Ла мер (Дебюсси)

редактировать
Обложка партитуры 1905 года, основанная на Хокусая Волна

Ла mer, trois esquisses symphoniques pour orchester (по-французски Море, три симфонических эскиза для оркестра ) или просто La mer (Море ), Л. 109, кр. 111 - это оркестровая композиция французского композитора Клода Дебюсси.

Написанная между 1903 и 1905 годами, пьеса была представлена ​​в Париже в октябре 1905 года. даже те, кто активно поддерживал творчество Дебюсси, не проявляли особого энтузиазма. Но работа была выполнена в США в 1907 году и в Великобритании в 1908 году; после своего второго выступления в Париже в 1908 году оно быстро стало одним из самых почитаемых и часто исполняемых оркестровых произведений Дебюсси.

Первая аудиозапись произведения была сделана в 1928 году. С тех пор оркестры и дирижеры со всего мира записали его во многих студийных записях или записях живых концертов.

Содержание

  • 1 Предпосылки и состав
  • 2 Анализ
  • 3 Прием
  • 4 Записи
  • 5 Влияние
  • 6 Примечания, ссылки и источники
    • 6.1 Примечания
    • 6.2 Ссылки
    • 6.3 Источники
      • 6.3.1 Журнал
      • 6.3.2 Книги
  • 7 Внешние ссылки

Фон и композиция

портрет европейца средних лет с пышной шевелюрой и аккуратной бородой Дебюсси сфотографировал Отто Вегенер, вероятно, несколько лет назад после композиции La mer

La mer было вторым из трех оркестровых произведений Дебюсси в трех частях. Первый, Ноктюрн, был впервые показан в Париже в 1901 году, и хотя он не произвел большого впечатления на публику, он был хорошо оценен музыкантами, включая Пола Дюка, Альфред Бруно и Пьер де Бревиль. Дебюсси задумал более сложную трехчастную оркестровую пьесу и начал работу в августе 1903 года. Обычно он работал медленно, и хотя сочинение La mer заняло у него больше полутора лет, это было необычно быстрым прогрессом для него. стандартов, особенно в период потрясений в его личной жизни. Он начал сочинять произведение, когда навещал своих родителей жены в Бургундии ; к тому времени, когда он был завершен, он оставил жену и жил с Эммой Бардак, которая была беременна ребенком Дебюсси.

Дебюсси сохранил теплые детские воспоминания о красотах моря, но, сочиняя «Ла мер», он редко бывал в нем, проводя большую часть времени вдали от больших водоемов. Он черпал вдохновение в искусстве, «предпочитая морские пейзажи, доступные в живописи и литературе» физическому морю. Хотя в процессе сочинения детальная схема произведения менялась, Дебюсси с самого начала решил, что это должны быть «три симфонических эскиза» с названием La mer. В письме к Андре Мессагеру он описал запланированные разделы как «Mère belle aux Îles Sanguinaires», «Jeu ​​de vague» и «Le vent fait danser la mer». Первый из них, вдохновленный одноименным рассказом Камиллы Моклер, был оставлен в пользу менее ограничительной темы - моря от рассвета до полудня. От последнего тоже отказались, так как он слишком напоминал балет, и его место заняла менее конкретная тема диалога между ветром и морем.

Дебюсси закончил «Ла мер» в марте 1905 года в Гранд Отеле., Истборн на побережье Ла-Манша, который он описал своему издателю Дюрану как «очаровательное мирное место: море разворачивается с совершенно британской точностью». В 1905 году он аранжировал пьесу для фортепиано в четыре руки, а в 1909 году Дюран опубликовал второе издание La mer с редакциями композитора.

Анализ

La mer оценивается для 2 флейт., пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 3 фагота, контрафагот, 4 рожка, 3 трубы, 2 корнета, 3 тромбона, туба, литавры, большой барабан, тарелки, треугольник, там там, глокеншпиль, 2 арфы и струны.

Типичное исполнение произведения длится примерно 23 или 24 минуты. Он состоит из трех частей:

  1. (~ 09: 00) "De l'aube à midi sur la mer" - très lent - animez peu à peu (si mineur)
  2. (~ 06: 30) "Jeux de vague" - allegro (dans un rythme très souple) - animé (do dièse mineur)
  3. (~ 08: 00) "Dialogue du vent et de la mer" - animé et tumultueux - cédez très légèrement (do dièse mineur)

Обычно переводится как:

  1. «От рассвета до полудня на море» или «От рассвета до полудня на море» - очень медленно - постепенно оживляйте (си минор)
  2. «Игра волн» - аллегро (с очень разносторонним ритмом) - анимированное (до-диез минор)
  3. «Диалог ветра и моря» или «Диалог между ветром и волнами» - анимированное и шумный - очень легкое облегчение (до-диез минор)

Дебюсси называл Ламера «тремя симфоническими эскизами», сознательно избегая термина симфония. Саймон Трезиз в своей книге «Дебюсси: Ла Мер» комментирует: «Он не сочинял ортодоксальную симфонию, но и не хотел, чтобы« Ла Мер »была известна как симфоническая поэма... [и назвав ее]« Три симфонических эскиза ».... [Дебюсси], должно быть, чувствовал, что он ловко избегал ассоциации ни с одним из жанров ". Тем не менее, это произведение иногда даже сам Дебюсси называл симфонией. Он состоит из двух мощных внешних движений, образующих более легкую и быструю пьесу, которая действует как разновидность скерцо. Но аналитик Жан Баррак описывает La mer как первое произведение, имеющее «открытую» форму - devenir sonore или «звучное становление... процесс развития, в котором сами понятия экспозиции и развития сосуществуют в непрерывный всплеск ". Саймон Трезиз в своей книге «Дебюсси: Ла Мер» (1994 г.) комментирует: «Мотивы постоянно распространяются на основе более ранних мотивов»

Трезизе пишет, что «для большей части Ла Мер Дебюсси отвергает более очевидные приемы, связанные с морем, ветер и сопутствующий шторм в пользу его собственного, очень индивидуального словаря ". Кэролайн Поттер в «Кембриджском компаньоне Дебюсси» отмечает, что описание моря Дебюсси «избегает однообразия за счет использования множества водных фигур, которые можно было бы классифицировать как музыкальные звукоподражания : они вызывают ощущение покачивающегося движения волн. и предлагать стук падающих капель брызг »(и т. д.), и - что очень важно - избегать арпеджио триад, используемых Шубертом и Вагнером для вызова движения воды. В «Кембриджском компаньоне Дебюсси» Марк ДеВото описывает Ламера как «гораздо более сложный, чем все, что Дебюсси писал ранее», особенно Ноктюрны:

… фразы имеют более свободную форму и более плавно сочетаются с один к другому. Тембральные и текстурные изменения, с редкими и широко расставленными текстурами и обилием инструментальных соло, происходят в La mer чаще, чем в 'Sirenes', часто с головокружительной быстротой.

Автор, музыковед и пианист Рой Ховат В своей книге «Дебюсси в пропорции» заметил, что формальные границы Ламера точно соответствуют математическим соотношениям, называемым золотым сечением. Трезизе считает внутреннее свидетельство "замечательным", но предупреждает, что никакие письменные или представленные свидетельства не предполагают, что Дебюсси сознательно стремился к таким масштабам.

Прием

Премьера состоялась 15 октября 1905 года в Париже. Orchester Lamoureux под руководством Камиллы Шевийяр. Поначалу произведение было встречено не очень хорошо. Пьер Лало, критик Le Temps, до сих пор поклонник творчества Дебюсси, писал: «Я не слышу, я не вижу, я не чувствую запаха моря». Другой парижский критик, Луи Шнайдер, писал: «Аудитория выглядела довольно разочарованной: они ожидали океана, чего-то большого, чего-то колоссального, но вместо этого им подали немного взволнованной воды в блюдце». Когда дирижер Карл Мук дал первое американское исполнение La mer в марте 1907 года, критик Генри Кребиль писал:

Вчерашний концерт начался с множества импрессионистических мазков цвета. беспорядочно размазанный по тональной палитре, никогда не думая о форме или цели, кроме как создать новые комбинации звуков. … Одно можно было сказать наверняка, и это было то, что океан композитора был прудом-лягушкой и что некоторые из его обитателей попали в глотку каждого из медных инструментов.

Произведение не исполнялось в Великобритании до 1908 года., когда композитор, хотя и был сопротивляющимся дирижером, выступал в Queen's Hall ; работа была с энтузиазмом рассмотрена в The Times, но The Observer считал, что ей не хватало «реальной силы стихийной силы». Manchester Guardian считал эту работу продвижением вперед Ранние работы Дебюсси в некоторых отношениях, хотя «расплывчатость тематических набросков доведена до неслыханной длины», и нашли в работе «моменты великой красоты»; и The Musical Times сдержанно высказались, но отметили, что аудитория была полна энтузиазма. Дебюсси заметил, что его музыка была более популярна в Лондоне, чем в Париже.

Одной из причин отрицательного приема на парижской премьере могло быть общественное неодобрение отношения Дебюсси к своей жене, но другой причиной было посредственное исполнение его. дирижер и оркестр. Шевийяр был уважаемым интерпретатором классики, но с новой музыкой его не было дома. Лишь в 1908 году, на втором представлении произведения в Париже под управлением композитора, «Ла Мер» пользовался успехом у публики. Трезиз отмечает, что в то время многие считали, что концерт 1908 года явился настоящим первым исполнением пьесы.

Хотя некоторые современники Дебюсси проводили аналогии между картинами Ла Мер и французскими импрессионистами, что очень важно. раздражение композитора - другие заметили влияние его преклонения перед английским живописцем Дж. М. В. Тернер ; и выбор Дебюсси книги Хокусая Большая волна у Канагавы для обложки партитуры указывает на влияние японского искусства на него. Несмотря на презрение Дебюсси к термину «импрессионизм», применявшемуся к его или чьей-либо музыке - вопрос, по которому он и Равель придерживались одного и того же твердого мнения - этот термин использовался некоторыми из его самых преданных поклонников. Его биограф Эдвард Локспайзер назвал La mer «величайшим примером оркестрового импрессионизма», а совсем недавно в «Кембриджском компаньоне Дебюсси» Найджел Симеоне прокомментировал: «Не кажется слишком уж надуманным видеть параллель. в Морские пейзажи Моне ».

Гранд-отель в Истборне, где в 1905 году было завершено строительство« Ла Мер ».

Спустя десятилетия после премьеры« Ла мер »закрепился в основном репертуаре оркестра. В 2018 году онлайн-архив Нью-Йоркского филармонического оркестра сообщил, что с 1917 года оркестр исполнил произведение на 135 концертных выступлениях под управлением Виллема Менгельберга, Артуро Тосканини, Джон Барбиролли, Пьер Монтё, Леонард Бернштейн, Пьер Булез и Валерий Гергиев. В 1979 году The Musical Times оценила Ла мер как самое важное оркестровое произведение композитора. Пианист Святослав Рихтер назвал «Ла мер» «Произведение, которое я считаю одним из моих любимых произведений наряду с Страстями по Матфею и Циклом Кольца ».

Записи

Первая запись La mer была сделана Orchester de la Société des Concerts du Conservatoire под управлением Пьеро Копполы в 1928 году. переиздан на LP и CD. Записи, сделанные другими музыкантами, которые знали и работали с Дебюсси, включают записи Монтё и Эрнеста Ансерме, которые оба вели работу над более чем одной записью. Хорошо известные записи из монофонической эпохи включают записи Симфонического оркестра NBC и Тосканини, а также Филармонии на записях под управлением Герберта фон Караяна и Гвидо Кантелли. Из записей стереофонической эпохи LP, The Penguin Guide to Recorded Classical Music выделил записи Чикагского симфонического оркестра под управлением Фрица Райнера, и Берлинская филармония под управлением Караяна.

Из множества доступных записей сравнительный обзор Classic FM (2018) рекомендовал краткий список из пяти: Национальный оркестр Франции и Жан Мартинон ; Кливлендский оркестр и Булез; Берлинская филармония и Саймон Рэттл ; Сеульский филармонический оркестр и Myung-Whun Chung, и - его главная рекомендация - Королевский оркестр Консертгебау под управлением Бернарда Хейтинка.

Influence

La mer оказал влияние на многих композиторов на протяжении 20 века. Лучано Берио процитировал Ла Мера в 3-ей части своей 1968 Sinfonia ; Джон Уильямс использовал упрощенные версии мотивов из La mer в партитуре, которую он написал для Челюсти (1975); а в 2002 году норвежский композитор Biosphere основал свой эмбиент-альбом Shenzhou на зацикленных сэмплах La mer.

La mer оказал влияние на Nine Inch Nails одноименная песня из их альбома 1999 года The Fragile. Трент Резнор написал эту песню во время своего пребывания в доме на берегу океана, где, по его словам, он пытался писать музыку, но на самом деле он был склонен к самоубийству, и La Mer была единственной песней, которую ему удалось написать во время этого время.

Примечания, ссылки и источники

Примечания

Ссылки

Источники

Журнал

  • Баррак, Жан (июнь 1988 г.). "La Mer de Debussy, ou la naissance des formes ouverts". Анализируйте Musicale (на французском языке) (12): 15–62.

Книги

  • ДеВото, Марк (2007). «Звук Дебюсси: цвет, текстура, жест». Кембриджский компаньон Дебюсси. Саймон Трезиз (редактор). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-65243-8.
  • Гринфилд, Эдвард ; Иван Марч, Роберт Лейтон и Пол Чайковски (2008). Руководство Penguin по записанной классической музыке. Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-141-03335-8.
  • Ховат, Рой (1986). Дебюсси в пропорции: музыкальный анализ. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-31145-8.
  • Дженсен, Эрик Фредерик (2014). Дебюсси. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-973005-6.
  • Лири, Уильям Дж.; Джеймс Стил Смит (1955). Мысль и утверждение. Нью-Йорк: Харкорт, Брейс. OCLC 937334460.
  • Монсенжон, Бруно (редактор) (2001). Святослав Рихтер: Блокноты и беседы. Лондон: Faber Faber. ISBN 978-0-571-20553-0. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (ссылка )
  • Оренштейн, Арби (2003) [1989]. Читатель Равеля. Минеола, США: Довер. ISBN 978-0-486-43078-2.
  • Пэррис, Мэтью ( 2008). Презрение. Лондон: Литтл. ISBN 978-1-904435-98-3.
  • Поттер, Кэролайн (2007). «Дебюсси и природа». Кембриджский компаньон Дебюсси. Саймон Трезиз (редактор). Кембридж: Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-65243-8.
  • Саквилл-Уэст, Эдвард ; Десмонд Шоу-Тейлор (1955). The Record Guide. Лондон: Коллинз. OCLC 500373060.
  • Симеоне, Найджел (2007). "Дебюсси и выражение". Кембриджский компаньон Дебюсси. Саймон Трезиз (ред.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-65243-8.
  • Трезиз, Саймон (1994). Дебюсси: La mer. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-44656-3.
  • Вуд, Генри Дж. (1938). Моя музыкальная жизнь. Лондон: Виктор Голланц. OCLC 30533927.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-26 10:09:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте