Леди Xoc

редактировать
Королева-консорт Яшчилана
Леди Xoc
Королева-консорт Яшчилана
Yaxchilan Lintel 24.jpg Линтел 24 в Йашчилан, изображающая госпожу Ксок, протягивающую колючую веревку через свой язык.
Владение681-8 века
СупругИцамнадж Балам II (племянник)
Мать

Госпожа Кабал Зоук или Госпожа Ксок была майя королевой-супругой из Яшчилана и является Считается одной из самых влиятельных и выдающихся женщин в цивилизации майя. Она была главной женой и тетей короля Ицамная Балама II, который правил выдающимся королевством Яшчилан с 681 по 742 год. Многие считают, что она была сестрой леди Пакаль.

Леди Ксок наиболее известна тем, что украсила Структуру 23 в Яшчилане тремя перемычками (перемычка 24, перемычка 25 и перемычка 26), которые изображают ее ритуалы. Женщины царских майя часто изображаются с помощью текстов и иконографии как перемычки. Однако другие женщины культуры майя не изображаются таким образом. Кроме того, леди Ксок появляется на изображениях, совершающих ритуальные жертвоприношения, которых женщины обычно не видели в древнем искусстве майя. Именно через леди Ксок и ее перемычки мы понимаем, насколько королевские женщины были вовлечены в ритуалы и политику майя.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Структура 23
  • 3 Перемычки
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки

Предыстория

Родословная леди Ксок вот что привело Ицамнаджа Балама на его трон ; по этой причине она была его основной женой, хотя не родила ему сыновей. Он считался великим правителем Яшчилана. Его считали военным лидером своего времени, поскольку он вел множество ритуальных битв с окружающими городами-государствами. Он также построил много храмов в Яшчилане. Учитывая, что он был таким выдающимся и популярным королем, интересно видеть, что его основная жена, леди Ксок, была одной из немногих женщин, изображенных на древних резных фигурках майя. Уже один этот факт говорит о популярности леди Ксок в Яшчилане.

Строение 23

Деталь леди Ксок на Перемычке 24

Большинство домов в цивилизации майя принадлежали сверхъестественным. Иномата и Хьюстон идентифицируют только 5 построек, принадлежащих людям, и только два из них принадлежали женщинам - Строение 11 и Строение 23. Строение 11 принадлежит Икс Сак Бияон, которую также считают «женщиной Ицамнадж Балам II»..

Строение 23 считается местом леди Ксок в Яшчилане и, в целом, местом, где могли собираться королевские женщины. Чтобы отдать дань уважения леди Ксок, Shield Jaguar посвятил ей Структуру 23. В отличие от других построек, созданных во времена Щитового Ягуара, Структура 23 не изображает войну. Кроме того, Тейт сообщает, что «путем выбора астрономически значимых дат [расположение Структуры 23] подразумевает, что движение планет и солнца синхронизировано с деятельностью королей Яшчилана и леди Ксок». Многие рассматривают Строение 23 как дом леди Ксок из-за того, что оно обеспечивает конфиденциальность - четыре скамейки в доме расположены не возле дверей. Чтобы объявить Структуру 23 своей собственностью, Леди Ксок разместила 3 ​​перемычки (24, 25 и 26) над дверным проемом, тем самым утверждая ее известность. Некоторые историки обсуждают Строение 23 как покои королевы леди Ксок, и его часто описывают как место большой активности. Надписи на 25-й перемычке имеют вырезанный на ней термин, означающий «пчелиный домик». Иномата и Хьюстон полагают, что это создает структуру 23 как место для женщины - пространство королевы. Кроме того, Иномата и Хьюстон сообщают, что многие надписи на перемычках относятся к нему как к «otot» леди Ксок, что переводится с Майи на «ее пространство». Предоставив леди Ксок собственное пространство, Щитовой Ягуар поставил свою главную жену на место, занимающее выдающееся положение и могущество в Яшчилане.

Еще одна причина, по которой Строение 23 идентифицировано как Леди Ксок, заключается в том, что там находится ее гробница. Считается, что в передней правой комнате Строения 23 находятся кости леди Ксок, поскольку на них вырезано ее имя. Кроме того, это захоронение считается самым богатым и сложным в царском доме Яшчилана. Кроме того, Структура 24, созданная Королем Птичим Ягуаром, содержит даты смерти его самых важных предков: Щитового Ягуара, его матери и леди Ксок. Это строение находится рядом со Строением 23; записывая дату смерти леди Ксок, Птичий Ягуар отдает дань уважения главной жене своего отца.

Структура 23 была идентифицирована как покои леди Ксок из-за перемычек, украшающих дверной проем. Было высказано предположение, что ритуалы, изображенные на этих перемычках, могли иметь место в Строении 23 - учитывая, что леди Ксок изображена в перемычках, выполняющих ритуальные жертвоприношения со своим мужем, это будет означать, что Щитовой Ягуар вошел в пространство женщин с властью.

Перемычки

Перемычка 25, Леди Ксок внизу справа

Леди Ксок пожертвовала три перемычки, чтобы они висели над дверями здания на площади Яшчилана. В перемычках она изображена исполняющей центральные роли в ритуальной жизни. Тот факт, что женщина появляется в перемычках в качестве центральной фигуры, делает их такими уникальными. Кроме того, перемычки должны были показать надежды Щитового Ягуара на королевство. Установка перемычек была способом для Щитового Ягуара отдать дань уважения леди Ксок, родословная которой сделала его королем.

В мире искусства перемычки пронумерованы 24, 25 и 26 и, по оценкам, были созданы в 725 году. В этих перемычках леди Ксок совершает ритуал кровопускания в присутствие Щитового Ягуара, общение с мертвым предком и подготовка Короля к битве. Посмотрев на эти перемычки по порядку, мы можем увидеть роль леди Ксок на войне и в древних ритуалах майя.

В Lintel 24 леди Ксок совершает кровавое жертвоприношение (или кровопускание ритуал), продевая шипастую веревку через отверстие в ее языке. В Йашчилане кровавые жертвы были способом для царей искать помощи или совета у ушедших предков. Кровавые жертвы рассматривались как способ добиться благосклонности богов - по сути, как подготовка короля к битве.

В Lintel 25 мы видим вершину кровавого жертвоприношения ; мы видим, что леди Ксок помещает свою кровь под себя в чашу. Мы также видим Змея Видения, поднимающегося из чаши с кровью. В двух головах Змея Видения, выходящих из его пасти, находятся тела Бога Войны и основателя Йашчилана - Ят Балама. Из этого мы можем установить, что Король Щит Ягуар ищет помощи у богов и предков Яшчилана, когда он готовится к битве. Сообщается, что на перемычке 25 также есть надписи, указывающие на то, что перемычка расположена над домом леди Ксок. Фраза переведена Иноматой и Хьюстоном как: «Дом леди Ксок - сердце / центр Тан-Хау Яшчилана» (стр. 107).

Перемычка 26 показывает Щитового Ягуара, готовящегося к битве. Леди Ксок также появляется в перемычке, протягивая королю шлем. Поскольку Щитовой Ягуар был королем-воином, леди Ксок вручает ему шлем ягуара для битвы. В цивилизации майя ягуар был символом власти. Также она, кажется, передает Щитому Ягуару копье. И копье, и шлем ягуара появляются на других памятниках с изображением короля Щита Ягуара (Иномата и Хьюстон). В этой перемычке леди Ксок также носит головной убор, который, как сообщает Тейт (1992), иногда носили короли на других участках в Яшчилане.

Перемычка 23, которая появляется на юго-западной двери Строения. 23, не был подарен леди Ксок, но содержит генеалогию леди Ксок. На нем также есть символы , которые дополнительно указывают на Структуру 23 как на резиденцию леди Ксок, поскольку на ней написано «вход / дверь ее дома» (Insomata and Houston, p. 111, 2001). Перемычка 23 также изображает церемонии с участием Строения 23.

Строение 23 было предметом двух церемоний оч-како. Эти церемонии включали модификации юго-западных дверных проемов здания, а также посвящение резьбы в Структуре 23 (Inomata and Houston, 2001). Линтел 23 также показывает, что церемонии посещались в основном женщинами, близкими к леди Ксок. Тот факт, что церемонии были посвящены дому леди Ксок, еще раз свидетельствует о ее статусе в Яшчилане. Кроме того, эти церемонии позволяли женщинам участвовать в социальных и политических аспектах йашчиланского общества.

Перемычки, украшающие дверные проемы дома леди Ксок, устанавливают роль женщин в йашчиланском обществе, играющих политические, социальные и ритуальные роли. От перемычки 23, которая показывает генеалогию леди Ксок и церемоний, связанных с ее домом, до знаменитых перемычек (24, 25 и 26), которые изображают ее участие в ритуальных и политических аспектах жизни Яшчилана, памятники леди Ксок отображают ее силу и важность в Яшчиланское общество.

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-26 10:58:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте