Любимый | |
---|---|
Большая опера Гаэтано Доницетти | |
Композитор в 1842 г. | |
Либреттист | |
Язык | Французский |
На основе | Le comte de Comminges. от Baculard d'Arnaud |
Премьера | 2 декабря 1840 (1840-12-02). Académie Royale de Musique, Париж |
La Favorite (The Favorite, иногда упоминается по итальянскому названию : La Favorita ) - большая опера в четырех действиях Гаэтано Доницетти на французское либретто Альфонса Руайера и Гюстав Ваез, на основе пьесы Le comte de Comminges Bacular д д'Арно. Опера повествует о романтической борьбе короля Кастилии, Альфонсо XI и его любовницы, «фаворитки » Леоноры, против на фоне политических уловок отступающей мавританской Испании и жизни католической церкви. Премьера состоялась 2 декабря 1840 года в Королевской академии музыки (Salle Le Peletier ) в Париже, Франция.
Первоначально Доницетти писал оперу под названием «Герцог д'Альб» как свою вторую работу для Оперы в Париже. Однако режиссер, Леон Пилле, возражал против оперы без выдающейся роли его любовницы, меццо-сопрано Розин Штольц. Поэтому Доницетти отказался от Le Duc d'Albe и много позаимствовал у L'ange de Nisida, нереализованного проекта 1839 года, чтобы создать La Favorite.
Доницетти написал весь финальный акт за три-четыре часа, за исключением каватины и части дуэта, которые были добавлены на репетиционной стадии.
В оригинальной постановке Оперы (Париж, 1840 г.) костюмы были спроектированы Полом Лормье, а декорации выполнены двумя командами художников-декораторов: René-Humanité Philastre и Шарль-Антуан Камбон (Акты I и III), Шарль Сечан, Жюль Дитерль и Эдуар Деплешин (Деяния II и IV). Возрождения в Дворце Гарнье 25 января 1875 года и 3 февраля 1896 года увеличили масштаб постановки, но остались верны первоначальной концепции 1840 года. Опера продолжала исполняться каждый сезон в Опере до 1894, оставаясь в его репертуаре до 1918 года, а также сохраняя присутствие во французских провинциях в течение этого периода.
В 1897 году Артуро Тосканини проводил работы в Бергамо к столетию Доницетти. Он был возрожден в Падуе под названием Леонора ди Гусман в 1842 году и в Ла Скала в роли Эльды в 1843 году с Мариеттой Альбони в главной роли, хотя сам Доницетти не участвовал в этих постановках.
Лондонская премьера состоялась на английском языке на Друри-лейн в 1843 году с сопрано Эммой Ромер, а затем на французском два года спустя в Ковент-Гардене и на итальянском языке у Ее Величества в 1847 году. Новый Орлеан. впервые увидел пьесу в 1843 году на французском языке (за которым последовало представление в Нью-Йорке французской оперной труппы Нового Орлеана), а в Метрополитен-опера была поставлена постановка 1895 года. Возрождение Италии в середине 20-го века происходило в Ла Скала в Милане в 1934 году с Эбе Стигнани и Пертиле, год спустя в Риме с Кобелли и Джильи, за которыми последовали дальнейшие возрождения в обоих городах, в нескольких из которых Стигнани сыграл в главной роли. В 1978 году опера была возрождена в Метрополитен-опера (на итальянском языке) с Ширли Верретт и Лучано Паваротти, которую не слышали с Энрико Карузо. спел ее там в 1905 году, 72 года назад.
Среди других спектаклей Баварская государственная опера представила новую постановку произведения в оригинальной французской версии в 2016 году с Элина Гаранча, тенор Мэтью Полензани и Мариуш Квенцень в главных ролях.
Роль | Тип голоса | Премьера Cast, 2 декабря 1840 г.. (Дирижер: Франсуа Хабенек ) |
---|---|---|
Леонор де Гусман (Леонора ди Гусманн) | меццо-сопрано | Розин Штольц |
Фернан (Fernando) | тенор | Гилберт Дюпре |
Альфонс XI, король Кастилии | баритон | Поль Барройе |
Бальтазар (Бальдассар), настоятель монастыря святого Иакова Компостельского | бас | Николас Левассер |
Дон Гаспар, офицер короля | тенор | Франсуа Вартель |
Инес (Inez), доверенное лицо Леонора | сопрано | Элиана |
Лорд | тенор | Молинье |
Лорды и дамы двора, дева, пажи, стража, монахи Ордена Святого Иакова Компостельского, паломники |
Любовный треугольник с участием короля Кастилии Альфонсо XI, его любовницы («фаворит ») История Леоноры и ее возлюбленного Фернандо разворачивается на фоне мавританского вторжения в Испанию и борьбы за власть между церковью и государством.
Сцена 1
В монастыре Святого Иакова монахи направляются к поклонению. С Фернаном (тенор) вступает Superior Balthazar (бас), отец королевы Кастилии. Бальтазар знает, что Фернан чем-то озабочен. Фернан признается, что влюбился в красивую, но пока неизвестную женщину. Его вера в Бога осталась, но он хочет покинуть монастырь в поисках ее. Бальтазар сердито высылает Фернана из монастыря, предупреждая его об опасностях внешнего мира. Он предсказывает, что однажды Фернан вернется в монастыри разочарованным, хотя и более мудрым человеком.
Сцена 2
Фернан нашел свою даму, Леонор (меццо-сопрано), признался в любви и получил ее взамен, но он все еще не знает ее настоящую личность. Она договорилась о встрече с ним на острове Леон, куда его привозят на лодке с завязанными глазами. Его встречает Инес (сопрано), ее спутница, которая внушает ему потребность в секретности. Входит Леонор. Она говорит ему, что они никогда не могут жениться и что они не должны встречаться снова, но тем не менее вручает ему документ, который поможет ему в его будущем. Вскоре после этого объявляется о прибытии короля, и Леонор уезжает. Фернан остается только рассуждать о своем высоком социальном положении. Читая оставленный ею документ, он находит в армии возможность для продвижения по службе.
Альфонс (баритон) победил мавров и взял Алькасар. В разговоре с придворным Доном Гаспаром (тенором) король выражает свое удовлетворение храбростью Фернана. В одиночестве король выражает свою любовь к Леонору и свое желание развестись с королевой и жениться на ней. Он понимает, что это вызовет сопротивление его могущественного тестя Бальтазара, которого в конечном итоге поддерживает Папа. Входит Леонор и выражает свое горе из-за того, что остается его любовницей, а не королевой. Король подозревает, что теряет ее привязанность. Дон Гаспар приходит с новостью о том, что было обнаружено письмо, в котором сообщается, что у Леонора есть любовник. Она не отрицает этого, но в этот момент Бальтазар намеревается заставить короля отказаться от своих планов королевского развода.
Альфонс должен почтить Фернана за его роль в войне. Он спрашивает Фернана, какую награду он хотел бы, и Фернан просит жениться на женщине, которая вдохновила его на храбрость. Альфонс спрашивает, кто она, и Фернан указывает на Леонора. Король удивлен, узнав, что Фернан - его успешный соперник. Внезапно передумав, он приказывает Фернану и Леонору пожениться в течение часа. Леонор испытывает смешанные чувства страха и восторга. Она решает, что Фернан должен быть проинформирован о ее прошлом, и отправляет к нему Инес. Однако Леонору неизвестно, что Инес арестовывают до того, как увидит его. Правду Фернан узнает только после свадебной церемонии. Считая себя опозоренным королем, он ломает свой меч, покидает Леонор и доверяет себя Бальтазару.
Дочь Бальтазара, королева, умерла от ревности и горя, и ее тело было отправлено ему в монастырь Святого Иакова. Читаются молитвы за ее кончину. Фернан готовится войти в свою новую религиозную жизнь. Леонор входит в изнеможении и теряет сознание перед крестом. Сначала Фернан отвергает ее, но, в конце концов, тронутый ее любовью и искренностью, он снова готов отдаться ей, но уже слишком поздно, Леонор снова падает в обморок и умирает у него на руках.
В 1840 году Рихард Вагнер сделал аранжировки произведения для фортепиано, флейты и скрипичного дуэта.
Антонио Паскулли написал концерт на темы из оперы для гобоя. и фортепиано / оркестр (ок. 1879).
Год | Актерский состав. (Леонор, Фернан,. Альфонс, Бальтазар) | Дирижер,. Оперный театр и оркестр | Этикетка |
---|---|---|---|
1912 |
| Франсуа Рульманн,. Оркестр и хор оперы -Comique de Paris. (на французском языке) | Аудио: Pathé (21 запись) |
1950 | Ренато Челлини,. Orchestra e Coro del Palacio de Bellas Artes di Mexico | Черный диск: Cetra LO 2-3 | |
1955 | Анджело Кеста,. Оркестр Sinfonica e Coro della RAI di Torino | Аудиодиск: Уорнер Фонит | |
1955 | Альберто Эреде,. Maggio Musicale Fiorentino Хор и оркестр | Аудио компакт-диск: Decca | |
1967 | Бруно Бартолетти,. Orchestra e Coro del Teatro Colón di Buenos Aires. (концерт, 26 июня 1967) | Аудиодиск: Великие оперные представления 703 | |
1968 | Этторе Грасис,. Оркестр е Coro del Teatro Regio di Torino. (концерт, 28 марта 1968) | Audio CD: Melodram MEL 27020 | |
1971 | Оливьеро Де Фабритиис,. Симфонический оркестр NHK и Japan Chorus Union. (концерт, 13 сентября 1971 г.) | Аудиодиск: OM24165. Opera Magic DVD: King Records (Япония) | |
1973 |
| Карло Феличе Чилларио,. Оркестр Оперного театра Сан-Франциско и Хор. (концерт, 7 сентября 1973 г.) | Аудиодиск: Freque nz |
1974 | Ричард Бониндж,. Театр Комунале ди Болонья Хор и оркестр | Аудио Компакт-диск: Decca | |
1975 | Ив Келер,. Нью-Йорк Сити Опера Оркестр, Хор Бруклинского колледжа | Аудиодиск: ГАЛА | |
1976 | Франческо Молинари Праделли,. Оркестр и Коро дель Театро Комунале ди Генуя | Аудио компакт-диск: Dynamic CDS 480 | |
1978 | Хесус Лопес-Кобос,. Метрополитен-опера Оркестр и хор. (концерт, 11 марта 1978 г.) | Аудиодиск: Бенсар. Кат.: OL 31178 | |
1991 |
| Донато Рензетти,. RAI Milano | Аудиодиск: Фонит |
1999 | Марчелло Виотти,. Оркестр Мюнхенского радио и Хор Баварского радио. (на французском языке) | Аудиодиск: RCA Red Seal. Каталожный: 74321 66229-2 | |
1999 |
| Антонелло Аллеманди,. Оркестр и хор Театра Капитолия Тулузы. (на французском языке) | DVD: Opus Arte |
2017 | Карел Марк Чичон, Баварский государственный оркестр и хор (на французском языке) | DVD: Deutsche Grammophon |
Примечания
Источники