Lạc Việt

редактировать
Lạc Việt
Вьетнамское имя
вьетнамский Lạc Việt
Хан-Ном

LAC Việt или Luoyue ( ~ , пиньинь: Luòyuè ← Средний китайский : * lɑk̚-ɦʉɐt̚ ← древнекитайском * RAK-ват) была группа австроазиатской племен, которые населяли древний северный Вьетнам, и, в частности, древний красный Дельта реки, ок. С 700 г. до н.э. до 100 г. н.э., во время последнего этапа неолита Юго-Восточной Азии и начала периода классической античности. С археологической точки зрения они были известны как донгсоновские. Лак Вьет был известен тем, что отливал большие бронзовые бочки Heger Type I, выращивал рис-сырец и строил дамбы. Это также люди, у которых были самые ранние письменные упоминания о Юго-Восточной Азии. Они являются владельцами культуры Đông Sơn бронзового века на материковой части Юго-Восточной Азии и широко считаются вьетнамцами своими предками.

Деталь наскального искусства Цзоцзян Хуашань

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Этимология
  • 2 Мифология
  • 3 История
  • 4 Язык и генетика
  • 5 Культура и общество
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 ссылки
  • 9 Библиография

Этимология

Этимология этнонима Lc сомнительна.

Основываясь на замечаниях китайских наблюдателей о том, что рисовые поля жителей Лока зависят от систем управления водными ресурсами, таких как приливное орошение и осушение, так что затопленная, заболоченная дельта Красной реки может быть подходящей для сельского хозяйства, многие ученые решили найти ее этимологию в семантическом поле. "воды". Японский ученый Гото Кимпей связывает Lạc с вьетнамским существительным lạch ~ rạch «канава, канал, водный путь». Вьетнамский ученый Vũ Thế Ngọc цитирует мнение Nguyễn Kim Thản о том, что Lạc просто означает «вода» и сопоставимо с фонетически подобными элементами в двух соединениях nước rạc (букв. «Приливная (приливная) вода») и cạn rặc (букв. « Полностью высохшая »). [воды]").

С другой стороны, французский лингвист Мишель Ферлус предполагает, что 駱 / 雒 (OC * rak) односложно от ареального этнонима * b.rak ~ * p.rak за счет потери первого элемента в ямбическом кластере. Этноним * b.rak ~ * p.rak лежит в основе * prɔːk, этнонима народа ва, * rɔːk, этнонима подгруппы кхму, и, возможно, этнонима народа бай (白族Báizú). Ферлус также предполагает, что * b.rak ~ * p.rak лежит в основе первого слога Bǎiyuè (lt;OC * prâk - wat) 百Bǎi (lt;OC * prâk), изначально просто фонограммы для преобразования этнонима * p.rak ~ * b.rak еще позже реконструировали как "сотку". Ферлус этимологизирует 百bǎi lt;* p.rak и 白bái lt;* b.rak, использовавшееся для обозначения популяций к югу от Китая, как от etymon * p.ra: k « таро gt; съедобный клубень », лежащего в основе значения родственных слов Кра-Дай. «таро» (например, тайский เผือกpʰɨak D1, Lakkia ja: k, Paha paːk и т. д.); и Ферлус дополнительно предполагает, что * p.ra: k использовалось рисоводителями для обозначения садоводов, выращивающих таро.

Мифология

Во вьетнамской мифологии Лук, гигантская птица, похожая на журавля, явилась древним племенам южного Китая и провела их через трудное путешествие в северный Вьетнам. Эта загадочная птица позже была изображена на сложных бронзовых барабанах северной вьетнамской культуры Тонг Сон, процветавшей в бронзовом веке. Предки народа Lc назвали себя Lc Việt в честь птицы в его честь.

История

Барабан Донг Сон выставлен в Musee Guimet

Согласно легенде, Lạc Việt основали государство Ван Ланг в 2879 году до нашей эры. Они образовали свободный круг власти во главе с лорскими лордами и князьями, территория подразделяется на феодальные владения, которыми управляют потомственные вожди. Их вождей называли Lc kings ( короли Hng), которым служили маркизы Lc и генералы Lc. Согласно Ши цзи по Сыма Цяня, Ау - Лак упоминался как «Западная Оу» (ст. Tây Âu) и «Л» (v. LAC), и они были сосредоточенные в категорию Baiyue по Sinitic народов к северу.

В период Воюющих царств «сек энциклопедию Анналы Люй Бувэя упоминается имя Yueluo越駱(SV: Việt LAC), который ученый Хань периода в Гао Вы утверждаться его название страны (國名).. Тем не менее, ни Анналы Люй Бувэя ни Гао Вы указали, где Юэлуо был найден.

Согласно хронике четвертого века, Тхок Пан (король Ан Дунг) возглавил племя Си Оу или Ау Виот покорил Лак и сформировал королевство Ау Лук примерно в 257 году до нашей эры. Новые повелители Ау основали свою штаб-квартиру в Тай Ву, где они построили большую цитадель, известную в истории как Cổ Loa или Cổ Loa Thành, «Древняя цитадель Раковины». Когда Чжао Туо, основатель Наньюэ, завоевал Ау Луц и установил китайское правление над дельтой в 180 г. до н.э., эти князья Лака стали его вассалами. В 111 г. до н.э. династия Западная Хань завоевала Наньюе и включила земли Лак-Вьет в свою империю, основала на территории современного Вьетнама командования Цзяочжи, Цзючжэнь и позже Ринан.

Реагируя на китайскую попытку колонизации и цивилизации, Лак во главе с двумя женщинами-сестрами Трунг восстал против правящего класса сититов в 39 году нашей эры. После кратковременного обретения независимости во время восстания сестер Чунг, вожди и элиты Лаков были убиты, депортированы и вынуждены принять ханьскую культуру китайским генералом Ма Юанем.

Позже китайские историки, писавшие об экспедиции Ма Юаня, называли озеро «Лак Юэ» или просто «Юэ». Кроме того, нет никакой информации и записей о Лаке после 44 года нашей эры. Некоторые из них бежали в южные глубинки. Согласно Книге Хань (закончил в 111 н.э.), Западная Хань официальный Цзя Juanzhi упоминалось, в Chuyuan лет (48 - 44 до н.э.) от императора Юань Хань «s правления, а Luoyue люди, которые жили далеко к югу от центрального государства и чьи обычаи он презирал.

Язык и генетика

Язык Лак Вьет остается спорным.

Обычно считается, что Лак Вьет являются австроазиатскими спикерами. В частности, считается, что они должны быть кхмерский -speaking по синолога Эдвард Шафер. Французский лингвист Мишель Ферлус в 2009 году пришел к выводу, что они были носителями северного Вьетнама (Viet-Muong), и считает, что вьетнамцы являются прямыми потомками донгсоновцев (т. Е. Lac Viet). Кейт Тейлор (2014) предполагает, что жители Лак Вьет были либо прото-вьетнамскими, либо говорящими на кхмуикском языке, еще одной австроазиатской группой, населяющей северо-запад Вьетнама и север Лаоса. Джеймс Чемберлен (2016), с другой стороны, предполагает, что Лак Вьет были предками говорящих на центральном тайском языке и говорящих на юго-западном тайском языке (включая тайцев ); однако, основываясь на слоях китайских заимствований в прото- юго-западном Тай и других исторических свидетельствах, Pittayawat Pittayaporn (2014) предполагает, что миграция на юго-запад юго-западных тайоязычных племен из современного Гуанси на материк Юго-Восточной Азии должна была происходить иногда между не ранее VIII – X вв. н.э. Археологические данные показывают, что в период до Донгсона дельта Красной реки была явно австроазиатской, например, генетические образцы из захоронения Ман Бэк (датируемые 1800 годом до н.э.) находятся в непосредственной близости от современных австроазиатских носителей, а затем, в период Донгсона, генетические образцы примеры дают значительную долю представителей тайского племени (известных как Au, Li-Lao ), возможно, живущих вместе с говорящими на вьетском языке.

Культура и общество

Фигурка водяного буйвола и фермера, 500 г. до н. Э.

Лорды Лок были потомственными аристократами в чем-то вроде феодальной системы. Статус лордов передавался по семейной линии матери, а дань получали от общин земледельцев, которые практиковали групповую ответственность. В лонском обществе доступ к земле был основан на общинном использовании, а не на индивидуальной собственности, и женщины обладали правами наследования. В то время как в китайском обществе мужчины унаследовали богатство от своих отцов, в обществе Лока и мужчины, и женщины унаследовали богатство от своих матерей.

Древние ханьские китайцы описывали людей Ау Лока как варваров, нуждающихся в цивилизации, считая их безнравственными и скромными. Китайские хроники утверждают, что коренные жители дельты реки Хонг были недостаточно осведомлены о сельском хозяйстве, металлургии, политике, а их цивилизация была побочным продуктом китайской колонизации. Они отрицали культурную эволюцию in situ или социальную сложность, приписывая любое развитие китаизации, хотя они знали об этом «стабильном, структурированном, продуктивном, густонаселенном и относительно сложном» обществе, с которым они столкнулись. Запись 220-х гг. До н.э. сообщала о «неортодоксальных обычаях» жителей некоторых частей региона: «Подстригать волосы, украшать тело, втирать пигмент в руки и застегивать одежду на левой стороне - это путь Баквиета. В стране Тай-ву ( вьетнамское : Тай Ву) принято чернить зубы, шрамы на щеках и носить шапки из сомовой кожи, грубо сшитые шилом ». Хоу Ханьшу описал этот регион как густой с густыми лесами, полный прудов и озер, с бесчисленным количеством диких животных, таких как слоны, носороги и тигры, в то время как местные жители зарабатывали на жизнь охотой и рыбалкой, используя луки, стреляя отравленными стрелами, делая себе татуировки и в шиньоне и тюрбанах. Говорят, что они также умеют лить медные орудия и наконечники стрел, жевать орехи бетеля и чернить зубы. Однако такие описания царства мало похожи на то, что мы знаем: это не место плодородного возделывания или проживания в больших масштабах. Некоторые из описаний могут быть вполне применимы к регионам нынешних Гуанси и Гуандун, которые остаются негостеприимными на долгие годы, о чем свидетельствует перепись 2 года нашей эры.

Женщины пользуются высоким статусом в обществе Лока. Такое общество представляет собой матрилокальное общество, социальную систему, в которой супружеская пара проживает с родителями жены или рядом с ними. Таким образом, потомство матери женского пола остается жить в доме матери (или рядом с ним), образуя большие клановые семейные пары после брака, которые часто отправляются жить с семьей жены. Также было сказано, что протовьетнамское общество было матрилинейным. Статус лордов Лока передавался по линии матери, в то время как женщины обладали правами наследования. Кроме того, они также практиковали левират, что означало, что вдовы имели право выйти замуж за родственника своего покойного мужа, часто его брата, чтобы получить наследников. Эта практика предоставляла матери наследника, защищая интересы вдов и отражая женский авторитет, хотя некоторые патриархальные общества использовали его для сохранения богатства в пределах мужской родословной семьи.

Экономика характеризовалась сельским хозяйством с выращиванием влажного риса, тягловым скотом, металлическими лемехами, топорами и другими орудиями, а также ирригационными комплексами. Выращивание орошаемого риса могло начаться в начале второго тысячелетия до нашей эры, о чем свидетельствуют результаты палинологических последовательностей, в то время как металлические инструменты регулярно использовались до каких-либо значительных китайско-вьетских взаимодействий. Chapuis (1995) также высказал предположение о существовании удочки и некоторой специализации и разделения труда. Этот регион был также крупным узлом или центром межрегионального доступа и обмена, связанного с другим регионом через обширную внерегиональную торговую сеть, еще задолго до первого тысячелетия до нашей эры, благодаря своему стратегическому расположению, имея доступ к ключевым маршрутам взаимодействия и ресурсам, включая близость к крупным рекам или побережью и широкое распространение медных, оловянных и свинцовых руд. Ким (2015) полагал, что его экономическая и коммерческая ценность, включая его расположение и доступ к ключевым водным путям и экзотическим тропическим товарам, были основными причинами, по которым китайцы захватили регион, предоставив им неограниченный доступ к другим частям Юго-Восточной Азии.

Смотрите также

Примечания

использованная литература

Библиография

Последняя правка сделана 2023-03-19 06:25:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте