La Comédie humaine (Французский: ; английский: The Human Comedy ) - Оноре де Бальзак 1829–48 мульти -томное собрание взаимосвязанных романов и рассказов о французском обществе в период Реставрации (1815–30) и июльской монархии (1830–48).
La Comédie humaine состоит из 91 законченного произведения (рассказов, романов или аналитических очерков) и 46 незаконченных произведений (некоторые из которых существуют только как названия). В него не вошли пять театральных пьес Бальзака и его сборник юмористических сказок: (1832–37).
Название сериала обычно считается намеком на Данте Божественную комедию ; а Фердинанд Брунетьер, известный французский литературный критик, предполагает, что это может происходить из стихов Альфреда де Мюссе или Альфреда де Виньи. В то время как Бальзак искал всестороннего охвата Данте, его название указывает на мирские, человеческие заботы писателя-реалиста. Истории размещаются в различных условиях, а персонажи снова появляются в нескольких историях.
Comédie humaine была результатом медленной эволюции. Первые произведения Бальзака были написаны без какого-либо глобального плана (Les Chouans - исторический роман; представляет собой аналитическое исследование брака), но к 1830 году Бальзак начал группировать свои первые романы (Sarrasine, Гобсек ) в серию под названием Scènes de la vie privée («Сцены из частной жизни»).
В 1833 году, с публикацией Эжени Гранде, Бальзак задумал вторую серию под названием «Сцены из жизни провинции» (Сцены из провинциальной жизни). Скорее всего, в том же году Бальзаку пришла в голову идея повторного появления персонажей от романа к роману, и первым романом, в котором использовалась эта техника, был Ле Пер Горио (1834–35).
В письме, написанном мадам Ганской в 1834 году, Бальзак решил реорганизовать свои работы в три большие группы, что позволило ему (1) интегрировать свою «Физиологию брака» в ансамбль и (2) отделить его самые фантастические или метафизические рассказы, такие как La Peau de chagrin (1831) и Луи Ламбер (1832), - в отдельный «философский» раздел. Это были три раздела:
В этом письме Бальзак продолжал говорить, что «этюды де Моэров» будут изучать влияние общества и затрагивать все гендеры, социальные классы, возрастов и профессий людей. Между тем, «Философские этюды» будут изучать причины этих эффектов. Наконец, третий «аналитический» раздел будет изучать принципы, лежащие в основе этих явлений. Бальзак также объяснил, что в то время как персонажи в первом разделе будут «индивидуальными типами» («индивиды, превращенные в типы»), персонажами «философских этюдов» будут «типы индивидуализируемые» (типы, превращенные в индивидов).
К 1836 году «Etudes de Moeurs» уже были разделены на шесть частей:
In В 1839 году в письме к своему издателю Бальзак впервые упомянул выражение Comédie humaine, и это название содержится в контракте, который он подписал в 1841 году. Публикации Comédie humaine в 1842 году предшествовало важное предисловие или «авангард». предложение »с описанием его основных принципов и общей структуры работы (см. ниже). В этом издании романы, выходившие серийно, вычеркивались из названий глав.
Планируемая коллекция Бальзака так и не была завершена. В 1845 году Бальзак написал полный каталог ансамбля, который включает работы, которые он начал или задумал, но так и не закончил. В некоторых случаях Бальзак перемещал работу между различными разделами по мере развития своего общего плана; приведенный ниже каталог представляет последнюю версию этого процесса.
Работы Бальзака медленно переводились на английский язык, потому что они воспринимались как неподходящие для викторианских читателей. Джон Уилсон Крокер напал на него в апрельском выпуске Quarterly Review за 1836 год, критикуя Бальзака за безнравственность, говоря, что «более низменный, подлый, более грязный мерзавец никогда не загрязнял общество…»., Le Curé de Tours, Le Médecin de campagne и несколько ранних рассказов подходили для женщин. Появились отдельные работы, но только в 1890-х годах появились «полные» версии из Эллен Маррэджэй в Лондоне (1895–188, сорок томов под редакцией Джорджа Сэйнтсбери, пять опущены как слишком шокирующие) и от Г.Б. Айвза и других в Филадельфии (1895–1900).
В 1842 году Бальзак написал предисловие («Авангард») к весь ансамбль, в котором он объяснил свой метод и структуру коллекции.
На основе работы биологов Жорж-Луи Леклерк, граф де Бюффон, Жорж Кювье и, самое главное, Этьен Жоффруа Сент-Илер, Бальзак объясняет, что он стремится понять «социальные виды» так, как биолог будет анализировать «зоологические виды», и для этого он намеревается описать взаимоотношения мужчин, женщин и вещей. Важность женщины подчеркивается утверждением Бальзака о том, что, хотя биолог может замалчивать различия между самцом и самкой льва, «в обществе женщина - это не просто самка мужчины».
Бальзак, тогда дает обширный список писателей и произведений, оказавших на него влияние, включая сэр Вальтер Скотт, Франсуа Рабле и Мигель де Сервантес.
Затем он описывает роль своего писателя как " секретарь ", записывающий" историю "общества; более того, он утверждает, что его интересует то, чего не пытался ни один предыдущий историк: история «moeurs» (обычаев, нравов и морали). Также он отмечает свое желание заглянуть за поверхность событий, показать причины и причины социальных явлений. Затем Бальзак исповедует свою веру в две глубокие истины - религию и монархию - и свою заботу о понимании человека в контексте его семьи.
В последней половине своего предисловия Бальзак объясняет различные части Comédie humaine (которые он сравнивает с «рамками» и «галереями») и которые являются более или менее окончательной формой коллекции (см. Ниже).
Благодаря своему объему и сложности, Комеди Человеческая затрагивает основные литературные жанры, модные в первой половине XIX века.
Исторический роман был европейским феноменом в первой половине XIX века - в основном благодаря произведениям сэра Вальтера Скотта, Джеймс Фенимор Купер и во Франции Александр Дюма, отец и Виктор Гюго. Первый роман Бальзака Les Chouans был вдохновлен этой модой и повествует о сельских жителях Бретани во время революции с похожими на Купера описаниями их одежды и манер.
Хотя основная часть Comédie humaine происходит во время Реставрации и Июльской монархии, есть несколько романов, действие которых происходит во время Французской революции, а другие - в средние века или эпохи Возрождения, в том числе «О Екатерине Медичи» и «Эликсир долгой жизни».
На поздние произведения Бальзака явно повлиял жанр популярного в то время сериализованного романа («римский фельетон »), особенно произведения Eugène Sue, которые сосредоточены на изображении тайных миров преступности и порока, которые скрываются под поверхностью французского общества, и на этосе мелодрамы, типичной для этих работ.
Многие короткие произведения Бальзака содержат элементы, взятые из популярного «римского нуара» или готического романа, но часто фантастические элементы используются в самых разных целях в Бальзака.
Его использование кожи магического осла в La Peau de chagrin, например, становится метафорой уменьшения мужской потенции и ключевым символом концепции энергии и воли Бальзака в современном мире.
Подобным образом Бальзак подрывает характер Мельмота Странника в своем «Примирении Мельмота»: Бальзак берет персонажа из фантастического романа (Чарльз Роберт Мэтьюрин ) который продал свою душу за власть и долгую жизнь и заставил его продать свою власть другому человеку в Париже... затем этот человек продает этот подарок по очереди, и очень быстро адская власть переходит от человека к человеку в Париже фондовая биржа, пока она не потеряет свою первоначальную силу.
Некоторые персонажи Бальзака, в частности Луи Ламберт, преодолевают мистические кризисы и / или развивают синкретические духовные философии относительно человеческой энергии и действий, которые в значительной степени основаны на жизни и творчестве Эмануэль Сведенборг (1688–1772). Как изображено в его работах, духовная философия Бальзака предполагает, что люди обладают ограниченным количеством духовной энергии и что эта энергия рассеивается посредством творческой или интеллектуальной работы или посредством физической активности (включая секс), и это стало символом в его философской сказке La Peau de chagrin, в котором кожа волшебного дикого осла наделяет своего владельца неограниченными способностями, но сужается каждый раз, когда используется в науке.
Ниже приведены некоторые из основных тем, которые повторяются в различных томах Комедии Человека:
Бальзак часто оплакивает утрату дореволюционного общества чести, которое теперь стало - особенно после падения Карла X Франции и прихода июльской монархии - В обществе преобладают деньги.
«В основе каждого состояния лежит преступление»: эта заповедь из «Красной гостиницы» постоянно повторяется в Comédie humaine, как биографическая правда (убийственная удача, сделки Горио с Революционной армией), и как знак коллективной вины французов перед ужасами Революции (и в первую очередь смертью Людовика XVI из Франции ).
Другой источник силы - звание. Люди хорошей крови стремятся к титулу, а люди с титулами - к званию пэра. Вступительный раздел «Секретов принцессы Кадиньян» объясняет, почему титул принца не распространен и не желанен во Франции (по сравнению с современной Германией или Россией).
Два молодых человека доминируют в Comédie humaine: Люсьен де Рубемпре и Эжен де Растиньяк. Оба талантливые, но бедные юноши из провинции, оба пытаются достичь величия в обществе благодаря заступничеству женщин, и оба вступают в контакт с Вотреном, но только Растиньяк добивается успеха, в то время как Люсьен де Рубемпре заканчивает свою жизнь самостоятельно. сдать в тюрьму в Париже. Разница в результатах отчасти объясняется взглядами Бальзака на наследственность: Растиньяк происходит из благородной семьи, в то время как только мать Рубемпре происходит из благородной семьи (он должен был получить королевское разрешение на использование фамилии своей матери вместо имени отца Шардон). Этот дефицит усугубляется тем фактом, что его мать не только вышла замуж за простолюдинка, намного ниже ее по положению, но и выполняла черную работу, чтобы прокормить себя, когда ее муж умер.
Другой контраст между и. Оба - разносторонне одаренные писатели. Блондет является естественным сыном префекта Алансона и описывается как остроумный, но ленивый, неизлечимо нерешительный, беспристрастный, политический атеист, участник игры политических мнений (наряду с Растиньяком), обладающий самым рассудительным умом из всех. день. Он женится на мадам де Монкорне и в конце концов становится префектом. Натан описывается как наполовину еврей и обладающий второсортным умом. Натан поддается лести недобросовестных финансистов и не видит, что они готовы обанкротить его для достижения своих целей. Блондет видит, что происходит, но не просветляет Натана. Падение побуждает Натана совершить попытку самоубийства методом «любой бедной работницы». Затем он продает картину правительству дня (по совету Блонде), чтобы обеспечить себе доход, и возвращается к жизни с актрисой / куртизанкой Флорин. В конце концов он принимает крест Почетного легиона (который раньше высмеивал) и становится защитником доктрины наследственности.
Comédie humaine часто изображает сложные эмоциональные, социальные и финансовые отношения между отцами и их детьми, а также между отцами и их наставниками, и эти отношения также метафорически связаны с вопросы государственности (король как отец, цареубийца), благородства (родословная, фамилии), истории (родительские секреты), богатства (происхождение родительского состояния, приданого) и художественного творчества (писатель или художник как отец произведения Изобразительное искусство). Отец Горио, возможно, самый известный - и самый трагический - из этих отцовских фигур, но в Ле Пер Горио Эжен де Растиньяк также встречает двух других отцовских фигур, Вотрена и Тайлефера, чьи стремления и методы определяют разные отцовские пути. Среди других значительных отцов в сериале - жестокий отец Эжени Гранде, который копит деньги, и Сезар Биротто, обреченный капиталист.
На одном конце шкалы мы имеем 100% материнское участие - как показано на примере воспитания сестер де Гранвиль () позже Месдам Феликс де Ванденесс и дю Тийе.
На другом конце шкалы у нас 0% материнского участия - как показано на примере воспитания Урсулы Мируэ четырьмя мужчинами: ее полудядя (атеист и республиканец), местный священник (святой), окружной судья (ученый) и отставной солдат (мирской).
У нас нет никаких сомнений в том, что именно второй вариант дает то, что Бальзак считает идеальной женщиной. Урсула набожна и склонна плакать при малейшем волнении.
Представления женщин в Comédie humaine чрезвычайно разнообразны - охватывают материал как романтических, так и массовых традиций - и включают идеализированных женщин (например, Полин в La Peau de огорчение или Эжени Гранде), трагическая проститутка Эстер Гобсек (Splendeurs et misères des courtisanes), светские дочери Горио и других женщин в обществе, которые могут помочь своим возлюбленным, мужественная и властная кузина Бетт, а также соблазнительный и невозможный объект любви (Федора в «Подушечке огорчения» или героиня «Филе о йе д'ор»). В последнюю категорию также входят несколько персонажей-лесбиянок или бисексуалов.
Заключительный план Бальзака (1845 г.) Comédie Humaine выглядит следующим образом (запланированные работы не включены; даты являются датами первоначальной публикации, независимо от того, была ли работа первоначально задумано как часть Комедии Человека):
Французский Wikisource содержит исходный текст, относящийся к эта статья: La Comédie humaine |
Wikisource содержит текст 1920 Encyclopedia Americana статьи Comédie Humaine. |