Grand Touring Endurance, сокращено до GTE или GTLM (из-за его использования в 24 часа Ле-Мана ), представляет собой набор правил, поддерживаемых Automobile Club de l'Ouest (ACO) для гоночных автомобилей grand tourer, используемых в гонках 24 часа Ле-Мана и связанных с ними сериях. Ранее этот класс назывался GT2, когда использовался в контексте 24 часов Ле-Мана, чтобы отличить его от более быстрых и мощных автомобилей GT1.
Класс, унаследованный от бывшего класса «GT3» в 1998 году, дебютировал в 1999 году под названием «GT» в 24 часах Ле-Мана, Американская серия Ле-Ман и Европейская серия Ле-Ман, а также как «N-GT» в чемпионате FIA GT Championship. В 2005 году этот класс был переименован в GT2, ниже более быстрого класса GT1 (ранее известного как GTS).
Первоначально доминировал Porsche 911 GT3 в версиях R, RS и RSR, но Ferrari 360 Modena, Ferrari F430 и Panoz Esperante также были успешными, как и BMW M3 в США. Были представлены и другие модели: Aston Martin V8 Vantage, Morgan Aero 8, Spyker C8 и TVR Tuscan.
, поскольку класс GT1 был исключен из В соревнованиях ACO в сезоне 2011 года класс GT2 был переименован в LM GTE в Европе и GT в США. Новыми главными соперниками Porsche 911 были Ferrari 458 Italia, Aston Martin V8 Vantage, Chevrolet Corvette, BMW M3, BMW Z4 (E89) и СТО Вайпер. Другими менее успешными моделями в начале 2010-х были Jaguar XK R, Lamborghini Gallardo, Lotus Evora и Ford GT.
. двумя доминирующими автомобилями были Porsche 911 RSR и Ferrari 458 Italia GT2 (по набранным очкам).
В сезоне 2018/19 наиболее конкурентоспособными автомобилями LM GTE являются Porsche 911 RSR, Ferrari 488 GTE Evo и Ford GT (по набранным очкам).
ACO определило ограничения и требования для категории LM GTE, чтобы гарантировать легитимность производства автомобилей. Автомобиль должен обладать "спортивными способностями с 2 дверями, 2 или 2 + 2 сиденьями, открытыми или закрытыми, которые можно совершенно законно использовать на открытых дорогах и которые доступны для продажи.. " ACO изменяет свои правила для «мелких производителей» (выпускается менее 2000 автомобилей в год). Чтобы иметь право на участие, крупный производитель должен производить не менее одного автомобиля в неделю, а мелкий производитель - один автомобиль в месяц. Автомобили будут допущены к участию в гонках, когда будет произведено 100 дорожных автомобилей для крупных производителей или 25 дорожных автомобилей для мелких производителей. Автомобиль должен иметь официальную стартовую кампанию и сеть продаж. Двигатель должен использоваться в серийном автомобиле; Хотя обычно это двигатель дорожного автомобиля, ACO сделала исключения для таких автомобилей, как BMW Z4 GTE, которые используют двигатели других моделей. Углеродное волокно, титан и магний запрещены, за исключением специальных деталей, таких как спойлеры или колеса. Разрешены автомобили с карбоновым кокпитом (не прикрепленным напрямую к подвеске). Объем двигателя ограничен 5,5 л без наддува или 4,0 л с турбонаддувом. Для SRT Viper предоставляется специальный отказ от 8,0 л. Минимальный вес 1245 кг, включая водителя, топливо, шлем и жидкости. В автомобилях всегда должны быть рабочие фары и дворники. Чтобы отличаться от более быстрых Le Mans Prototypes ночью, автомобили LM GTE должны использовать желтые фары (не в WEC). Полный привод запрещен, в то время как двигатель антипробуксовочной системы разрешен. Коробки передач ограничены шестью передачами переднего хода. Все автомобили должны также иметь камеры заднего вида в дополнение к боковым зеркалам.
LM GTE Pro | LM GTE Am | |
---|---|---|
Минимальный вес | 1245 кг (2745 фунтов) (возможно, при соблюдении Баланса характеристик ) включая водителя, топливо, шлем и жидкости | |
Максимальная длина | 4800 миллиметров (190 дюймов) | |
Максимальная ширина | 2050 миллиметров (81 дюйм) (без зеркал заднего вида) | |
Объем двигателя | без наддува:. 5,5 литра (340 дюймов) с турбонаддувом / наддувом: 4,0 литра (240 дюймов) | |
Размер топливного бака | 90 литров (24 галлона США) (при условии соблюдения требований платежного законодательства)) | |
Водители | свободный состав | от 2 до 3 водителей, минимум 1 бронза плюс. 1 бронза или серебро |
Разрешается один набор модификаций автомобилей каждые два года. Совершенно новым автомобилям разрешается один дополнительный набор модификаций в первый год соревнований. Ежегодно в Ле-Мане допускаются небольшие аэродинамические модификации. Если дорожный автомобиль модернизируется новой деталью, эту часть также можно использовать на автомобиле LM GTE путем обновления омологации. Производители также могут подать заявление об исключении, разрешающем омологацию автомобилей или запчастей, которые обычно запрещены правилами.
В целом технический регламент направлен на то, чтобы автомобили LM GTE оставались относительно близкими к дорожным автомобилям с точки зрения деталей и размеров. Аэродинамические устройства, такие как спойлеры, строго регулируются. Есть также незначительные требования, оставшиеся от более ранней эпохи Ле-Мана, например, требование не менее 150 кубических дециметров багажного отделения.
В Ле-Мане LM GTE делится на два класса: GTE-Pro и GTE-Am. Автомобили GTE-Am должны быть старше одного года или быть построены в соответствии со спецификациями предыдущего года и иметь ограничения по квалификации водителей, допущенных к составу.
Комитет по выносливости ACO имеет абсолютное право изменять баланс характеристик автомобилей LM GTE путем корректировки веса, двигателя или аэродинамики. Ограничители воздуха используются со значениями по умолчанию для определенных мощностей двигателя.
На «24 часа Ле-Мана» в 2015 году ACO анонсировало ряд изменений в классе LM GTE на сезон 2016 года. Целью изменений является повышение характеристик автомобилей по сравнению с техникой GT3, с которой они конкурируют в определенных сериях, при одновременном снижении стоимости и повышении безопасности автомобилей. Правила будут менее строгими, и поэтому будет меньше полагаться на исключения, позволяющие некоторым автомобилям участвовать в соревнованиях. Одним из примеров этого является увеличенная свобода аэродинамического развития в определенных областях автомобиля. Новые автомобили смогут участвовать в LM GTE Pro с 2016 года вместе со «старой» спецификацией автомобиля, прежде чем станут доступными для LM GTE Am в 2017 году. В 2018 году «старая» спецификация автомобиля будет вне конкуренции.
Производитель | Модель | Год | |||
---|---|---|---|---|---|
Aston Martin | Aston Martin Vantage GT2 / GTE | 2008–2019 | |||
Aston Martin Vantage AMR | 2018- | ||||
BMW | BMW M3 GT2 | 2009–2012 | |||
BMW Z4 GTE | 2013–2015 | ||||
BMW M6 GTLM | 2016–2017 | ||||
BMW M8 GTE | 2018- | ||||
Chevrolet | Chevrolet Corvette C6.R | 2009–2013 | |||
Chevrolet Corvette C7.R | 2014–2019 | ||||
Chevrolet Corvette C8.R | 2020- | ||||
Dodge SRT | SRT Viper GTS-R | 2012–2015 | |||
Ferrari | Ferrari F430 GT2 | 2008–2010 | |||
Ferrari 458 Italia GT2 | 2011 –2015 | ||||
Ferrari 488 GTE | 2016–2017 | ||||
Ferrari 488 GTE Evo | 2018- | ||||
Ford | Ford GT GT2 | 2008–2011 | |||
Ford GT LM GTE | 2016–2019 | ||||
Jaguar | Jaguar XKR GT2 | 2010–2011 | |||
Lamborghini | Lamborghini Gallardo LP 560-4 | 2009 –2011 | |||
Lotus | Lotus Evora GTE | 2011–2012 | |||
Panoz | Panoz Abruzzi | 2011 | |||
Porsche | Porsche 911 GT3 RSR | 2006–2012 | |||
Порше 911 RSR (991) | 2013–2016 | ||||
Porsche 911 RSR | 2017–2019 | ||||
Porsche 911 RSR-19 | 2019- | ||||
Spyker | Spyker C8 Laviolette GT2-R | 2008–2010 | |||
Источник: |