La Maison Cubiste (Дом кубистов ), также называемый Projet d'hôtel, был архитектурной инсталляцией в разделе Art Décoratif 1912 г. Париж Осенний салон, представивший кубистское видение архитектуры и дизайна. Критики и коллекционеры, присутствующие на выставке, впервые столкнулись с перспективой кубистской архитектуры.
Фасад был разработан скульптором Раймоном Дюшаном-Вийоном. Дизайн интерьера дома был разработан художником и дизайнером Андре Маре в сотрудничестве с художниками-кубистами из группы Section d'Or.
La Maison Cubiste имел гипсовый фасад размером 10 на 8 метров с геометрической отделкой, за которым находились две меблированные комнаты; гостиная (Салон Буржуй) и спальня. Картины Альберта Глейза, Жана Метцингера, Мари Лорансен, Марселя Дюшана, Фернана Леже и Роджера де ла Френэ повесили в салоне. Тысячи зрителей в салоне прошли через натурную модель.
В то время как фасад и картины в инсталляции были вдохновлены кубизмом, украшение интерьера - Андре Маре, был также одним из первых важных примеров ар-деко. Маре, художник, работал с группой художников над дизайном обоев, обивки, подушек, ковров и других украшений комнат. В оформлении использовались яркие цвета и цветочные узоры, в частности стилизованные гирлянды и букеты роз, которые стали одной из основных тем раннего ар-деко. Слава Maison Cubiste положила начало карьере Mare; после Первой мировой войны он вместе с Луи Суэ основал дизайнерскую компанию Compagnie des Arts Francais. Он спроектировал два больших павильона и главный вход на выставку 1925 Exposition des Arts Decoratifs, давшую название ар-деко, а позже спроектировал интерьеры знаменитых французских трансатлантических лайнеров, в том числе SS le de Франция.
Это был ранний пример художественного декора, дом, в котором кубистское искусство могло быть представлено в комфорте и стиле современной буржуазной жизни. Кубизм был признан важным для широкого круга приложений, выходящих за рамки изобразительного искусства. Движение открыло путь к новым возможностям, современному геометрическому видению, которое можно было адаптировать к архитектуре, дизайну интерьера, графике, моде и промышленному дизайну; основа ар-деко.
Le Salon Bourgeois, спроектированная Андре Маре внутри La Maison Cubiste, в секции декоративного искусства Осеннего салона, 1912, Париж. Femme à l'Eventail Метцингера на левой стенеМаре называл гостиную, в которой висели кубистские картины, Салоном Буржуа. Леже назвал это имя «идеальным». В письме к Маре перед выставкой Леже пишет: «Ваша идея для нас абсолютно великолепна, действительно великолепна. Люди увидят кубизм в его домашней обстановке, что очень важно».
Фасад дома (Архитектурный фасад), спроектированный Раймоном Дюшаном-Вийоном, не был очень радикальным по современным стандартам; перемычки и фронтоны имели призматическую форму, но в остальном фасад напоминал обычный дом того периода. Комнаты были обставлены буржуазно, красочно и довольно традиционно, особенно по сравнению с картинами. Критик Эмиль Седейн описал работу Мара в журнале Art et Décoration: «Он не смущает себя простотой, потому что он размножает цветы везде, где их можно поставить. Эффект, которого он добивается, несомненно, является эффектом живописности и веселья. Он добивается этого». Элемент кубизма был обеспечен картинами. Несмотря на свою непринужденность, инсталляция была раскритикована некоторыми критиками как чрезвычайно радикальная, что помогло ей добиться успеха. Эта архитектурная инсталляция впоследствии была выставлена на Armory Show в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне в 1913 году.
Метцингер и Глейз в Du "Cubisme", написанные во время сборки La Maison Cubiste, описали автономный характер искусства, подчеркнув, что декоративные соображения должны не руководить духом искусства. Декоративные работы называли «антитезой картины». «Настоящая картина, - писали Метцингер и Глейзес, - несет в себе смысл своего существования. Ее можно перенести из церкви в гостиную, из музея в кабинет. По сути, независимая, обязательно необходимая. полное, оно не обязательно должно немедленно удовлетворять ум: напротив, оно должно постепенно вести его к воображаемым глубинам, в которых пребывает координирующий свет. Он не гармонирует с тем или иным ансамблем; он гармонирует с вещами в целом., со вселенной: это организм... »
« Ансамбли Маре были приняты в качестве рам для кубистских работ, потому что они позволили картинам и скульптурам их независимость », - писал Кристофер Грин,« создавая игру контрастов, отсюда участие не только самих Глейзес и Метцингер, но и Мари Лорансен, братьев Дюшанов (Раймон Дюшан-Вийон проектировал фасад) и старых друзей Маре Леже и Роже Ла Френэ ". По этому случаю во французской газете Excelsior 2 октября 1912 года была опубликована статья под названием Au Salon d'Automne "Les Indépendants". Excelsior была первой публикацией, в которой фотографические иллюстрации использовались в средствах массовой информации; съемка фотографий и публикация изображений для того, чтобы рассказывать новости. Таким образом, L'Excelsior был пионером фотожурналистики.
Уолтер Пах, президент знаменательной выставки 1913 года, известной как Armory Show, написал по этому случаю брошюру «Архитектура скульптора», в которой он обсуждал La Maison Cubiste Дюшана-Вийона как образец нового архитектурного стиля для современной эпохи. «Его работа М. Дюшана-Вийона является примером того, какие возможности содержатся в стиле, подобном нынешнему, философия которого является основой», - пишет Пах, - «а не ограничением». Продолжая, Пах пишет: «Его работа в области архитектуры ни в коем случае не является отходом от его скульптуры, но является ее продолжением. В нынешнем фасаде он имеет просто« субъект », организация которого должна была развиваться из форм, предложенных скульптором. мужчина или женщина ».
Когда коллекционер произведений искусства Майкл Штайн, брат Гертруды Стайн, впервые представил Паху работу Дюшана-Вийона, он отметил, что она« превосходно подходит для потребности строительства с бетоном ». Пах согласился. Но беседа со скульптором убедила Паха, что этот стиль впервые нашел применение в строительстве из камня и что он возник из «признания и решения новой проблемы стали и камня».
Последнее слово, которое я хотел бы сказать об этом архитектура - это качество ответа на потребности Америки. У нас еще есть огромные территории, которые будут застроены в города, мы собираемся снести и восстановить большинство зданий, которые уже существуют. Благодаря свободе, которую этот порядок дает индивидуальному развитию, и его возможностям расширения, чтобы сделать его подходящим как для самого большого, так и для самого маленького здания, он, кажется, четко фиксирует тип нашего идеала. Перед фотографией небоскребов острова Манхэттен Раймон Дюшан-Вийон сказал, что он увидел возможности современного собора. (Вальтер Пах, 1913)
Дизайн фасада Maison Cubiste (Дом кубистов) от Раймонда Дюшана-Вийона (1912)
Жан Метцингер, 1912, Femme à l'Eventail (Женщина с веером), холст, масло, 90,7 x 64,2 см, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, экспонируется в Салоне Буржуа инсталляции
Раймонд Дюшан-Вийон, 1912, Projet d'hôtel, La Maison Cubiste (Дом кубистов), отчеты Оружейной выставки, Архив американского искусства
. Влияние Maison Cubiste трудно измерить. Никаких домов с таким же дизайном не было построено, а позднее резиденции в стиле деко и модерн строились по совершенно разным моделям. Тем не менее, дом очень успешно подчеркивал роль кубизма как альтернативы традиционному искусству и дизайну. Скандал в прессе, вызванный выставленными здесь картинами, во многом способствовал популярности кубистского искусства. Во многом благодаря популярности экспозиции термин «кубист» стал применяться ко всему современному, от женских стрижек до одежды и театральных представлений.
Дом Фара в Пелгржимове, Чешская Республика, с фасад в стиле барокко, перестроенный Павлом Янаком в стиле кубистского дома (1913)Ле Корбюзье, как сообщается, вызвал энтузиазм в La Maison Cubiste во время выставки 1912 года. «Он увидел в этом важные решения проблемы строительства из цемента». Впоследствии Ле Корбюзье выставил свою модель для Maison Citrohan (прототип массового производства) в Осеннем салоне 1922 года. Позже он построил Pavillon de l'Esprit Nouveau для Международной выставки декоративно-прикладного искусства и современной промышленности. 64>, 1925, Париж, событие, давшее название ар-деко. Неукрашенная прямоугольная коробка павильона Esprit Nouveau, однако, не имела ничего общего с Домом кубистов.
Никаких зданий, подобных Кубистическому дому, не было построено во Франции, но модель оказала влияние на Чехословакию (ныне Чешская Республика ), которая тогда была частью Австро-Венгерской империи, где архитекторы хотели показать свою независимость от венского стиля. В 1913 году чешскому архитектору Павлу Янаку было поручено реконструировать в кубистическом стиле фасад большого дома в стиле барокко - дома Фара в городе Пелгримов на юге Чехии. Янак переделал фасад в стиле барокко, добавив угловатые геометрические формы, похожие на модели кубистического дома в Париже. Из-за этого стремления к архитектурной независимости от Австрии многие дома в стиле ар-деко, в основном в более позднем более типичном стиле деко, находятся в Праге и других городах Чешской Республики.