Лакандула

редактировать
Лакан Дула
Лакан из Тондо
Править1521–1571
ПреемникАгустин де Легаспи
Полное имя ᜊᜓᜈᜂ ᜎᜃᜈ᜔ᜇᜓᜎ. Бунао Лакандула
Родился1503
Умер1575 ( в возрасте 71–72 лет)
Проблема

Батанг Дула. Дионисио Капулонг. Магат Саламат. Фелипе Салонга. Мария Полоин. Мартин Лакандула.

Луис Таклокмао (иногда также называемый Луисом Салугмоком)
РелигияРимский католицизм. (ранее Анитизм или Ислам )

Лакан Дула или Лакандула (Baybayin : ᜎᜃᜈ᜔ ᜇᜓᜎ, Abecedario : Lácandólá) было королевским именем последнего лакана (верховный правитель или первостепенное значение ) доколониального тондо, когда испанцы впервые завоевали земли Пасига Дельта реки на Филиппинах в 1570-х гг.

Из первых рук свидетельство испанского королевского нотариуса Эрнандо Рикеля. Возможно, он представился испанцам как «Сибунао Лакандола », что указывает для более поздних филиппинских историков, что его настоящее имя было «Бунао». Однако слово Лакан, которое в нынешней тагальской форме означает джентльмен, было титулом, эквивалентным принцу, означающим, что он был принцем Дулой. Позже он обратился в христианство и крестился Карлос Лакандола . Другой распространенный вариант имени - Гат Дула (альтернативно пишется как одно слово, Гатдула ). Иногда его ошибочно называют Раджа Лакандула, но термины «Раджа» и «Лакан» имеют одинаковое значение, и в этой области использовался исконный лаканский титул, в котором использовались оба слова «Раджа». и «Лакандула» одновременно избыточны и ошибочны.

Наряду с Раджахом Матандой и Раджахом Сулейманом он был одним из трех раджей, сыгравших значительную роль в Испанское завоевание дельты реки Пасиг государства в первые дни испанского колониального периода на Филиппинах.

Хотя неясно, представляло ли полное название «Лакандула» одно титульное имя во время его собственного При жизни несколько из его потомков в первые несколько поколений после его смерти стали называть себя «Лакандула из Тондо», приняв это имя как благородный титул.

Содержание

  • 1 Имя и титул
    • 1.1 Этимология «Лакандула»
    • 1.2 «Лакан» вместо «Раджа»
  • 2 Жизнь до прибытия испанцев
  • 3 Прибытие Легаспи, май 1571
  • 4 Битва при Бангкусай, июнь 1571
  • 5 Экспедиция в Пампангу и Булакан, конец 1571 года
  • 6 Атака Лимахонга, 1574 год
  • 7 Смерть
  • 8 Документальные источники
    • 8.1 Прямые отчеты и ссылки из документов периода
  • 9 Потомки
    • 9.1 Потомки
    • 9.2 Другие родственники
    • 9.3 Поздние потомки
  • 10 Наследие
  • 11 См. также
  • 12 Ссылки

Имя и титул

Со временем имя Лакандулы стало записываться по-разному. Однако, согласно свидетельству из первых рук, написанному Эрнандо Рикелем, королевским нотариусом, сопровождавшим Мигеля Лопеса де Легаспи, лорд Тондо определенно назвал себя «Сибунао Лакандола, лорд города Тондо», когда он отправился на борту корабля Легаспи с лордами Манилы 18 мая 1571 года. Лорды Манилы представились как «Раджа Аче Старый и Раджа Солиман Молодой, лорды и руководители города Манилы»

На странице 13 «Трещины в пергаментном занавесе» выдающийся историк Уильям Генри Скотт цитирует исходный текст Рикеля, который он нашел в испанских архивах в разделе «Archivo General de Indias Seccion Patronato leg. 24, no 24.» Соответствующая часть текста гласила:

... declaracion llamarse Raha Ache el Viejo y Raha Solimane el Mozo, senores y Principales del pueblo de Manila, y Сибунао Лакандола, главный дель pueblo de Tondo ... (курсив добавлен)

Современные историки обычно удаляют филиппинское слово «си», артикль, используемый для личных имен, из записанных имен в эту эпоху, потому что испанские писатели, которые еще не выучили местные языки, часто по ошибке включали его в филиппинский имена. Таким образом, сибунао, вероятно, происходит от "[Ако] си Бунао" = "[Я] есть Бунао". Таким образом, историки считают, что это означает, что Лакан представился как «Бунао Лакандула».

Этимология «Лакандула»

Банав был именем, которое дал владыка Тондо во времена испанцев. пришествие, и его титул "Лакан" означал "верховного правителя " (или, более конкретно, "первостепенное значение ") одного из крупных прибрежных поселений (известного как "баян" или «большой барангай ») тагальского народа . Остается решить вопрос о добавлении "дула". Это не могло быть фамилией, которую филиппинцы используют сегодня, потому что фамилии были введены в филиппинскую культуру позже, генерал-губернатором Нарциссо Клавериа и Залдуа 11 ноября 1849 года. Однако историк Хосе Н. Севилья и Толентино предположил что Дула - вовсе не личное имя, а местное слово, означающее «дворец», так что «Лакандула» было титулом на местном языке, «властелином дворца» правителей Тондо. Аналогично, Раджа Аче также упоминался как Раджа Матанда (Старый Раджа), в то время как Раджа Сулейман иногда упоминался как Раджа Муда или Раджамора (Молодой Раджа).

В варианте имени Гатдула слово или префикс Гат - это сокращенная версия тагальского почетного «Памагат», что в то время означало «дворянин», так что вариант буквально читался «дворцовый дворянин», что означало, по сути, то же самое, что и Версия Капампангана.

В любом случае, большинство современных историков продолжают называть его Лакандулой. Когда историки, такие как Дери и Скотт, объясняют, что его настоящее имя - Банав, они продолжают называть его Лакандулой. Хоакин делает нечто подобное, объясняя, что настоящее имя Лакана - Банав, а затем продолжает называть его Лакан Дула (отдельные слова) в своей рукописи «Манила, Моя Манила».

«Лакан» вместо «Раджа».

Поскольку термины «Раджа» и «Лакан» означают одно и то же, вариант названия «Раджа Лакандула» также никогда не использовался в первоисточниках, относящихся к Лакану Дуле, филиппинскому историку и национальный художник литературы Ник Хоакин старается указать, что термин Лакан, а не Раджа, использовался правителями Тондо.

Жизнь до прихода испанцев

Мало что известно о ранней жизни Банау Лакандулы до прибытия Легаспи. По словам народного артиста Ника Хоакина, «предполагается, что он коренной национальности» со смешанным тагальским и капампанганским происхождением. Хоакин добавляет, что «он был потомком короля Балагтаса».

Хоакин далее размышляет о религиозных верованиях Лакандулы:

«Лакан Дула Тондо, возможно, был необычным, поскольку не был ни иностранцем, ни мусульманином. на это указывает его использование местного термина Лакан вместо иностранного названия Раджа. Можно предположить, что Лакан дула... вырос в культах анито. Можно предположить, что он обратился в ислам, затем передумал и вернулся к своей родной вере

Хоакин также разъясняет экономический контекст правления Лакандулы над Тондо:

«Тондо заменил Намаян в качестве главного порта входа в Манильский залив. Тондо находился прямо на берегу моря. Это было его преимущество перед Намаян, который находился вверх по реке в глубине страны. Таким образом, торговые суда, которые заходили в залив, предпочитали выгружать свои товары в порту Тондо. И теперь именно король Тондо был ответственен за отправку товаров вверх по реке в общины на берегу озера, чтобы там можно обменять на местные продукты. Tondo w как, таким образом, распределительный центр, или перевалочный пункт, на дельте... Во времена Лакан Дула, Тондо был на пике своей карьеры перевалочного пункта... "

Согласно Скотту (1982), когда корабли из Китая Прибыв в Манильский залив, Лакандула снимал паруса и рули с их кораблей до тех пор, пока они не платили ему пошлины и сборы за якорную стоянку, а затем он сам скупал все их товары, немедленно оплачивая половину их стоимости, а затем выплачивая вторую половину по их возвращении в следующем году. Тем временем он торговал этими товарами с людьми, живущими дальше по течению, в результате чего другие местные жители не могли покупать что-либо напрямую у китайцев, а у Лакандула, который в результате получал неплохую прибыль.

Уильям Генри Скотт отмечает, что Августин Фрай Мартин де Рада Легаспи говорит, что тагалоги были «больше торговцами, чем воинами», а в другом месте отмечает, что корабли Мейнилы получали свои товары из Тондо, а затем доминировали в торговле на остальной части архипелага. Люди в других частях архипелага часто называют лодки Майнилы «китайскими» (Сина или Синина), потому что они пришли с китайскими товарами.

Прибытие в Легаспи, май 1571 г.

Когда Мигель Лопес де Легаспи прибыл в Манильский залив в мае 1571 года, Лакандула был там, чтобы встретить его. Впервые они встретились 17 мая, на следующий день после прибытия Легаспи в залив, когда Лакандула и Раджа Матанда поднялись на борт корабля Легаспи, чтобы обсудить с ним условия. В части этих обсуждений указывалось, что испанцы не будут приземляться в Тондо, а вместо этого приземлятся в Майниле, сожженном дотла годом ранее. Хоакин предполагает, что Лакандула «увидел бы, что Легаспи практичен. Сожженный и опустошенный, Майнила будет лучшим местом для укрепления, поскольку имеет более стратегическое значение». Фактически, Манила не была завоевана, но была оккупирована мирным пактом. который присоединился к Легаспи и трем королям Лакандула, Раджа Аче и Раджа Сулейман.

18 мая 1571 года Раджа Сулейман, Раджа Матанда и Лакан Дула признали суверенитет Испании над островами и провозгласили себя вассалами Испания. На следующий день, 19 мая, Легаспи высадился в Маниле и церемониально овладел землей в присутствии Солимана, Матанды и Лакандулы.

Лакандула помог построить дом для Легаспи и форт для испанцев., подарив им четырнадцать артиллерийских орудий и двенадцать банок с порохом, подарок, который очень ценили испанцы, у которых заканчивались боеприпасы.

Вскоре после этого Лакандула и его сыновья крестились как католики. В честь церемонии испанцы выпустили из Манилы артиллерию и аркебузы. Бунао Лакандула взял себе имя Дон Карлос Лакандола после Карла I Испании.

Битва при Бангкусай, июнь 1571

Когда испанцы впервые прибыли в Манилу, их любезно приняли, но со временем местные жители понял, что это означало подчинение им. Это было незадолго до того, как испанская власть в Лусоне была оспорена. Первое сражение произошло 24 мая 1570 года, в котором туземцы потерпели поражение. Месяц спустя Тарик Сулейман из Макабебе напал на Манилу, убедив Раджу Сулеймана присоединиться к битве против Легаспи. Силы Макабебе и Сулеймана потерпели поражение, а Дату Макабебе был убит в ходе истории, записанной как Битва при проливе Бангкусай. (Сходство имен вызвало некоторую путаницу между этими двумя лидерами, но Тарик Сулейман и Раджа Сулейман были разными людьми - один выжил в битве, а другой - нет.)

Лакандула отказался присоединиться к Макабебе и Сулейману. коалиции, но среди пленных, взятых испанцами после битвы, были два его племянника и несколько его офицеров. На допросе они сказали, что были на месте происшествия только в качестве наблюдателей, а не в качестве комбатантов. Легаспи позволил им уйти, чтобы продемонстрировать свою уверенность в Лакандуле.

Хоакин отмечает, что это был мудрый выбор со стороны Легаспи:

«Если раньше он вел двойную игру, то теперь Лакан Дула искренне поддержал Возможно, именно он убедил беглого Солимана сдаться и вернуться к милости Легаспи ».

Экспедиция в Пампангу и Булакан, конец 1571 года

Позже в том же году Легаспи послал Мартина де Гоити распространить испанское владычество на народы нынешних провинций Булакан и Пампанга, особенно на территории Лубао с Макабебе, Гуагуа 14 сентября 1571 г. Через месяц они захватили Калампит и Малолос 14 ноября того же года. Легаспи уступил эти поселения испанскому правлению. Он послал с ним Лакандулу и Сулеймана, потому что, как говорится в одном из рассказов, «если такой великий вождь пойдет с ним, когда тагалоги и пампанго увидят, что он повиновался Его Величеству, они тоже сделают это». 39>

Продолжение повествования:

«Лакандола согласился уйти, и служил на двух кораблях, предоставленных за его счет, и отличился, оказав большую услугу Его Величеству, и пошел, чтобы упомянутые Пампанго повиновались ему.

Эти лодки были joangas (karakoa ), тип морского судна, способного перевозить 300 человек каждая, которые, как указывает Дери, были обычное явление в Приморской Юго-Восточной Азии.

Нападение Лимахонга, 1574

Тесные связи Лакандулы с испанцами продолжались, несмотря на смерть Легаспи 20 августа 1572 года и его замену на посту губернатора, бывшего начальником колонии. казначей. Владение островами безуспешно оспаривалось соперничающей экспедицией под командованием китайского пирата Ли-ма-хуна, объявленного вне закона Небесным императором Китая. Лакандула был рядом, чтобы помочь отразить вторжение корсара Лимахонга, когда он прибыл, чтобы попытаться разграбить Манилу в 1574 году. Лакандула смог поднять восстание против испанцев. Туземцы с острова Миндоро тоже восстали, но все эти беспорядки были разрешены отрядом солдат.

Смерть

Упоминаний о смерти Лакандулы немного, но Скотт указывает, что он умер в 1575 году "три лет спустя "Легаспи и Раджа Матанда, которые оба умерли в 1572 году.

Роль Лакандулы как правителя Тондо взял на себя его внучатый племянник и приемный сын Раджи Солимана, Агустин де Легаспи.

Агустин де Легаспи, который был женат на двоюродной сестре султана Болкиаха, руководил Тондо как территорией под испанским владычеством, пока не восстал против них в 1587–1588 гг. Восстание лаканцев и был свергнут и убит в результате.

Согласно Фраю Гаспару де Сан-Агустину в «Conquistas de las Islas Filipinas 1565–1615», как цитирует Кимуэлл-Габриэль (2013), Лакандула правил Тондо из возвышенного участок недалеко от Манильского залива, обращенный к берегу и напротив рыбацких жилищ. Согласно местным устным историям, это место в конечном итоге стало местом приходской церкви Сто Ниньо из Тондо.

Документальные источники

Первичные документальные источники о Лакандуле немногочисленны, поэтому споры об истинном названии Лакана. Дери выделяет три типа источников, касающихся Лакандулы:

  • прямые отчеты о завоевании Легаспи в 1571 году и косвенные ссылки из других документов того периода;
  • группа записей в Национальном архиве Филиппин, совместно именуемая «Лакандола» Документы », содержащие в основном генеалогические документы XVIII века; и
  • фольклор, который «предполагает предшествующее происхождение, где документация окончательно идентифицирует только потомков».

Прямые отчеты и ссылки из документов того периода

В его «Библиографическом эссе» в конце его книги «Барангай: филиппинская культура и общество шестнадцатого века» Уильям Генри Скотт выделяет три рассказа, непосредственно описывающих события жизни Лакандулы:

  • отчет, написанный самим Мигелем Лопесом де Легаспи;
  • отчет королевский нотариус Эрнандо Рикель, который участвовал в экспедиции Легаспи; и
  • третий отчет, который является анонимным, но который, по мнению Скотта, вероятно, написан королевским нотариусом Эрнандо Рикелем.

Скотт выделяет этот третий отчет как особенно полезный, поскольку он включает в себя осторожность наблюдения за островами и людьми, с которыми контактировал .

Скотт также определяет другие учетные записи, которые напрямую не относятся к этому случаю, но предоставляют дополнительную информацию об условиях на тот момент. К ним относятся два отчета о путешествии Магеллана, отчеты о нападениях на Борнео в 1578–1579 годах, письма королю от королевского аудитора Мельчора де Авалоса, отчеты более поздних генерал-губернаторов, передающие детали в свидетельских показаниях о деятельности августинцев (последние два записаны по делу Блэра и Робертсона), Переписка Августина Фрая Мартина де Рада, отчеты Relacion и Хуана де Пласенсиа, а также боксерский кодекс, которые «могут быть датируется 1590 годом по внутренним свидетельствам ".

Потомки

Дети

Лакан Дула был самым плодовитым из древних правителей Лусона. Его потомки разбросаны по всему региону Капампанган во время испанской колониальной эпохи. Генеалогическое исследование филиппинского историка Лучано П.Р. Сантьяго показывает, что Лакан Дула был отцом по крайней мере пяти детей:

  • Батанг Дула, старший сын Лакана Бунао Дула;
  • Дон Дионисио Капулонг, Дату Кандаба ;
  • Дон Магат Саламат, который позже будет править Тондо со своим двоюродным братом Агустином де Легаспи после смерти Лакандулы, и который затем был казнен испанцами в 1588 году за его роль в Восстание лаканцев ;
  • Дон Фелипе Салонга, Дату Пулу ;
  • Донья Мария Полоин, его единственная исторически зарегистрированная дочь, вышедшая замуж за дона Хуана Алонсо Талабоса; и
  • дон Мартин Лакандула, вступивший в Орден августинцев в качестве брата-мирянина в 1590 году.

В других документальных источниках также упоминается «Дон Луис Таклокмао» (или «Салугмок»), предполагаемый сын Лакандула, убитый во время китайского восстания 1603 г., сражаясь с китайскими повстанцами.

Другие родственники

Местные народные легенды рассказывают, что конкистадор Хуан де Сальседо влюбился с 18-летней дворянкой по имени «Даянг-дайанг Гандарапа», которая, как говорили, была племянницей Лакандулы.

Более поздние потомки

В 1990 году филиппинский историк Лучано PR Сантьяго написал статью для Philippine Quarterly of Culture and Society, в которой подробно описываются личности и истории жизни некоторых из потомков Лакана Дула, в основном на основе «документов Лакандолы », сборника юридических документов. документы хранятся в Национальном архиве Филиппин. Другой филиппинский историк в своей книге 2001 года «История невнятного» отмечает, что предполагаемый документ 1539 года под названием «Воля Фернандо Маланга Балагтаса », который, хотя его точное происхождение было определено как сомнительное,, подтверждает информацию из документов Лакандолы.. Лакандола из Араята произошла от одного из внуков Лакана Дула из Тондо по имени Дола, который из Сан-Луиса, Пампанга. Когда Дола вышла замуж, она настояла на том, чтобы использовать фамилию Лакандола для своих детей, чтобы поддерживать связь с его дедом из Тондо и частично, чтобы скрыться от испанских властей. Она была замужем за испанским метисом по фамилии Рейес. a Macapagal.

Дери, Скотт и Сантьяго рассказывают, что привилегии, предоставленные потомкам Лакана Дула, были прекращены на некоторое время после смерти Лакана Дулы, потому что некоторые из потомков вступили в конфликт с Испанские власти. Согласно Дери, в документе Балагтаса говорится, что эти привилегии были восстановлены, когда Хуан Макапагал, который утверждал, что является правнуком Лакана Дула (через сына Дионисио Капулонга, Хуана Гонсало Капулонга), помог испанским властям подавить Маниаго 1660 г. восстание, восстание Малонга 1660-61 и Алмазанское восстание 1661 года, исполнявшие свою роль Мастера лагеря и Дату Араята.

В 1758 году он был создан для защиты прав и привилегий капампанганских потомков Лакана Дула, гарантированных испанской короной. Во время британского вторжения 1762–64, потомки Лакана Дула, сосредоточившиеся в провинции Пампанга, сформировали роту добровольцев для борьбы с британцами и получили автономию от генерал-губернатора Саймона де Анда.

Macapagal ( редкий вариант: Макапагал) - это филиппинская фамилия, происходящая от языка Капампанган. Семья утверждает, что она имеет благородное происхождение от законных внуков Лакандулы, последнего «王» или короля тондо «東 都» (Dongdu). Это единственная известная ветвь королевской семьи Селудонга, пережившая вторжение Империи Маджапахит, погром султаната Брунея против местных членов королевской семьи, резню китайского военачальника Лимахонга и последствия Заговора Тондо. Семья выжила благодаря тому, что Мартин де Гоити отдал свою дочь-местизу (наполовину ацтеков и наполовину испанцев) замуж за Батанг Дула. Со временем они объединили потомков двух других царских домов: дома Раджи Матанды (ऋअज ंअतन्द) и дома Тарика Сулеймана (سليمان). Семья затем мигрировала в Пампангу и Северный Самар после того, как испанцы взяли под свой контроль Манилу.

По генеалогическим подсчетам Сантьяго, среди выдающихся потомков Лакан Дула 20-го века были бывшие президенты Филиппин Диосдадо Макапагал и Глория Макапагал-Арройо, бывший президент Сената Филиппин Ховито Салонга, международная знаменитость Леа Салонга, пионер филиппинского промышленника и бывший президент Сената Филиппин Гил Пуйят.

Наследие

Знак отличия Ордена Лакандула
  • Орден Лакандула - одна из высших наград, присуждаемых Республикой Филиппины. Это орден за политические и гражданские заслуги, присуждаемый в память о преданности Лакана Дулы ответственности лидера, благоразумия, силы духа, отваги и решимости в служении своему народу.
  • BRP Раджа Лакандула (PF-4) был эсминцем сопровождения / фрегатом и единственным эсминцем эсминца эсминца бывшего USN типа «Эдсалл», который служил флоту Филиппин. Он также был флагманом ВМС Филиппин с 1981 по 1988 год. Вычеркнутый из Списка ВМС в 1988 году, он все еще использовался в качестве стационарного корабля-казармы в Subic Bay с 1999 года.
  • Ряд начальных и средних школ Лакан Дула названы в честь Лакан Дула, особенно в городе Манила и провинции Пампанга, которые тесно связаны с Банав Лакан Дула.

См. Также

Ссылки

Королевские титулы
Предшественник. Раджа Матанда Лакан из Тондо и Сабаг . 1558–1571Преемник. Раджа Сулейман
Последняя правка сделана 2021-05-26 11:27:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте