La dame blanche | |
---|---|
Комическая опера автора Франсуа-Адриан Буальдье | |
Композитор ок. 1815 | |
Перевод | Белая Дама |
Либреттист | Эжен Скриб |
Язык | Французский |
На основе | романов Вальтер Скотт |
Премьера | 10 декабря 1825 г. (1825-12-10). Комическая опера, Париж |
Белая дама (Белая леди) - это опера комик в трех действиях французского композитора Франсуа-Адриана Буальдье. либретто было написано Эженом Скрибом и основано на эпизодах не менее пяти произведений шотландского писателя сэра Вальтера Скотта, включая его романы Гай Мэннеринг (1815), Монастырь (1820) и Аббат (1820). Опера имеет типичные элементы романтики в его готическом стиле, включая экзотический шотландский регион, потерянный наследник, таинственный замок, спрятанное состояние и призрак, в данном случае доброжелательный. Произведение было одной из первых попыток ввести фантастику в оперу и послужило образцом для таких произведений, как Джакомо Мейербер Роберт le diable (1831) и Шарль Гуно. 's Faust (1859). Музыкальный стиль оперы также оказал сильное влияние на более поздние оперы, такие как Лючия ди Ламмермур, Пуританцы и La jolie fille de Perth.
La dame blanche была первой исполнена 10 декабря 1825 года в Комической опере в Театре Фейдо в Париже. Он имел большой успех и стал резервом оперного репертуара 19 века во Франции и Германии. К 1862 году Комическая опера дала более 1000 спектаклей «Бланш».
Впервые он был исполнен в Англии на английском языке как The White Lady в Drury Lane Theater 9 октября 1826 года и в США на французском языке в Théâtre d'Orléans 6 февраля 1827 года.
Популярность оперы стала падать к самому концу XIX века, и с тех пор ее выступления стали редкостью. Опера была возрождена в Париже в 1996 году дирижером Марком Минковским, а в 2020 году - в Опере Комик. Сделаны различные записи оперы (см. Ниже).
Увертюра была составлена из тем Буальдье его учеником Адольфом Адамом.
Партитура Буальдье очень выразительна и полна поразительных цифр. Особо следует отметить балладу Дженни, вступительную арию Брауна и музыку в исполнении Анны, которая очень витиеватая и предваряется арфовыми арпеджио всякий раз, когда появляется Белая Дама. Центральным драматическим центром оперы является аукционная сцена, ансамбль в итальянском стиле, интенсивность которого не сравнима и не превзойдена ни одной другой комической оперой того периода, будь то Буальдье или его современники. ария из оперы, которая сегодня чаще всего исполняется в сольном исполнении, - это тенор ария «Viens, gentille dame» («Приди, нежная леди»). В опере также используются шотландские народные мелодии.
Роль | Тип голоса | Премьерный состав, 10 декабря 1825 г.. (дирижер: Шарль-Фредерик Кройбе ) |
---|---|---|
Гавестон, старый управляющий графов Авенеля | бас | Генри Дешейн |
Анна, его ученица | сопрано | Антуанетта-Эжени Риге |
Жорж Браун, молодой Английский офицер | тенор | Луи-Антуан-Элеонора Поншар |
Диксон, фермер графов Авенель | тенор | Луи Фереоль |
Дженни, его жена | меццо-сопрано | Мари-Жюли Халлиннер |
Маргарита, старая служанка графов Авенеля | меццо-сопрано | Мария Дебросс |
Габриэль, служанка на ферме Диксона | бас | Белни |
МакИртон, мировой судья | бас | Фирмин |
Деревенские люди и т. Д. (хор ) |
Граф и графиня Авенель оба умерли в изгнании, оставив судьбу своего замка и поместья их нечестивцам и тарелкам единственный управляющий, Гавестон. Предполагается, что имущество перейдет к сыну Авенеля, Жюльену, но он пропал. Диксон, фермер-арендатор на земле покойного графа, и его супруга Дженни собираются отпраздновать крещение своего маленького сына, когда понимают, что у них нет крестного отца. На эту роль предлагает молодой офицер английской армии Джордж Браун. Диксон сообщает Брауну, что замок будет продан с аукциона Гавестоном, который надеется купить его и титул себе. Дженни поет балладу о Белой леди ("D’ici voyez ce beau domaine"), где "Белая леди" является духом-хранителем Авенелов. Диксон получает корреспонденцию от Белой Леди, манящей его в замок. Поскольку он слишком напуган, чтобы повиноваться, Браун идет на его место.
Тем временем Анна, сирота, воспитанная Авенелами, рассказывает пожилой домработнице Маргарите, как она заботилась о раненом солдате, который напомнил ей Жюльена, который был возлюбленным ее детства. Гавестон объявляет о своих планах провести аукцион на следующее утро. Появляется Браун, ищущий убежища на ночь. Оставшись один, он поет каватину «Viens, gentille dame». Входит Анна, замаскированная под Белую Даму, в белой вуали. Она узнает в Брауне солдата, о котором она заботилась в Ганновере. Завтра он должен безоговорочно подчиняться ей. Браун соглашается сделать это.
На следующее утро состоится аукцион. От имени арендаторов Avenel Диксон делает ставку против Гавестона, но быстро достигает своего предела. По просьбе Анны помочь Диксону Браун делает ставку на аукционе и вскоре перебивает ставку стюарда, покупая замок за 500 000 франков. Однако у Диксона нет денег, и если он не заплатит до полудня, его бросят в тюрьму.
Анна и Маргарита ищут статую Белой Дамы, в которой спрятаны богатства Авенелов.. У Брауна возникает любопытное ощущение, что он каким-то образом помнит замок. Тем временем Гавестон получает известие, что Джордж Браун на самом деле пропавший Жюльен Авенель, хотя сам Браун не знает об этом. Анна подслушивает новости и приводит в действие план. В 12 часов дня появляется Белая Дама с сундуком с сокровищами. Помешанный, Гавестон в ярости срывает ее вуаль, чтобы разоблачить Анну, которая затем раскрывает истинную личность Брауна как Жюльена. Жюльен и Анна счастливо воссоединились.
Примечания
Источники