леди Грегори | |
---|---|
Леди Грегори изображена на фронтисписе «Нашего ирландского театра: глава автобиографии» (1913). | |
Рожденный | Изабелла Августа Перссе ( 1852-03-15)15 марта 1852 г. Роксборо, графство Голуэй, Ирландия |
Умер | 22 мая 1932 ( 1932-05-22)г. (80 лет) |
Место отдыха | Новое кладбище в Боэрморе, графство Голуэй, Ирландия |
Занятие | Драматург, фольклорист, руководитель театра |
Известная работа | Ирландское литературное возрождение |
Супруг(а) | Сэр Уильям Генри Грегори ( м. 1880–1892) |
Дети | Уильям Роберт Грегори |
Родные | Сэр Хью Лейн (племянник) |
Изабелла Августа, леди Грегори ( урожденная Перссе ; 15 марта 1852 — 22 мая 1932) была ирландским драматургом, фольклористом и театральным менеджером. Вместе с Уильямом Батлером Йейтсом и Эдвардом Мартином она стала соучредителем Ирландского литературного театра и Театра аббатства и написала множество коротких произведений для обеих компаний. Леди Грегори выпустила ряд книг пересказов историй, взятых из ирландской мифологии.. Родившись в классе, который тесно отождествлял себя с британским правлением, она выступила против него. Ее обращение к культурному национализму, о чем свидетельствуют ее сочинения, было символом многих политических столкновений, которые происходили в Ирландии при ее жизни.
Леди Грегори в основном помнят за ее работу над ирландским литературным возрождением. Ее дом в Кул-парке в графстве Голуэй служил важным местом встречи ведущих деятелей Возрождения, и ее ранняя работа в качестве члена правления аббатства была не менее важна для развития этого театра, чем ее творческие труды. Девиз леди Грегори был взят у Аристотеля : «Думать, как мудрец, но выражать себя, как простые люди».
Грегори родилась в Роксборо, графство Голуэй, младшей дочери англо-ирландского дворянского рода Перссе. Ее мать, Фрэнсис Бэрри, была родственницей виконта Гилламора, а ее семейный дом, Роксборо, представлял собой поместье площадью 6000 акров (24 км²), расположенное между Гортом и Лофри, главный дом которого позже был сожжен во время Гражданской войны в Ирландии. Она получила домашнее образование, и на ее дальнейшую карьеру сильно повлияла семейная медсестра (т.е. няня ) Мэри Шеридан, католичка и носительница ирландского языка, которая познакомила юную Августу с историей и легендами местности.
Она вышла замуж за сэра Уильяма Генри Грегори, вдовца с поместьем в Кул-Парке, недалеко от Горта, 4 марта 1880 года в церкви Святого Матиаса в Дублине. Сэр Уильям, который был на 35 лет старше ее, только что ушел в отставку с поста губернатора Цейлона (ныне Шри-Ланка), до этого он несколько раз был членом парламента от графства Голуэй. Он был хорошо образованным человеком со многими литературными и художественными интересами, а в доме в Кул-Парке находилась большая библиотека и обширная коллекция произведений искусства, которые леди Грегори стремилась исследовать. У него также был дом в Лондоне, где пара проводила значительное количество времени, проводя еженедельные салоны, которые посещали многие ведущие литературные и художественные деятели того времени, включая Роберта Браунинга, лорда Теннисона, Джона Эверетта Милле и Генри Джеймса. Их единственный ребенок, Роберт Грегори , родился в 1881 году. Он погиб во время Первой мировой войны, когда служил пилотом. Григория» и «Пастух и козопас».
Грегори путешествовали по Цейлону, Индии, Испании, Италии и Египту. Находясь в Египте, у леди Грегори был роман с английским поэтом Уилфридом Скауэном Блантом, во время которого она написала серию любовных стихов «Женские сонеты».
Ее самой ранней работой, опубликованной под ее собственным именем, была брошюра « Араби и его семья » (1882 г.) — первоначально письмо в «Таймс» — в поддержку Ахмеда Ораби-паши, лидера того, что стало известно как восстание Ураби в 1879 г. Египетское националистическое восстание против деспотического режима хедива и европейского господства в Египте. Позже она сказала об этом буклете: «Какое бы политическое негодование или энергия ни родились со мной, возможно, они иссякли в том египетском году и исчерпали себя». Несмотря на это, в 1893 году она опубликовала «Призрачное паломничество, или Домашние руины » — антинационалистическую брошюру против предложенного Уильямом Юартом Гладстоном второго Закона о самоуправлении.
Она продолжала писать прозу и в период замужества. Зимой 1883 года, пока ее муж был на Цейлоне, она работала над серией воспоминаний о доме своего детства с целью опубликовать их под названием «Записная книжка эмигранта», но от этого плана отказались. В 1887 году она написала серию брошюр под названием «За рекой », в которых призывала к финансированию прихода Святого Стефана в Саутварке, на юге Лондона. Она также написала несколько рассказов в 1890 и 1891 годах, хотя они также никогда не публиковались. Сохранился также ряд неопубликованных стихотворений этого периода. Когда сэр Уильям Грегори умер в марте 1892 года, леди Грегори погрузилась в траур и вернулась в Кул-Парк; там она отредактировала автобиографию своего мужа, которую опубликовала в 1894 году. Позже она напишет: «Если бы я не вышла замуж, я не научилась бы быстрому обогащению фраз, которые получают в разговоре; если бы я не овдовела, я бы не нашел отстраненность ума, досуг для наблюдения, необходимые для того, чтобы понять характер, выразить и интерпретировать его. Одиночество сделало меня богатым - «наполненным», как говорит Бэкон».
Поездка в Инишир на острова Аран в 1893 году вновь пробудила в леди Грегори интерес к ирландскому языку и фольклору местности, в которой она жила. Она организовала уроки ирландского языка в школе в Куле и начала собирать рассказы о окрестностях своего дома, особенно от обитателей работного дома Горт. Одним из наставников, которых она наняла, была Норма Бортвик, которая много раз навещала Кула. Эта деятельность привела к публикации ряда томов фольклорных материалов, в том числе «Книги святых и чудес» (1906 г.), «Книги истории Килтартана» (1909 г.) и «Книги чудес Килтартана» (1910 г.). Она также выпустила ряд сборников «килтартанских» версий ирландских мифов, в том числе « Кухулин из Мюртемна» (1902 г.) и « Боги и воины» (1903 г.). ( « Килтартанский » - термин леди Грегори для английского языка с гэльским синтаксисом, основанный на диалекте, на котором говорят в Килтартане ).. Джеймс Джойс должен был пародировать это утверждение в главе о Сцилле и Харибде своего романа « Улисс ».
К концу 1894 года, воодушевленная положительным откликом на редактирование автобиографии своего мужа, леди Грегори обратила свое внимание на другой редакционный проект. Она решила подготовить отрывки из переписки дедушки сэра Уильяма Грегори для публикации под названием «Почтовый ящик мистера Грегори 1813–30» (1898 г.). Это повлекло за собой ее исследование истории Ирландии того периода; Одним из результатов этой работы стал сдвиг в ее политической позиции от «мягкого» юнионизма ее более ранних работ о самоуправлении к определенной поддержке ирландского национализма и республиканизма и к тому, что она позже описала как «неприязнь и недоверие». Англии".
Эдвард Мартин был соседом леди Грегори, и именно во время посещения его дома, замка Туллира, в 1896 году она впервые встретила У. Б. Йейтса. Обсуждения между тремя из них в течение следующего года или около того привели к основанию Ирландского литературного театра в 1899 году. Леди Грегори предприняла сбор средств, и первая программа состояла из «Верескового поля » Мартина и «Графиня Кэтлин » Йейтса.
Проект Ирландского литературного театра продлился до 1901 года, когда он рухнул из-за отсутствия финансирования. В 1904 году леди Грегори, Мартин, Йейтс, Джон Миллингтон Синг, Э., Энни Хорниман, Уильям и Фрэнк Фэй объединились, чтобы сформировать Ирландское национальное театральное общество. Первые спектакли, поставленные обществом, проходили в здании под названием Molesworth Hall. Когда Хибернианский театр эстрады на Лоуэр-Эбби-стрит и соседнее здание на Мальборо-стрит стали доступны, Хорниман и Уильям Фэй согласились на их покупку и переоборудование для удовлетворения потребностей общества.
11 мая 1904 года общество официально приняло предложение Хорнимана об использовании здания. Поскольку Хорниман обычно не проживала в Ирландии, требуемый патент Royal Letters был оплачен ею, но выдан на имя леди Грегори. Одна из ее собственных пьес, « Распространение новостей», была поставлена на премьере, 27 декабря 1904 года. На открытии « Плейбоя западного мира » Синджа в январе 1907 года значительная часть толпы устроила беспорядки, в результате чего оставшаяся часть спектаклей быть разыгранным в немом шоу. Леди Грегори не так высоко оценивала пьесу, как Йейтс, но она из принципа защищала Синджа. Ее взгляд на это дело изложен в письме Йейтсу, где она написала о беспорядках: «Это старая битва между теми, кто пользуется зубной щеткой, и теми, кто этого не делает».
Леди Грегори оставалась активным директором театра до тех пор, пока плохое здоровье не привело к ее отставке в 1928 году. За это время она написала более 19 пьес, в основном для постановки в аббатстве. Многие из них были написаны с помощью попытки транслитерации хиберно-английского диалекта, на котором говорят в районе Кул-Парка, который стал широко известен как килтартанский, из соседней деревни Килтартан. Ее пьесы были одними из самых успешных в аббатстве в предыдущие годы, но их популярность снизилась. Действительно, ирландский писатель Оливер Сент-Джон Гогарти однажды написал, что «постоянное представление ее пьес чуть не разрушило аббатство». В дополнение к своим пьесам она написала двухтомное исследование фольклора своей родины под названием « Видения и верования на западе Ирландии» в 1920 году. Она также сыграла главную роль в трех спектаклях Кэтлин Ни Хулихан в 1919 году.
Во время ее пребывания в правлении аббатства Кул-Парк оставался ее домом; она проводила время в Дублине, останавливаясь в нескольких отелях. Например, во время национальной переписи 1911 года она останавливалась в отеле на Саут-Фредерик-стрит, 16. В них она обедала скромно, часто едой, которую принесла с собой из дома. Она часто использовала свои гостиничные номера, чтобы брать интервью у потенциальных драматургов Abbey и развлекать труппу после премьеры новых пьес. Она провела много дней, работая над своими переводами в Национальной библиотеке Ирландии. Она приобрела репутацию несколько консервативной фигуры. Например, когда Денис Джонстон представил аббатству свою первую пьесу « Танец теней », она была отклонена леди Грегори и возвращена автору с надписью «Старая леди говорит нет» на титульном листе. Джонстон решил переименовать пьесу, и «Старушка говорит нет!» в конечном итоге был поставлен Театром Ворот в 1928 году.
Когда она ушла из правления аббатства, леди Грегори вернулась жить в Голуэй, хотя продолжала регулярно посещать Дублин. Дом и владения в Кул-Парке были проданы Ирландской комиссии по лесному хозяйству в 1927 году, и леди Грегори сохранила за собой пожизненную аренду. Ее дом в Голуэе долгое время был центром внимания писателей, связанных с возрождением ирландской литературы, и это продолжалось после ее выхода на пенсию. На дереве, на территории которого находился дом, до сих пор можно увидеть вырезанные инициалы Синджа, Э., Йейтса и его брата-художника Джека, Джорджа Мура, Шона О'Кейси, Джорджа Бернарда Шоу, Кэтрин Тайнан и Вайолет Мартин. Йейтс написал пять стихотворений о доме и территории или о нем: «Дикие лебеди в Куле», «Я гулял среди семи лесов Кула», «В семи лесах», «Парк Кула, 1929» и «Кул». Парк и Балли, 1931 год».
Леди Грегори, которую Шоу однажды назвал «величайшей из ныне живущих ирландок», умерла дома в возрасте 80 лет от рака груди и похоронена на Новом кладбище в Боэрморе, графство Голуэй. Все содержимое Coole Park было продано с аукциона через три месяца после ее смерти, а дом был снесен в 1941 году.
Ее пьесы потеряли популярность после ее смерти и теперь редко ставятся. Многие из дневников и журналов, которые она вела на протяжении большей части своей взрослой жизни, были опубликованы и представляют собой богатый источник информации об истории ирландской литературы в течение первых трех десятилетий 20-го века.
Ее Кухулин из Мюртемна до сих пор считается хорошим пересказом сказок Ольстерского цикла, таких как Дейдра, Кухулин и истории Тайн Бо Куайлнге. Томас Кинселла писал: «Я пришел к убеждению, что « Кухулиан из Мюртемна» леди Грегори, хотя и всего лишь парафраз, дает лучшее представление об ольстерских историях». Однако в ее версии были исключены некоторые элементы сказки, которые обычно предполагались, чтобы не оскорбить чувства викторианской эпохи, а также являлись попыткой представить ирландцам миф о «респектабельной» нации, хотя ее пересказ не считается нечестным. Другие критики находят боудлеризацию в ее работах более оскорбительными, не только удаление ссылок на секс и телесные функции, но и потерю «боевого безумия» Кухулина ( Риастрад ); в других областях она подвергала цензуре меньше, чем некоторые из ее современников-мужчин, такие как Стэндиш О'Грейди.
В ноябре 2020 года было объявлено, что Дублинский Тринити-колледж, сорок бюстов библиотеки которого ранее представляли только мужчин, заказал четыре дополнительных бюста женщин, и что один из них будет бюстом леди Грегори.
Ресурсы библиотеки о леди Грегори |
Леди Грегори |
---|