Граница Кыргызстана и Узбекистана

редактировать

Граница Кыргызстана и Узбекистана составляет 1314 км ( 816 м) и проходит от точки маршрута с точкой Казахстан до точки маршрута с точкой Таджикистан. Это самая длинная внешняя граница Кыргызстана.

Карта Кыргызстана с указанием границы с Узбекистаном

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 Анклавы
  • 3 История
  • 4 Пограничные переходы
  • 5 Поселения у границы
    • 5.1 Кыргызстан
    • 5.2 Узбекистан
  • 6 Источники

Описание

Граница начинается на севере в точке пересечения с Казахстаном, а затем образует «палец» узбекской территории, зажатый между Казахстаном и Кыргызстаном; граница проходит через Пскемские горы, при этом большая часть этой территории занята рядом национальных парков (Угам-Чаткальский национальный парк в Узбекистане и Беш-Аральский государственный природный заповедник в Кыргызстане). Затем граница проходит примерно в юго-восточном направлении, пересекая Чаткальский хребет и Курамские горы, прежде чем войти в Ферганскую долину недалеко от города. Остальная часть границы очень запутанная и состоит из серии витых линий, образующих форму «наконечника стрелы» восточного Узбекистана. Северная сторона этой «стрелки» содержит точку узбекской территории посередине, образуя небольшой узбекский пен-анклав на ее вершине к западу от киргизского города Кербен. «Наконечник» стрелы находится чуть восточнее Ханабада. Затем граница проходит по ряду неровных линий на запад до таджикской точки пересечения границы.

Самый северный участок границы гористый и малонаселенный, что резко контрастирует с остальной частью, проходящей через густонаселенную Ферганскую долину.

Узбекская железнодорожная сеть имеет несколько участков, которые пересекают эту границу, оставляя несколько станций в Кыргызстане в конце небольших веток, а самый восточный участок железной дороги пересекает границу дважды. Это наследие советской эпохи, когда инфраструктура строилась без учета внутренних границ.

Анклавы

Карта с изображением кыргызско-узбекских анклавов

Вдоль границы расположено несколько анклавов: один кыргызский анклав в Узбекистане (Барак ) и четыре узбекских анклава в Кыргызстане ( Сох, Шохимардон, Джани-Айил / Джангайл и Чон-Кара / Калача).

История

Россия завоевала Среднюю Азию в 19 веке, аннексировав ранее независимые ханства Коканд и Хиву и эмират Бухары. После того, как коммунисты пришли к власти в 1917 году и создали Советский Союз, было решено разделить Среднюю Азию на республики по этническому признаку в процессе, известном как Национальное территориальное разграничение (или NTD). Это соответствовало коммунистической теории, согласно которой национализм был необходимым шагом на пути к коммунистическому обществу, и определению Иосифом Сталиным нации как «исторически сложившегося, стабильного сообщества людей, сформированного на основе общего языка. территория, экономическая жизнь и психологический облик проявляются в общей культуре ".

NTD обычно изображается как не что иное, как циничное упражнение в разделяй и властвуй, намеренно макиавеллистской попытке Сталина сохранить советскую гегемонию над регионом путем искусственного разделения его жителей на отдельные нации и границы, умышленно проведенные таким образом, чтобы оставить меньшинства внутри каждого государства. Хотя на самом деле Советы были обеспокоены возможной угрозой пантюркского национализма, как это было выражено, например, в басмачском движении 1920-х годов, более тщательный анализ, основанный на первичных источниках, показывает очень многое. картина более детализированная, чем обычно представляется.

Советы стремились создать этнически однородные республики, однако многие территории были этнически смешанными (например, Ферганская долина ), и часто оказывалось затруднительным назначить «правильный» этнический ярлык для некоторых народов (например, смешанные таджикско-узбекские сарты или различные туркменские / узбекские племена вдоль Амударьи). Местные национальные элиты решительно аргументировали (а во многих случаях преувеличивали) свою позицию, и Советы часто были вынуждены выносить решения между ними, чему еще больше мешало отсутствие экспертных знаний и недостаток точных или современных этнографических данных по региону. Кроме того, NTD также нацелено на создание «жизнеспособных» структур, в которых также должны приниматься во внимание экономические, географические, сельскохозяйственные и инфраструктурные вопросы, зачастую превосходящие этнические. Попытка уравновесить эти противоречивые цели в рамках общей националистической системы оказалась чрезвычайно сложной и часто невозможной, что привело к нанесению зачастую мучительно запутанных границ, множеству анклавов и неизбежному образованию крупных меньшинств, которые в конечном итоге оказались в «неправильной» республике. Кроме того, Советы никогда не планировали, чтобы эти границы стали международными границами, как сегодня.

Советская Средняя Азия в 1922 году до национального разграничения

NTD территории по этническому признаку предлагалось еще в 1920 году. В то время Центральная Азия состояла из двух Автономных Советских Социалистических Республик (АССР) в пределах Российская СФСР : Туркестанская АССР, созданная в апреле 1918 года и охватывающая значительную часть территории нынешнего южного Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, а также Туркменистан и Киргизский автономный совет Социалистическая Республика (Киргизская АССР, Киргизская АССР на карте), которая была создана 26 августа 1920 года на территории, примерно совпадающей с северной частью сегодняшнего Казахстана (в то время казахов называли «киргизами»). теперь кыргызы считались подгруппой казахов и назывались «кара-кыргызы», т. е. горные «черные кыргызы»). Были также две отдельные правопреемные «республики» Бухарского эмирата и Хивинского ханства, которые были преобразованы в Бухару и Хорезм. Народные Советские Республики после захвата Красной Армией в 1920 году.

25 февраля 1924 г. Политбюро и ЦК Советский Союз объявил, что будет продолжать NTD в Средней Азии. Этот процесс должен был контролироваться Специальным комитетом Центральноазиатского бюро с тремя подкомитетами для каждой из основных национальностей региона (казахов, туркмен и узбеков), при этом работа велась очень быстро. Изначально планировалось сохранить Хорезмскую и Бухарскую ПСР, однако в конце концов было решено разделить их в апреле 1924 года из-за часто громкого протеста коммунистических партий (в частности, хорезмские коммунисты не хотели разрушать свою ПСС и должны были быть были сильно вооружены в голосовании за свой роспуск в июле того же года).

Границу между Кыргызстаном и Узбекистаном оказалось чрезвычайно сложно провести из-за смешанного характера поселений в Ферганской долине. Как правило, территориальные комитеты отдавали кочевые районы киргизам, а оседлые - узбекам. Однако Советы считали, что в Кыргызстане не было городов, и что это могло бы стать препятствием для экономического развития. Именно по этой причине киргизы были удостоены награды Ош, город с преобладанием узбекского населения. Продолжились споры по Андижану, Маргилану и Джала-Абаду; в итоге первые два были переданы узбекам, вторые - киргизам. Первоначально граница была намного длиннее, так как Узбекская ССР включала в себя Ходжандский район, а также остальную часть того, что сейчас является Таджикистаном, как Таджикская АССР. Граница приняла свое нынешнее положение в 1929 году, когда Таджикистан получил Ходжент и стал полноценной ССР. Кара-Киргизская автономная область изначально входила в состав Российской ССР в октябре 1924 года, с границами, совпадающими с границами современного Кыргызстана. В 1925 году она была переименована в Киргизскую автономную область в мае 1925 года, затем в 1926 году стала Киргизской АССР (не путать с Киргизской АССР, которая была первым названием Казахская АССР ), и, наконец, она стала Киргизской ССР в 1936 году.

Граница стала международной границей в 1991 году после распада Советского Союза и независимость входящих в его состав республик. Напряженность уже стала очевидной в связи с кыргызско-узбекскими беспорядками в городе Ош в 1990 году. В 1999/2000 году Узбекистан начал в одностороннем порядке демаркацию и минирование участков границы, ссылаясь на угрозу трансграничного терроризма. Соглашение 2001 года о потенциальной демаркации участков границы и создании земельных участков, соединяющих их соответствующие анклавы с «материком», было плохо воспринято в Кыргызстане, и соглашение так и не было ратифицировано, что привело к продолжающейся напряженности вдоль границы в это время. В последние годы отношения улучшились, и в 2018 году было подписано пограничное соглашение, определяющее значительную часть границы; обсуждение статуса анклавов в настоящее время продолжается.

Пограничные переходы

  • Шамалды-Сай (KGZ) - Uchqoʻrgʻon (UZB) (автомобильный и железнодорожный, в настоящее время закрыты)
  • Манет (KGZ) - Избоскан (UZB) (автомобильный)
  • Джалал-Абад (KGZ) - Ханабад (UZB) (автомобильный и железнодорожный, в настоящее время закрыт)
  • Ош (KGZ) - Qorasuv (UZB) (железнодорожный)
  • Достык (KGYZ) - Дустлык (UZB) (автомобильный)
  • Кызыл-Кия (KGZ) - Кувасой (UZB) (ж / д)

Поселки при границе

Кыргызстан

Узбекистан

References

Последняя правка сделана 2021-05-26 04:24:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте