Нада Видья Ратнакара» East West Exchange в Нью-Йорке, «Вадья Сангита Каларатна» Общества Бхарати, Нью-Йорк; «Сангита Чоодамани » Шри Кришны Гана Сабха, Ченнаи, 1971 г.; Государственный Видван Тамил Наду правительством Тамил Наду и награда Академии Сангита Натак в 1979 году и т. Д. Первая награда национального уровня Мемориала Чаудайя была вручена Шри Джаяраману главным министром Карнатаки. Он также получил почетное гражданство Мэриленда, США в 1994 году и Падма Бхушан правительством Индии в 2001 году. Он выиграл Национальную кинопремию. за лучшую музыкальную режиссуру за фильм Sringaram в 2006 году. В 2010 году Джаяраман стал сотрудником Sangeet Natak Akademi.
Лалгуди Джаяраман был женат Смт Раджалакшми и имел двоих детей: его сына Г.Дж.Р.Кришнана и его дочь Лалгуди Виджаялакшми. Оба идут по стопам своего отца и сами по себе известны. У него было три сестры Падмавати, вайника, Раджалакшми и Шримати, скрипачи. Шримати тоже научился у него игре на скрипке. Известный вина игрок Джаянти Кумареш - дочь его сестры Смта Раджалакшми.
Джаяраман умер 22 апреля 2013 года после остановки сердца в своем доме в Ченнаи. У него остались сын и дочь.
Наиболее известный своими тилланами и варнами Шри Лалгуди Джаяраман считается одним из самые плодовитые композиторы современности. Его сочинения охватывают четыре языка (тамильский, телугу, каннада и санскрит ), а также целый ряд раг. обычно не используется для варнамов или тиллан. Характерная для его стиля мелодия композиций маскирует тонкие ритмические замыслы. Его композиции очень популярны среди танцоров Бхаратханатьям, хотя они и стали стандартным изюминкой репертуара каждого ведущего карнатического музыканта. Его композиции включают:
Композиции | Рага | Язык |
---|---|---|
Чаламу сейанела | Валаджи | телугу |
Парама каруна | Гарудадхвани | телугу |
Ниве гатияни | Налинаканти | телугу |
Неевегаани | Мандари | телугу |
Валлабхай наяка | Моханакаляни | Тамил |
Деви ун паадаме | Девагандхари | Тамил |
Тирумал Маруга | Андолика | Тамил |
Уннаи яндри | Кальяни | Тамил |
Энто Премато | Бахудари | телугу |
Тарунам Эн Тайе | Саама | Тамил |
Джаладжакша Ни Падаме | Асавери | телугу |
Инта Тамасамела | Канада | Телугу |
Арунодаяме Анбин Вадиваме | Боули | Тамил |
Намбум Анбарккарулум | Вараму | Тамил |
Надасварупини | Ниламбари | телугу |
Энгум Нираи Дайваме | Хамсавинодини | Тамил |
Композиции | Рага | Язык |
---|---|---|
Иннам Эн Манам | Чарукеси | Тамил |
Сентил Нагар Мевум | Ниламбари | Тамил |
Девар Мунивар Тожум | Шанмукхаприя | Тамил |
Ангаярканни Анандам Кондейл | Рагамалика (Навараса пада варнам) Раги: Билахари, Хусени, Валаджи, Саранга, Сучаритра, Атана, Расикаприя, Сахана, Наданамакрия | тамильский |
|
|
Шри Лалгуди Джаяраман также настроил Свати Тирунал тиллану «Гиту Дхуника Така Дхим» в Раге Дханашри и установите композиции в их нынешнем виде, который затем стал очень популярным r
Крити | Рага | Язык |
---|---|---|
Винаякуннадева | Дхармавати | телугу |
Кандан Сейаландро | Наттакуринджи | Тамил |
Тен Мадурай Важ | Хамсарупини | Тамил |
Кумара Гуругухам | Шанмухаприя | Санскрит |
Ни Дайай Сейявидил | Бегада | Тамил |
Шри Джагадисвари Дурга | Ахир Бхайрав | Санкшрит |
Помимо этих сочинений, Шри Лалгуди джаяраман сочинил также джатисварам и свараджати. Джатхисварам в Расикаприя рага популярна среди танцоров Бхаратанатьям. Он также составил уникальную свараджати, которая демонстрирует концепцию Грахабхедама, используя раги Синдху Бхайрави, Ченчурутти, Моханакальяни, Бехаг и Тиланг. Он был очень востребованным мастером мелодии, который настраивал мелодии для множества песен и композиций, включая несколько крити Амбуджам Кришны.