Люди Лайкипиак были сообществом, населявшим плато, расположенное на восточном склоне Рифт-Валли в Кения, которая сегодня носит их имя. Считается, что они возникли в результате рассеивания квави масаи в 1830-х годах. Они были одной из двух значительных частей этого сообщества, которые остались вместе. Другой - Уасин Гишу, с которым они позже объединились против масаи.
Согласно рассказам, рассказанным Томпсону в 1883 г., община, именуемая «ва-квафи» (квави), разделилась после серии несчастий. это постигло их «около 1830 года...».
Томпсон отмечает, что первоначальным домом «ва-квафи» был «большой район, лежащий между Килиманджаро, Угоно и Паре на западе, и Тейтой, и Усамбара на востоке. Квави подверглись нападению масаи, будучи ослаблены их «несчастьями», в результате чего община была разбита и разбросана по разным углам.
Однако не все ва-квафи были рассеяны таким образом., потому что большая часть клана держалась вместе и умудрилась прорезать свой путь через Кикую и достичь Ликипии, где они поселились.. Другая часть пересекла меридиональный желоб и достигла противоположной половины е плато в Гуас Нгишу. В обоих местах они нашли превосходные пастбища и много места для локтей, и какое-то время они оставались там тихо...
— Джозеф Томпсон, 1883Согласно преданиям масаев, записанным Макдональдом (1899), Ликипия обнаружила Огиек на плато и привел их под свое покровительство.
Согласно масайским традициям, записанным Макдональдом, территория Лайкипиак простиралась на плато, известное сегодня как Лайкипия Вслед за фрагментацией лойкопского общества. Чаунси Стиганд делал записи, основанные на информации, которую он «получил от Масаи, Самурра, Рендиле и Бораны, относительно« старого Лайкипиа Масаи », которого, по его словам, звали Лойкоп. Он отмечает это;
... страна к северу от Гилгила и простирающаяся от этого места до Бораны в прежние времена называлась "Лайкипия", название, которое теперь ограничено плато между севером от Абердареса и горами Лорогай. 59>Масаи, проживающие в этом урочище, назывались «Лойкоп» или «народ страны Лайкипия»...
— Стиганд, Ш. (1913)Рассказы, собранные Стигандом в Северная Кения в период 1877-1919 гг. представляет собой период роста могущества Лойкопа.
Что касается Лойкопа, то они, кажется, стали очень могущественными, и их набеги якобы распространились на восток, в Сомалиленд. Во всяком случае, несомненно, что они совершили набег на Нгонг, и борана говорят, что они достигли Дирри, к востоку от озера Стефани, в этом месте Борана были на грани падения еще дальше перед ними, когда они решили сделать последнее усилие. Таким образом, собрав всех доступных людей отовсюду и много лошадей, они сумели изгнать их из своей страны.- Стиганд, c.1919
Томпсон (1883) отметил, что «ва-квафи» Гуас'Нгишу и Ликипии, увеличившись в численности и набравшись смелости, объединились, чтобы вести войну с масаи. Ему сообщили, что это было примерно за пятнадцать лет до этого, то есть около 1870 года. Холлис в своем рассказе о масаи записал похожие рассказы, произошедшие примерно в то же время. Он отмечает, что «примерно в 1850 году Туркана вытеснила самую западную ветвь масаев с запада к югу от (озера Туркана)». Он утверждает, что «где-то примерно в то же время - в то время, когда один старик может вспомнить, согласно местному выражению - масаи, жившие на плато Уасин Гишу, напали на жителей Найваши». Позже масаи Найваши вступили в союз с масаи Килиманджаро.
Многие отчеты конца 19 века фиксируют конфликт между масаи и альянсом Лайкипия / Уасин Гишу Квави. Все они отмечают, что этот конфликт закончился последующим уничтожением последнего. Макдональд, например, дал краткий обзор конфликта.
Между масаи и Гуаш Нгишу, которым помогли их родственники из Ликипии, вспыхнула гражданская война. После нескольких начальных поражений масаи оторвали Самбур Ликипии от враждебного союза, а затем сокрушили Гуаш Нгишу так сильно, что последние больше не могли противостоять обездоленным Нанди и их родственникам и прекратили свое существование как племя. 101>- MacDonald, 1889С точки зрения Стиганда (т.е. северных счетов) окончательное исчезновение лаикипии произошло из-за конфликта с южными масаи. В его отчетах есть упоминания о воинах Лайкипии, прыгающих или сбиваемых со скалы. Это обычное упоминание в фольклоре ряда кенийских общин.
... они решили атаковать и полностью сокрушить южных масаев... Имея это в виду, они двинулись вниз по Рифтовой долине, и, опасаясь набега со стороны своих северных противников, пока они были далеко, они принесли все их скот, женщины, дети и имущество, с ними.. Когда южные масаи услышали, что они идут, они объединились и вышли им навстречу. Они встретили Лойкопов к северу от Накуру (и) после отчаянной встречи, Лойкопы постепенно были отброшены в западном направлении. Не зная страны, они не знали, что кратер Менегай, стена которого обрывается отвесно над равниной, был позади них.. Подойдя к краю, южная армия удвоила атаку, и Лойкоп внезапно повернулся, чтобы взлететь, и бежал за край кратера, и те, кто не был убит противником, осыпались на дно.- Стиганд, c.1919
Проф. Чиарунджи Чесайна (1991) писал о конфликте, который произошел между «Сикьинет'аб Каплонг'оле» (клан района лонг'оле) и масаи. Говорят, что клан лонг'оле жил на горе с «плоской вершиной», которая была окружена густым колючим лесом, в который было трудно проникнуть. Этот клан был сильным, они, как говорят, победили ряд соседних кланов, став «бонникаб борорионото» (свободно правителями своего сообщества). Впоследствии они возгордились и в этом высокомерии противопоставили себя своим далеким соперникам - масаи.
Говорят, что они подстрекали масаев к войне, послав им «точильный камень», которым они точили копья. Когда первоначальное приглашение к войне было отклонено, враждующий клан Лонг'оле послал второго гонца с еще большим точильным камнем.
Традиции Восточных Покотов прослеживают происхождение конфликта с Самбуру и Нджемпс от вождя Восточных Покотов по имени Лувалан. Этот вождь послал человека тугена с холмов Камасия с посланием масаи. Тогда масаи жили в районе нынешнего Накуру. Туген получил телку в качестве награды за согласие принять послание.
Однако другие традиции рисуют совершенно иную картину. Они заявляют, что «вождь Лувалан» призвал к мирному собранию, чтобы мирным путем разрешить спор, возникший из-за доступа к реке.
Согласно рассказу, вождь Лувалан созвал мирное собрание, на которое «Тугены» не пришли. Далее они запретили «Восточному Покоту» доступ к реке. «Вождь Ловалан», как говорят, созвал другое мирное собрание и дал условия для посещения. «Тугены» должны были быть вооружены стрелами, но без луков и без веревок, а «Восточный покот» - с палками для копий без копья на них и стрелами без луков и веревок .
- Чероп Чемветич, Туген (приблизительно 90 лет в 1991 году)
- Чероп Чемветич, Туген (около 90 лет в 1991 году)
Джозеф Томпсон в 1883 году наткнулся на заброшенную деревню, которую назвал Дондоле.
... Наш путь должен был быть почти на запад, но по обрывам подняться было невозможно. Поэтому мы были вынуждены держаться почти строго на север, вдоль вторичной линии разлома... там было несколько линий подъема (или депрессии)..., увенчанных прекрасными деревьями. Наконец, около полудня мы вышли из обломков обрыва и остановились на вздымающемся просторе плато на высоте 8400 футов. Вскоре после этого мы разбили лагерь в густой роще можжевельника, в которой мы нашли заброшенную деревню Андоробо - охотничье племя страны масаев. Район называется Дондоле, что, как мне известно, означает «всеобщая (то есть ничейная земля) из-за непрекращающихся ссор за владение, которые имели место между масаи Кинангопа и масаи (ва -kwafi) из Ликипии.- Джозеф Тмпсон, 1883
Согласно рассказам, переданным Томпсону, квави были рассеяны и рассеяны как мигранты по ряду областей и сообществ, в том числе;
Макдональд отметил, что выжившие в этом конфликте были в то время разбросанными остатками в «Нанди, Кавирондо или Кетош».
Джонстон (1886) признал, что лойкопы были «разделены на множество классов, племен и даже независимых наций ». Он сгруппировал отдельно подразделения масаи и подразделения квави, отметив, что более поздние были« оседлыми земледельцами ». Подразделениями квави, которые он признал, были:
Straight et. Я отмечаю, что самбуру благодаря нескольким особенностям ландшафта «понимают свое отношение к предкам, как победоносным, так и ассимилированным». Что касается лаикипиа, они заявляют: «... И когда лаикипиак были закончены [уничтожены], они перешли к другим подкланам, и другие этнические группы сделали их своими. Итак, лаикипиак не закончили, они все еще среди многих людей.... И они также среди нас Лмасула [секция Самбуру] ».
- риторически спросил другой старейшина Самбуру из наследия Лайкипиа; Есть ли где-нибудь, где нет Лайкипиак?
Нет! "Они плескались"