Лафайетский доллар

редактировать
Серебряная монета, выпущенная в рамках участия Соединенных Штатов во Всемирной выставке в Париже 1900 года

Лафайетский доллар
United Штаты
Значение1 Доллар США
Масса26,73 г (412,5 gr )
Диаметр38,1 мм (1,5 дюйма)
Кромкарифленая
Состав
Серебро0,77344 тройская унция
Годы чеканки1899 г. (на монете указана дата 1900 года)
Тираж50 026 (за вычетом 26 пробирных монет и 14000 плавленых)
Отметки монетного двораНет. Все образцы отчеканено в Монетный двор Филадельфии без отметки монетного двора.
Аверс
Лафайетский доллар аверс.jpg
ДизайнОбъединенные бюсты Вашингтона и Лафайета
ДизайнерЧарльз Э. Барбер
Дата дизайна1899
Реверс
Лафайетский доллар reverse.jpg
ДизайнКонная статуя Лафайета
ДизайнерЧарльз Э. Барбер
Дата проектирования1899

доллар Лафайета - выпуск серебряной монеты. изд. в рамках участия США в Парижской всемирной выставке 1900 г.. Изображая Жильбера дю Мотье, маркиза де Лафайета с Джорджем Вашингтоном и спроектированный главным гравером Чарльзом Э. Барбером, это был единственный США. серебряный доллар памятный до 1983 года и первый доллар США. монета с изображением американских граждан.

Начиная с 1898 года видные американцы стремились установить в Париже памятник Лафайету, французу, который участвовал в Войне за независимость США. Среди этих сторонников был чикагский бизнесмен Фердинанд Пек, которого президент Уильям МакКинли избрал генеральным комиссаром выставки. Пек сделал предложение памятника частью американских планов относительно Парижа и поручил Мемориальной комиссии Лафайета собрать средства для этого. Частью этого сбора средств стала памятная монета в один доллар, одобренная Конгрессом 3 марта 1899 года.

На лицевой стороне изображены соединенные бюсты Вашингтона и Лафайета. Барбер заявил, что основой для его работы была скульптура Вашингтона Жана-Антуана Гудона и медаль Лафайета 1824 года Франсуа-Огюстена Конуа. Для реверса он использовал ранний набросок планируемого памятника, разработанный Полом Вэйландом Бартлеттом, чья фамилия указана на основании статуи на реверсе. Монеты не были проданы, и 14 000 были позже переплавлены Казначейством США. Доллар Лафайета оценивается от нескольких сотен до десятков тысяч долларов, в зависимости от состояния.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Начало
  • 3 Подготовка
  • 4 Дизайн
  • 5 Производство и последствия
  • 6 Сбор
  • 7 Ссылки и библиография

Предпосылки

Жильбер дю Мотье де Ла Файет родился 6 сентября 1757 года в знатной французской семье. Когда мальчику было меньше двух лет, его отец был убит в битве при Миндене, в результате чего малыш стал богатым дворянином. Молодой маркиз женился в 1774 году.

В 1775 году, находясь на военной службе в Меце, Лафайет получил известие об американской революции в Тринадцать колоний. Молодой офицер быстро пришел к выводу, что американское дело благородно. Узнав, что Второму Континентальному Конгрессу не хватает средств, Лафайет нанял корабль за свой счет и в 1777 году отплыл в Америку, хотя сначала он получил холодный прием со стороны Конгресса. Так много иностранных офицеров стремились стать частью Континентальной армии, что ее командующий генерал Джордж Вашингтон попросил больше не вступать в бой. Заявление Лафайета, не требовавшее оплаты, в конечном итоге увенчалось успехом. Конгресс получил письмо от американского посланника во Франции Бенджамина Франклина, в котором говорилось, что семья Лафайета богата и влиятельна. Франклин призвал Конгресс принять Лафайета, а также уберечь его от действий, чтобы его смерть не навредила делу Америки.

В июле 1777 года Конгресс послушно проголосовал за назначение Лафайета в качестве генерал-майора и отправил его на встречу Вашингтон. Между мужчинами сложились очень близкие отношения, несмотря на разницу в возрасте в четверть века. Желание Франклина обеспечить безопасность Лафайета было сорвано желанием молодого человека оказаться там, где бушевали сражения, и он был ранен в битве при Брендивайне в сентябре 1777 года. Франция вскоре вступила в войну на стороне Америки и была способствует победе. Лафайет помог возглавить решающую кампанию в Йорктауне, приведшую к капитуляции генерал-лейтенанта лорда Корнуоллиса вместе со всей его армией, что решило судьбу войны в пользу американцев.

Пусть всегда будет стоять этот огромный Храм Свободы, урок угнетателям, пример угнетенным, святилище прав человечества! И пусть эти счастливые Соединенные Штаты достигнут того полного великолепия и процветания, которое проиллюстрирует благословения их правительства, и на века грядущие будут радовать покойные души его основателей.

Жильбер дю Мотье, маркиз де Лафайет, выступление перед комитетом отправлено чтобы проститься с ним, 1784

Лафайет вернулся во Францию ​​после 1781 года, став национальным героем обеих стран. Он вернулся в Соединенные Штаты в 1784 году, его последний визит за 40 лет. Во Франции он занялся политикой, отдавая предпочтение конституционной монархии. Он получил должность и командование после Французской революции, но был схвачен австрийцами в 1792 году, оставаясь в плену в течение пяти лет. После того, как Наполеон организовал его освобождение, Лафайет остался в своих поместьях и вдали от политики во время правления императора. После восстановления монархии в 1815 году он снова занялся политикой, заседая в палате депутатов.

. В 1824 году американский Конгресс единогласно проголосовал за избрание президента Джеймса Монро. пригласить Лафайета вернуться в качестве гостя нации. Маркиз и его сын Джордж Вашингтон Лафайет прибыли в Нью-Йорк на грандиозное торжество. За следующие полтора года Лафайет посетил все 24 штата. Ему были вручены бесчисленные почести и подарки, в том числе земля во Флориде. Маркиз вернулся во Францию ​​в 1825 году и умер в 1834 году. Один из восьми человек, ставших почетным гражданином Соединенных Штатов, согласно Арни Слабо в своей книге о памятных монетах, «Лафайет стал таким. популярны и уважаемы в обеих странах за то, что дружба, которую он помог укрепить между двумя народами, продолжается и по сей день ".

Начало

В марте 1898 года в Конгрессе была представлена ​​резолюция о комиссии по установить памятник Лафайету в Париже от имени Соединенных Штатов. Законопроект был принят Сенатом, и слушания прошли в Комитете Палаты представителей по иностранным делам. Чикагский бизнесмен и филантроп Фердинанд Пек свидетельствовал в поддержку законопроекта, который, хотя и одобрен комитетом, не был рассмотрен Палатой представителей из-за более высоких приоритетов во время испано-американской войны.

Позже в 1898 году Президент Уильям МакКинли назначил Пека Генеральным комиссаром Соединенных Штатов на Всемирной выставке 1900 Exposition Universelle, Всемирной выставке, которая состоится в Париже, Франция. Пек возродил предложение Лафайета как часть американского участия в ярмарке и создал Мемориальную комиссию Лафайета для надзора за проектом памятника. Комиссия должна была обеспечить открытие памятника 4 июля 1900 г. - в день Независимости, а также в День Соединенных Штатов на выставке. 1 сентября 1898 года Пек назначил в комиссию ряд видных американцев, в том числе сенатора от Айовы Уильяма Б. Эллисона, государственного секретаря Уильяма Р. Дея, архиепископа Джона. Ирландия и преподобный Эдвард Эверетт Хейл. В состав комиссии входили казначей, финансовый контролер (и будущий вице-президент Соединенных Штатов ) Чарльз Г. Доус и секретарь Роберт Дж.. Томпсон.

Сбор средств для строительства памятника Лафайету был основным компонентом работы комиссии, и она стремилась привлечь к проекту американские школы и школьников. 19 октября 1898 года - 117-я годовщина капитуляции Корнуоллиса в Йорктауне - было объявлено первым «Днем Лафайета» 42 губернаторами или уполномоченными по вопросам образования штатов или территорий. Хотя президент Мак-Кинли не издавал подобного заявления, он все же похвалил этот план в письме, напечатанном в прессе. Во многих школах соблюдались специальные церемонии в честь Лафайета (наряду с соответствующими планами уроков), и учеников призывали жертвовать центов в честь французского патриота. В результате мероприятий в школах было получено в общей сложности 45 858,30 долларов США; эти учреждения были снабжены в следующий день Лафайета (который должен был проводиться ежегодно) богато украшенными квитанциями, подписанными Доусом и предназначенными для передачи потомкам.

Еще одним предложенным способом оплаты статуи была памятная монета. В начале 1899 года комиссия добивалась принятия закона, согласно которому ей было выделено 50 000 долларов в виде 100 000 памятных полдолларов, которые можно было продать населению с премией. Такой метод помог финансировать (хотя и с переменным успехом) Всемирную Колумбийскую выставку 1893 года в Чикаго. Вместо этого Конгресс принял решение, и 3 марта 1899 года Мак-Кинли подписал законопроект о гражданских ассигнованиях, который включал в себя предоставление комиссии 50 000 серебряных монет номиналом 1 доллар. Слитки для чеканки должны были быть куплены на открытом рынке, а не из оставшихся запасов Монетного двора, приобретенных в соответствии с отмененным Законом Шермана о покупке серебра, хотя Монетный двор не будет исчерпывать свои запасы на основании этого закона. до 1904 года. Конгресс установил потолок стоимости серебра в 25 000 долларов. В данном случае Казначейство США купило 38 675 875 тройских унций серебра за 23 032,80 доллара. Дизайн должен был быть выбран директором монетного двора с одобрения министра финансов.

Подготовка

директора монетного двора Джорджа Робертса на его медаль Монетного двора, разработанная главным гравером Чарльзом Э. Барбером

После принятия законопроекта Бюро главного гравера монетного двора Чарльз Э. Барбер взял на себя личное руководство проектом, стремясь избежать задержек и споры, которые касались двух предыдущих памятных знаков, колумбийских полдоллара и квартала Изабеллы. 24 марта 1899 года директор монетного двора Джордж Э. Робертс написал в письме, что Мемориальная комиссия Лафайета рассматривает возможность размещения на одной стороне медали изображения нового памятника. На следующий день Барбер ответил суперинтенданту Монетного двора Филадельфии Генри Бойеру, сославшись на это письмо и попросив сделать эскиз памятника.

К 12 апреля 1899 года главный гравер получил от секретаря комиссии Томпсона предварительный эскиз памятника. памятник - конная статуя работы Пола Бартлетта. Барбер набросал другие рисунки, в том числе один с молитвой Лафайета 1784 года о процветании Соединенных Штатов. Он также создал один, показывающий стоящую фигуру Лафайета, основываясь на заявлении Томпсона о том, что они могут опустить лошадь. Концепции Барбера, показывающие конную статую с одной стороны, и кувшинные головы Лафайета и Вашингтона с другой, составили основу для возможной монеты. Робертс быстро одобрил набросок двух голов Барбера и, не проконсультировавшись с комиссией, слил информацию в Американский журнал нумизматики, который напечатал ее в своем апрельском номере 1899 года.

23 мая 1899 года Барбер написал Робертсу письмо. что он планировал создать бюст Вашингтона (на аверсе ) на хорошо известном бюсте первого президента 1785 года работы Жан-Антуана Гудона, а также на раннем медалическом использовании Бюст Гудона, медаль "Вашингтон перед Бостоном" 1786 года, автор Пьер-Симон-Бенджамин Дювивье. Бюст Лафайета (также на лицевой стороне) должен был быть основан на медали Лафайета 1824 года работы Франсуа-Огюстена Конуа.

Медаль Лафайета Каунуа

Пек и другие члены комиссии не были удовлетворены предложениями дизайна и предложили некоторые свои. Барбер опорочил их в письме Робертсу 8 июня. Пек предложил показать только лица Вашингтона и Лафайета без изображения остальной части головы. Барбер заявил: «Я придерживаюсь мнения, что к главам Вашингтона и Лафайета следует относиться с точки зрения скульптора, и необходимо приложить все усилия, чтобы представить их с величием и достоинством, соразмерными тому положению, которое они занимают в истории нации, что, безусловно, не может быть сделано, если они будут показаны выглядывающими из полумесяца ". По указанию Робертса Барбер отправился в Нью-Йорк и встретился с Пеком в течение двух дней, 14 и 15 июня. После этого Барбер сообщил директору монетного двора: «Я думаю, что мы больше не услышим молитву Лафайета» и что Пек сейчас оценил, что пространство, доступное для дизайна, даже на серебряном долларе (самая большая монета США), было ограничено, "и поскольку Комитет [комиссия] желает выставить памятник, молитва должна будет найти какой-то другой место". Хотя Барбер указал, что решение комиссии представить статую без пьедестала представляет собой прогресс в направлении точки, где он мог бы выгравировать штампы, «я узнал в Нью-Йорке, что работа скульптора должна быть представлена ​​в комитет в Париже, который Вся работа над памятником и работа скульптора должна быть изменена во всех деталях, пока она не получит одобрения этого комитета французов... мне кажется, что это может быть где-то в 1900 году. "

20 июня 1899 года Барбер представил окончательный дизайн монеты. Они были одобрены директором Робертсом 1 июля. Это не положило конец спорам о том, что должно быть на монете: комиссия хотела, чтобы монеты были датированы 1900 годом, но чтобы они были проданы как можно раньше в 1899 году. Секретарь Министерства финансов Лайман Гейдж настаивал на положении Закона о чеканке монет 1873 года, который требовал, чтобы дата производства была указана на монетах. В конце концов, дело было скомпрометировано: изделия были отчеканены в декабре 1899 года и распространены только в следующем месяце, а на монетах появилась надпись «Париж 1900».

Дизайн

Столетие Питера Кридера Йорктауна медаль (1881 г.)

На аверсе доллара Лафайета изображены соединенные или соединенные головы Вашингтона и Лафайета. Слабо отметил отчет Барбера о том, что бюсты были основаны на скульптуре Гудона и медали Каунуа, но, «возможно, они действительно повлияли на дизайн, но я всегда считал, что непосредственным источником или идеей дизайна был Медаль столетия Йорктауна 1881 г. " Свейтек и Брин утверждали, что, хотя окончательным предшественником изображения Вашингтона Барбером был бюст Гудона, источником бюста Лафайета и формата лицевой стороны, вне всякого сомнения, была медаль столетия Питера Л. Кридера Йорктауна. (1881 г.) ". Крайдер, гравер из Филадельфии, не работавший на Монетном дворе, выпустил ряд жетонов и медалей в 1870-х и 1880-х годах. «Соединенные Штаты Америки» и «доллар Лафайета» появляются вверху и внизу аверса монеты.

Реверс основан на раннем эскизе статуи Лафайета, сделанном Бартлеттом. На нем изображена установленная статуя Лафайета, едущего налево. Монограммы Барбера нет на монете, но имя «Бартлетт» начертано на основании статуи. Также на основании и под ним простирается пальмовая ветвь. Надпись на реверсе: «Установлено молодежью Соединенных Штатов в честь генерала Лафайета / Париж 1900 года» - дань уважения усилиям школы по сбору средств, имевшим место в 1898 году. Святек и Брин отметили, что даже если предположить, что дата 1900 года был задуман как экспозиция и установка статуи, монеты по-прежнему будут нарушать закон 1873 года, который требовал, чтобы на монетах была указана дата чеканки, и, таким образом, «доллары Лафайета технически недатированы и, следовательно, незаконны!»

На аверсе медали «Вашингтон перед Бостоном» впервые в медали использовался бюст Гудона.

На реверсе Лафайет держит меч, вытянутый вверх. Бартлетт описал версию статуи, над которой работал Барбер: «Лафайет представлен в статуе как факт и символ, предлагающий свой меч и услуги американским колонистам во имя свободы. Он появляется как эмблема аристократического и аристократического общества. восторженное сочувствие, проявленное Францией к нашим предкам ». Свейтек и Брин отметили: «Мы можем принять позу Лафайета на статуе, как изображено на монете, чтобы изобразить его в триумфальной процессии, а не атаковать врага - обратите внимание на его меч в ножнах, похожий на дубинку хайлендского трубачом, служащую знаменем. вместо того, чтобы размахивать обнаженным оружием как оружие ».

Дизайн Барбера для лафейетского доллара часто подвергался критике. Святек и Брин жаловались на «безжизненную голову президента [Вашингтона]». Q. Дэвид Бауэрс заявил, что «неглубокий рельеф работы Барбера - всего лишь пародия на чрезвычайно детализированный горельефный артистизм Кридера». Согласно Дону Таксею : «Если сравнить портреты Барбера с портретами Дю Вивье [sic ] и Каунуа, становится ясно, почему [скульптор и враг Цирюльника] Сен-Годенс раньше презрительно относился к «коммерческим медалистам Монетного двора». Разница здесь не только в рельефе, но и в элементарном мастерстве лепки ». Историк искусства Корнелиус Вермель заявил, что «доллару Лафайет не хватает причудливой, датированной привлекательности квартала Изабеллы или забавной оригинальности колумбийского полдоллара. Несмотря на необходимость в небольшом рельефе. бюсты-югаты слишком прямолинейны. На реверсе слишком много букв одинакового размера. Возможно, хватило бы слов «Париж 1900»; самое большее, добавление «От молодежи Соединенных Штатов» передало бы этот вопрос. «

Производство и последствия

Все доллары Лафайет были отчеканены на Монетном дворе Филадельфии 14 декабря 1899 года, в годовщину смерти Джорджа Вашингтона. Филадельфийская Публичная книга сообщает:

На этой небольшой церемонии вручения доллара Лафайет присутствовали несколько официальных лиц Монетного двора, члены Мемориальной комиссии Лафайета и несколько представителей прессы. После того, как мисс Глири [оператор печатного станка] вынула первый чеканный доллар Лафайета, она представила его суперинтенданту монетного двора Генри Бойеру. Затем его осмотрел главный гравер монетного двора Чарльз Э. Барбер. Затем его показали Роберту Дж. Томпсону, секретарю Мемориальной комиссии, а затем передали директору Монетного двора Джорджу Э. Робертсу. Он был помещен в футляр для монет или медалей и привезен в Вашингтон, округ Колумбия, мистером Робертсом для передачи президенту Уильяму Мак-Кинли. Затем монета должна была быть отправлена ​​в тщательно продуманном футляре для презентаций на 1000 долларов для вручения президенту Французской Республики.

После завершения церемонии на Филадельфийском монетном дворе чеканка доллара Лафайета продолжилась на более старом чеканке монет, способном чеканки восемьдесят штук в минуту, или 4800 штук в час. Всего было отчеканено 50 026 штук, в том числе 26 монет, отложенных для проверки и тестирования на заседании Пробирной комиссии США.

в 1900 году, в котором первый лафейетский доллар был подарен президенту Франции Эмилю Лубе.

Первые полдоллара Колумбии были проданы за 10 000 долларов. Было сделано предложение в размере 5000 долларов, но оно было отклонено, чтобы чеканить первый доллар Лафайета, который должен был быть вручен президенту Франции. Томпсон, назначенный для этой цели специальным уполномоченным Соединенных Штатов, отвез гроб во Францию ​​на борту лайнера S.S. La Champagne. Первоначально церемония была назначена на 22 февраля 1900 года (день рождения Вашингтона ), но не состоялась до 3 марта, когда Томпсон подарил гроб и монету президенту Франции Эмилю Лубе. Оба объекта сейчас находятся в Лувре..

Комиссия столкнулась с рядом финансовых трудностей. В январе 1900 года скульптор Чарльз Генри Нихаус спросил, почему комиссия собирала 150 000 долларов, поскольку ни одна конная статуя никогда не стоила больше половины этой суммы. На комиссию подал иск архитектор Генри Хорнбостел, потребовавший плату за проектирование пьедестала для статуи Бартлетта. Внесудебное соглашение возместило ему его расходы.

Статуя Лафайета Пола Бартлетта в Париже

Комиссия опоздала с тем, чтобы отдать окончательный заказ на статую Бартлетту, так поздно, что было невозможно получить заключительное бронзовое изделие готово вовремя; третья модель была завершена только в мае. По словам Q. Дэвида Бауэрса, «французы чувствуют себя как дома в таких проблемах». Комиссия смогла подготовить гипсовую модель в натуральную величину к 4 июля, распилив масштабную модель на части и распределив их в различные мастерские, которые сделали гипсовые увеличения. Собранные вместе штукатурки идеально подошли. Это собрание было торжественно посвящено на Place du Carrousel 4 июля 1900 года. Впоследствии Бартлетт был недоволен некоторыми аспектами дизайна и изменил их. Его бронзовая статуя, установленная здесь в 1908 году, значительно отличается от статуи, изображенной на монете. Внесенные изменения включали устранение треугольной шляпы Лафайета и положение поднятой руки и меча. Статуя простояла там почти восемьдесят лет, но была перемещена в 1980-х годах во время раскопок I. Стеклянная пирамида М. Пея в Лувре. Сейчас он стоит на Cours-la-Reine в Париже, вдоль реки Сены.

. После того, как монеты были отчеканены, комиссионные начали продавать по 2 доллара за штуку. После февраля 1900 года, когда комиссия переехала из Чикаго в Париж, продажами занимался Американский трастовый и сберегательный банк Чикаго. Коллекционерам монет было продано лишь небольшое количество. Продажи, проводимые через банк, продолжались несколько лет. Первоначально цены на вторичном рынке упали - в 1903 году эти изделия можно было купить за 1,10 доллара - и тысячи, возможно, были выпущены в обращение или были потрачены покупателями в трудные времена. К 1920 году рыночная цена превысила первоначальную цену выпуска, и после этого цены неуклонно росли, достигнув 3,50 доллара к 1930 году, 5 долларов на пике бума памятных монет в июле 1936 года, 13 долларов к 1950 году, 55 долларов к 1960 году и 650 долларов к 1975 году. 40>

Четырнадцать тысяч предметов были возвращены в казну и хранились в мешках по 1000 долларов. Это последовало за плохими продажами новой монеты в Париже - там было продано только 1800; около 10 000 человек были возвращены в Соединенные Штаты. Они проводились много лет. В 1945 году торговец монетами в Омахе Обри Биб узнал о монетах из правительственных архивов и спросил его, но ему сказали, что монеты недавно переплавили.

Доллар Лафайета - первая американская монета с изображением гражданина США. После монеты Лафайет Монетный двор снова не чеканил памятный серебряный доллар до тех пор, пока в 1983-S доллар Олимпийских игр в Лос-Анджелесе.

не был.

Коллекционирование

В 1925 году нумизмат Джордж Х. Клэпп открыл доллар Лафайета, который незначительно отличался от опубликованных описаний. В течение следующего десятилетия он исследовал этот вопрос и обнаружил две дополнительных разновидности. Они существуют потому, что несколько штампов, как для аверса, так и для реверса, использовались при чеканке части Лафайета, и матрицы не были идентичными. Свейтек, писавший в 2012 году, отметил пятую комбинацию кубиков, которую он обнаружил, и изучил изображения сотен долларов Лафайета, которыми он владел или которые были в Интернете. Он сообщил, что две разновидности объединены для более чем 90% экземпляров, а остальные гораздо реже. Из-за этого он предположил, что доллары были отчеканены по крайней мере на двух машинах, а не на одной, как обычно сообщается, причем более редкие разновидности были результатом замены штампов, которые вставлялись по мере износа оригинальных. Различия незначительны (например, поднята ли буква M в слове America или даже стоит ли буква A перед ней на лицевой стороне, а также детали пальмовой ветви на реверсе), а монеты редко собираются по типу кубика, что означает такая небольшая надбавка придается менее распространенным разновидностям.

RS В роскошном издании Йомана Путеводителя по монетам Соединенных Штатов, выпущенного в 2018 году, доллар Лафайета составляет 485 долларов в Почти не бывшем обращении (AU-50) в диапазоне до 15000 долларов в почти первозданный МС-66. Один в состоянии MS-67 был продан в 2015 году за 73 438 долларов. На большинстве долларов Лафайета есть следы контакта с другими монетами, так как части были механически выброшены из пресса в бункер, и не было предпринято никаких попыток сохранить их внешний вид для коллекционеров. Хотя независимо от того, хорошо ли нанесен образец или нет, это влияет на его ценность, на отчетливо нанесенных образцах будет видна линия гравировки, отделяющая ботинок Лафайета от остальной части его униформы, а детали нижней части его одежды также будут отчетливы. Самые высокие точки на монете, в которых износ должен быть наиболее очевидным, - это скула Вашингтона на лицевой стороне и лицо Лафайета на реверсе.

Монета время от времени подделывалась. Также использовались различные методы, чтобы сделать подлинные образцы более блестящими, чтобы обмануть коллекционеров, в том числе полировка, процесс, который повреждает их поверхности и патину.

Ссылки и библиография

  • iconДенежный портал
  • Нумизматический портал

Книги

Последняя правка сделана 2021-05-26 11:04:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте