László Ede Almásy de Zsadány et Törökszentmiklós | |
---|---|
Бюст Ласло Альмаси в Венгерском географическом музее в Эрде | |
Родился | ( 1895-08-22)22 августа 1895 г. Боростянко, Австро-Венгрия |
Умер | 22 марта 1951 г. (1951-03-22)(55 лет) Зальцбург, Австрия |
Похороненный | Зальцбург, австрия |
Верность | Австро-Венгрия Венгрия Нацистская Германия |
Сервис / филиал | Австро-венгерская армия Австро-венгерские ВВС Немецкая военная разведка (Абвер) Люфтваффе |
Классифицировать | Гауптманн |
Ед. изм | 11-й гусарский австро-венгерский имперский и королевский авиационные войска Африканский корпус |
Битвы / войны | Первая мировая война Вторая мировая война |
Награды | Железный крест |
Ласло Эде Almásy де Zsadány и др Törökszentmiklós ( Hungarian : Almásy Ласло Эде, произносится [ɒlmaːsi Ласло ɛdɛ] ; 22 августа / 3 ноября 1895 - 22 марта 1951) был венгерский аристократ, автомобилист, пустыни исследователь, летчик, разведчик-лидер и спортсмен, послужила основой для главного героя романа Майкла Ондатье « Английский пациент» (1992) и одноименной экранизации (1996).
Алмаши родился в Боростьянко, Австро-Венгрия (сегодня Бернштейн-им-Бургенланд, Австрия ), в венгерской дворянской семье (его отцом был зоолог и этнограф Дьёрдь Алмаси ), и с 1911 по 1914 год учился в школе Берроу, расположенной в частный дом в Истборне, Англия, где его обучал Дэниел Уиллер.
Во время Первой мировой войны Алмаси присоединился к 11-му гусарскому полку вместе со своим братом Яношом. Алмаши участвовал в боевых действиях против сербов, а затем против русских на Восточном фронте. В 1916 году он был переведен в Австро-Венгерские Имперские и Королевские авиационные войска. После того, как в марте 1918 года его сбили над Северной Италией, Алмаси досидел до конца войны в качестве летного инструктора.
После войны Алмаси вернулся в Истборнский технический институт в Восточном Суссексе, Англия. С ноября 1921 г. по июнь 1922 г. он проживал по тому же адресу в Истборне. Он был членом новаторского Истборнского авиаклуба.
Вернувшись в Венгрию, Almásy стал личным секретарем епископа из Сомбатхих, Яноша Mikes, один из ведущих деятелей несостоявшегося послевоенных Габсбургов попытки восстановления. Молодой Алмаши оказался вовлеченным в эти события случайно в качестве водителя епископа Майка, когда король Венгрии Карл IV вернулся в Венгрию в 1921 году, чтобы претендовать на трон, и Майкеш помог ему добраться до Будапешта (откуда его вежливо, но твердо отправили обратно. в Австрию Миклошем Хорти, регентом Венгрии). После того, как он был представлен, король продолжал называть его «граф Алмаси», путать Ласло с другой ветвью семьи. Это было основанием для того, чтобы Алмаси использовал титул в своих интересах, в основном в Египте среди египетской королевской семьи, чтобы открыть двери, которые остались бы закрытыми для простого человека. Однако сам он в частных беседах признал, что это название незаконно.
После 1921 года Алмаши работал представителем австрийской автомобильной фирмы Steyr Automobile в Сомбатхей, Венгрия, и выигрывал много автомобильных гонок в цветах Steyr. Ему удалось убедить богатого друга, принца Антала Эстерхази, присоединиться к нему в поездке на Steyr из Александрии в Хартум, прежде чем отправиться в охотничью экспедицию к реке Диндер, что никогда раньше не было совершено на обычном автомобиле.
Поездка 1926 года из Египта в Судан по Нилу оказалась поворотным моментом в его жизни. Алмаси проявил интерес к этой местности и позже вернулся туда, чтобы погонять и охотиться. Он также продемонстрировал автомобили Steyr в условиях пустыни в 1929 году с двумя грузовиками Steyr и возглавил свою первую экспедицию в пустыню. В 1931 году Алмаси договорился с экспедицией Каир - Кейптаун, возглавляемой капитаном Г. Малинсом, сделать объезд и сопровождать его в Увейнат и северный Судан в том, что планировалось стать первым исследованием Ливийской пустыни на самолете. Его сопровождал граф Нандор Зичи. Они вылетели из аэропорта Будапешта Матьясфельд 21 августа на автомобиле De Havilland Gipsy Moth, который был куплен Зичи в Англии несколькими неделями ранее. Четыре дня спустя они разбились во время шторма недалеко от Алеппо. Оба остались только с царапинами, но самолет полностью разбился. Сирийские газеты сообщили, что они погибли, и экспедиция Малинс покинула Каир без них.
Ласло Альмаси с Нандором Зичи в аэропорту Матьясфельд, Будапешт, 1931 г.В 1932 году Альмаси вместе с тремя британцами, сэром Робертом Клейтоном, командиром эскадрильи HWGJ Пендерелом и Патриком Клейтоном отправился в экспедицию на поиски легендарного Зерзура, « Птичий оазис». Экспедиция использовала обе машины и самолет De Havilland Gipsy Moth, принадлежащий сэру Роберту Клейтону. Пока Алмаси ехал на двух машинах в оазис Куфра, сэр Роберт и Пендерел обнаружили долину с зеленой растительностью внутри плато Гильф-Кебир, которое, по их мнению, было одной из трех скрытых долин Зерзуры. Их попытки добраться до устья долины на машине не увенчались успехом.
Позже в 1932 году спонсор и попутчик Алмаси сэр Роберт Клейтон Ист-Клейтон умер от острого полиомиелита позвоночника, заразившегося в течение двух месяцев после завершения весенней экспедиции 1932 года на Гильф Кебир. (Роберт Ист-Клейтон умер, не от аварии посадки, как описано в Английском пациенте, но от инфекции, возможно, подобранной в ходе пустынной экспедиции. Однако, жена Восток-Клейтон Дороти, и пилот, сделал штамп в своеобразной авиакатастрофе, в Бруклендс 15 сентября 1933 г.)
Несмотря на неудачи, Альмаси удалось организовать еще одну экспедицию в Зерзуру весной 1933 года, на этот раз с исследователем пустыни принцем Камалем эль Дине Хусейном в качестве его спонсора. Его сопровождали командир эскадрильи HWGJ Пендерел, австрийский писатель Рихард Берманн (псевдоним Арнольд Холлригель ) и немецкий кинематографист и фотограф Ганс Каспариус. Этой экспедиции удалось войти в долину, открытую годом ранее, и косвенные доказательства, собранные у старого тибу в оазисе Куфра, подтвердили принадлежность долин к Зерзуре. Позже во время этой экспедиции Алмаси удалось войти в Вади Талх (третья долина Зерзуре), и в самом конце экспедиции Алмаси вместе с Лодовико ди Капориакко обнаружил доисторические наскальные изображения Айн Дуа в Джебель-Увейнат.
Осенью 1933 года Альмаси отправился в новую экспедицию, на этот раз с известным немецким этнографом Лео Фробениусом, его помощником Хансом Ротертом и рисовальщиком Элизабет Паули (позже Элизабет Йенсен). Они скопировали и каталогизировали известные места доисторического наскального искусства и сделали большое количество новых открытий в Каркур Талхе ( Джебель Увейнат ) и знаменитой Пещере Пловцов в Вади Сора в Гильф Кебир.
Весной 1934 года Алмаси возглавил экспедицию, организованную Королевским египетским автомобильным клубом, на Гильф Кебир и Джебель Увайнат. Экспедиция установила мемориальную доску принцу Келам эль Дину (который умер в прошлом году, нанеся еще один удар по амбициям Алмаси) на южной оконечности плато Гильф Кебир. Записка, оставленная экспедицией, сейчас хранится в Институте Генриха Барта в Кельне. В Джебель-Увейнат Алмаси посетил лагерь Сил обороны Судана, которым командует капитан Фрэнсис Годфри Бертрам Аркрайт, и вместе они сделали несколько новых открытий наскального искусства на юге Джебель-Увейната. Алмаши также посетил и скопировал панно с картинами, найденными капитаном Аркрайтом в Джебель-Киссу.
В феврале 1935 года Альмаси и его коллега Хансйоахим фон дер Эш стали первыми европейцами, которые восстановили контакт с племенем мадьярабов, живущим на острове Нил напротив Вади Халфа в Нубии, которые говорят по- арабски, но считаются потомками Нубийские женщины и венгерские солдаты служили в Османской армии в 16 веке. Счета Альмаси и фон дер Эша существенно различаются. В то время как Альмаси представляет открытие как свое собственное, фон дер Эш описывает встречу как произошедшую после того, как Альмаси покинул Вади Хальфа с графом Жигмондом Сечени и Йено Хорти во время охоты в Вади Ховар. Поскольку на единственной иллюстрации Алмаси изображена группа египетских феллахов, окружающих машину (ни одна машина не могла проехать на остров), а фон дер Эш показывает несколько фотографий, сделанных на острове, история последнего, скорее всего, правдива.
В апреле 1935 года, снова в сопровождении Хансйоахима фон дер Эша, Алмаси исследовал Великое песчаное море от Айн Далла до оазиса Сива, последнее оставшееся «белое пятно», не тронутое более ранними исследователями и исследованиями Патрика Клейтона. В своей книге Алмаси утверждает, что находился на службе у египетского правительства, что заставило некоторых авторов заявить, что Алмаси был картографом Ливийской пустыни в официальном качестве. Однако, как и в то время, Патрик Клейтон был еще «официальной» Ливийская пустыня пустыни геодезист из пустыни обследования отдела обследования Египта, а два были определенно не в хороших отношениях, это утверждение весьма маловероятно, не сохранившегося документального подтверждения.
В 1939 году с помощью Хансйоахима фон дер Эша Альмаси опубликовал немецкое издание сборника (а не всего текста) избранных глав из своих книг, опубликованных на венгерском языке.
У Алмаси никогда не было средств для финансирования своих экспедиций; он всегда полагался на финансовых покровителей, некоторые из которых вызывали подозрение у британских властей в Египте. К 1934 году и итальянцы, и британцы подозревали его в шпионаже в пользу другой стороны (хотя нет убедительных доказательств того, что он делал это для обеих сторон), а в 1935 году британские военные власти отказали ему в разрешении на повторную экспедицию в Увейнат.. Его внимание переключилось на другую страсть - авиацию, и он был глубоко вовлечен в организацию планерной деятельности в Египте под эгидой Королевского египетского авиационного клуба (президент которого, Тахер-паша, также предоставлял жилье Алмаси). Существует часто цитируемая городская легенда (распространенная в основном в Венгрии) о том, что в его честь была названа авиабаза Алмаза, но это не имеет абсолютно никакого основания; Первый аэродром Каира носил это название с момента своего основания во время Первой мировой войны, задолго до того, как Алмаси посетил Египет.
После начала Второй мировой войны в 1939 году Алмаси был вынужден вернуться в Венгрию. Британцы подозревали, что он был шпионом итальянцев, и наоборот. Хотя нет никаких доказательств того, что он участвовал в каком-либо тайном сборе разведывательной информации до войны, его явно не приветствовали власти по обе стороны границы Египта и Ливии. Венгрия официально присоединилась к державам оси, подписав Тройственный пакт 20 ноября 1940 года.
Николаус Риттер из немецкой военной разведки, Абвер, завербовал Алмаси в Будапеште. Как венгерский офицер запаса, ему было разрешено носить форму гауптмана (капитана / летного лейтенанта) немецких ВВС, Люфтваффе. Первоначально он работал над картами и описаниями стран, подготовленными Abteilung IV. Mil.Geo., затем его направили в коммандос абвера в Ливии под командованием майора Николауса Риттера, который использовал свой авиационный и пустынный опыт в различных миссиях. После провала « Плана Эль-Масри» и первой операции «Кондор» по переброске двух немецких шпионов в Египет (закончившийся угроблением одного из двух самолетов и ранением Риттера), Альмаси принял на себя командование подразделением.
Самым большим достижением Алмаси во время его военного пребывания в Северной Африке было успешное завершение операции «Салам», проникновения двух немецких шпионов через Ливийскую пустыню в тыл врага, аналогично тому, как это делала группа союзников в пустыне дальнего действия. Операция «Салам» не была секретной операцией; Алмаши и его команда были одеты в немецкую форму. Они использовали трофейные британские (канадские) автомобили и грузовики Ford с немецкими крестами, тайно включенными в камуфляжную окраску автомобилей. Альмаси успешно доставил двух агентов Абвера, Йоханнеса Эпплера и его радиста Ханса-Герда Сандстеде, в Асьют в Египте после перехода через Гильф-Кебир и оазис Харга. Неизвестно ни Алмаси, ни немецкому командованию, британским взломщикам кодов в Блетчли-парке удалось взломать ручной шифр Абвера, который Алмаси и шпионы использовали для их беспроводной передачи. Молодой аналитик разведки в Блетчли-парке Джин Алингтон (позже Джин Ховард) заметила сигнальный след. Однако, поскольку предупреждение британской штаб-квартиры ME в Каире прибыло слишком поздно (из-за неминуемой атаки Роммеля), сообщения Африканского корпуса имели более высокий приоритет в расшифровке и анализе, и Алмаси смог беспрепятственно вернуться в свою отправную точку в Джало.. Последующая операция «Кондор», настоящая шпионская миссия Эпплера и Сандстеде, потерпела полный провал. Они оба были схвачены в течение шести недель после прибытия в Каир.
Алмаши получил Железный крест ( Eisernes Kreuz) и повышение до капитана за успех операции «Салам». Однако его услуги в Северной Африке больше не понадобились, и он вернулся в Венгрию, где написал небольшую книгу о своем военном опыте в Ливии. Есть некоторые свидетельства того, что он поддерживал контакты с абвером до конца 1943 года.
После войны, когда к власти в Венгрии пришли коммунисты, Алмаши был арестован по обвинению в военных преступлениях и государственной измене за то, что он присоединился к вооруженным силам иностранной державы. Обвинение было основано в основном на его книге военного времени. Однако в ходе судебного разбирательства выяснилось, что ни прокурор, ни судья эту книгу не читали, поскольку советские оккупационные силы внесли ее в список запрещенных книг. В конце концов Алмаши оправдали с помощью влиятельных друзей. Однако после суда его начал искать и советский НКВД.
Он сбежал из страны, предположительно с помощью британской разведки, которая, как сообщается, подкупила венгерских коммунистических чиновников, чтобы обеспечить его освобождение. Взятку дал Алаеддин Мухтар, двоюродный брат короля Египта Фарука. Затем британцы увезли его в оккупированную британцами Австрию по поддельному паспорту на имя Йозефа Гроссмана, а затем отправили в Рим, где его сопровождал Ронни Уоринг, позже известный как герцог Вальдерано. Когда Алмаши преследовал « боевой отряд» из советского «Комитета государственной безопасности» ( Комитет государственной безопасности или КГБ ), Вальдерано посадил его на самолет в Каир.
Следует проявлять осторожность, принимая счет Вальдерано за чистую монету. Хотя он утверждал, что работал на МИ-6 в качестве «резидента» Рима, нет никаких подтверждающих доказательств того, что Алмаси помогала британская разведка, и эта история была опубликована только после широкой огласки в СМИ, вызванной фильмом 1996 года «Английский пациент». Если действительно, по слухам, Алмаси имел какие-либо контакты с британской разведкой во время и после войны, какие-либо доказательства все еще лежат в неизданных файлах разведки.
Вернувшись в Египет, Алмаси обеспечивал себя случайными заработками, некоторые из которых были связаны с авиацией, но также руководили охотничьими отрядами в других частях Африки. Среди его действий был дилер европейских автомобилей в Каире. Последний краткий момент его славы пришелся на декабрь 1950 года, когда король Фарук назначил его директором недавно основанного Египетского института исследования пустынь.
Мемориальная доска Ладислава Алмаси в замке БернштейнАлмаши заболел в 1951 году во время визита в Австрию. 22 марта он умер от осложнений, вызванных амебной дизентерией, заразившейся во время поездки в Мозамбик в прошлом году, в больнице в Зальцбурге, где он был затем похоронен. Эпитафия на его могиле, возведенный венгерской авиации и пустынных энтузиастов в 1995 году, с отличием его как «Пилот, Saharaforscher унд Entdecker дер Oase Zarzura» (Pilot, Sahara Explorer, и открыватель Zerzura Oasis ).
С самого начала он был членом Скаутского движения. В 1921 году Алмаши стал международным комиссаром Венгерской скаутской ассоциации. С графом Пала Телеки, он принял участие в организации 4 - й Всемирный скаутский Джамбори в Gödöllő, Венгрии, где Almásy представил Air скаутов в Роберт Баден-Пауэлл 9 августа 1933 года.
Алмаси оставался малоизвестным исследователем пустыни до 1996 года, когда он (или, скорее, его вымышленный персонаж) оказался в центре внимания получившего премию Оскар фильма «Английский пациент». Сценарий был основан на романе Майкла Ондатже 1992 года. Хотя сюжетная линия - чистая выдумка, некоторые персонажи и события, связанные с поисками Зерзуры и Пещеры Пловцов, были адаптированы из статей журнала Geographic, описывающих экспедиции настоящего Альмаси в Ливийскую пустыню. Публичность, привлеченная фильмом, помогла раскрыть многие ранее неизвестные подробности о жизни Алмаси, но также привела к появлению огромного количества неточных или откровенно неправдивых заявлений, в основном связанных с его деятельностью во время Второй мировой войны, которые продолжают распространяться в печати и в Интернете. Многие из этих неточностей и ложных историй были исследованы и опровергнуты в 2013 году в книге об операции «Салам » Куно Гросса, Майкла Ролке и Андраша Зборая. В фильме местный гид описал Алмаси физическое местонахождение пещеры; «Гора в форме женской спины». Беллетризованный Алмаси затем изображается как отрисовывающий рисунок и некоторый текст, которые он затем включает в книгу, которую оставляет для себя.